Тематическая недея о народных промыслах ☼
Автор: Болжеларская Лидия Владимировна
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру, обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
В нашем детском саду «Пингвин», города Лабытнанги прошла тематическая неделя «Народные промыслы России». Педагоги МБДОУ в соответствии с возрастными возможностями детей создали условия для расширения представлений о разнообразии искусства, художественных промыслов, традиций и обычаев народов России.
Дети совершали путешествия в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. Мы знакомили детей с видами декоративно-прикладного искусства - дымковской игрушкой и матрёшкой, городецкими узорами и голубой гжелью, с золотой хохломой и рассказали о процессе изготовления народных игрушек, их росписи. Дети услышали истории возникновения росписей на Руси, как росписи связаны с жизнью мастеров-художников, где впервые можно было увидеть произведения мастеров. А самое главное, что замечательные красочные предметы создают люди, одарённые фантазией, талантом и душевной добротой.
Дети увлеклись волшебным превращением безликих силуэтов средствами рисования и аппликации. Им интересно, нравится работать с народными росписями и чувствовать себя мастерами. Дети постепенно начинают любить это искусство, разбираться в его пластике, орнаменте, цветовых сочетаниях, в разнообразии форм и образов.
Игрушки всех народных промыслов различаются по стилю и манере исполнения, и со временем ребенок начинает отличать игрушки одного промысла от другого, выделять характерные особенности, причём делает он это самостоятельно.
Народная игрушка давно вошла в быт детей, ведь её главное предназначение повеселить и развлечь ребёнка. Игрушка побуждает ребёнка развить фантазию, а вместе с ней и детскую игру. Выделяется забавная игрушка, радующая детей свистом, писком, действием. Широко известны ванька-встанька, волчки, дудки, свистульки, лошадки и матрёшки.
Во всех группах детского сада воспитатели создали условия для восприятия предметов быта и произведений декоративно-прикладного искусства. По теме недели проводились такие мероприятия: беседы, дидактические игры, открытые просмотры мероприятий, мастер-класс по декоративной росписи, конкурс презентаций по теме «Народные промыслы», которыми пользовались во время бесед, конкурс детских рисунков «Ярмарка красок».
Итогом работы была выставка «Народные промыслы», где дети выразили собственное отношение к игрушке, матрёшке, золотогривым лошадкам, козликам, расписным ложкам, которые сами расписывали. Народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами мы дополнили народными мелодиями, народными играми и хороводами.
Воспитать любовь к прекрасному - это значит, знакомить детей с различными видами искусства и в первую очередь с произведениями народного творчества, с народной игрушкой.