Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Традиции культур разных народов мира и их отражение в национальных костюмах | Богданова Светлана Александровна. Работа №285270

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Богданова Светлана Александровна
Автор статьи утверждает, что национальная одежда является отражением истории государства, а народный костюм — это объект материальной и духовной культуры народа. Мы воспитываем людей, обладающих высоким уровнем социокультурной компетенции по средствам их в традиции культур разных народов мира. Автор статьи знакомит читателей с фотографиями кукол в национальных костюмах и мини музея ДОУ. Происходит постепенное знакомство читателей с множеством игр с национальной куклой. Автор задается вопросом, какие воспитательные ценности несет с собой игрушка в национальном платье. В статье рассказывается  о привлечении родителей и персонала ДОУ к разработке данной темы.

Традиции культур разных народов мира и их отражение в национальных костюмах

В качестве эпилога к своему небольшому рассказу о национальных традициях и связанных с ними национальных костюмах, мне хочется привести слова поэта Вадима Шефнера

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Национальная одежда является отражением истории государства. С течением времени меняются поколения, мышление людей и устройство их жизни, но важно, чтобы сохранялась связь с прошлым, чтобы люди помнили о своих корнях, как дерево не может жить без корней, так и невозможно построить современное государство, не помня опыта предыдущих поколений.

Культура народов и в частности культура национальной одежды отражена во многовековой истории. Народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа. Общность культур, схожесть национального костюма отражает общий ее характер, являющийся отражением внешнего облика, образа жизни, близости географического положения и характеру труда наров.

Сегодня обществу требуются люди, обладающие высоким уровнем социокультурной компетенции, с развитым чувством эмпатии и толерантности, владеющих навыками межкультурной коммуникации.

В своем высшем проявлении сфера образования призвана выполнять задачи воспроизведения духовного наследия общества, наиболее стабильных мировоззренческих и культурных ценностей, привносить в конкретное общество понимание общечеловеческих нравственных ценностей, отражающих естественную тенденцию человеческой цивилизации ко все более активному диалогу культур, постепенной взаимной интеграции различных обществ.

Построение прочного будущего каждого ученика и воспитанника в процессе образования возможно только при активном использовании в его построении принципов межкультурного взаимодействия.


Дошкольный возраст - это оптимальный период жизни человека для приобретения этнокультурного и толерантного опыта жизнедеятельности, активного познания окружающего мира и интереса к представителям других культур, формирования целостной картины мира, становления духовно-нравственных основ личности.

Первые признаки этнической идентичности проявляются у детей 3-4 лет, а к 6-7-летнему возрасту у ребенка формируются начальные знания о своей этнической принадлежности.

Теоретические положения позволили определить ребенка 6-7 лет как субъекта этнокультурного воспитания, способного к освоению ценностей культур различных народов.

Поэтому одним из приоритетных направлений работы по приобщению детей к культуре народов мира и познанию традиций разных народов является ознакомление детей старшего дошкольного возраста с национальными костюмами разных народов.

Народный костюм - является объектом материальной и духовной культуры народа. Народный костюм - это ценнейший памятник народного творчества, культуры, памятник истории человечества. Народный костюм - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях и истории народа. Народный костюм - это произведение искусства, образец гармонии цвета и линий, соединив в себе множество видов ремёсел и рукоделия. Поэтому ознакомление детей старшего дошкольного возраста с национальным (народным) костюмом станет первой ступенью на пути этнокультурного воспитания. Нами ,как вы уже знаете, был открыт мини-музей кукол в национальных костюмах и была разработана программа воспитания. Актуальность программы определяется социальным заказом. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определено содержание образовательной работы, которое должно обеспечивать развитие первичных представлений о культурных традициях, объектах окружающего мира, о многообразии культур стран и народов мира. Национальный проект «Образование» одной из задач ставит повышение качества всех ступеней образования и уделяет пристальное внимание сохранению и укреплению именно национального образования.

Для ознакомления детей с разными народами, населяющими нашу страну, педагоги детских садов в основном используют иллюстрации, чтение рассказов, просмотр фильмов, танцы в национальных костюмах, но этого недостаточно, не хватает соответствующей игрушки, в первую очередь, национальной куклы. Ее ценность заключается в том, что с ее помощью можно в доступной форме ознакомить детей с бытом и традициями народов, природными особенностями национальных республик, пробудить в детских сердцах искреннюю дружбу и любовь к людям всех национальностей. Естественно, что к национальной кукле предъявляются высокие требования:

1. В ее облике должны быть представлены черты, свойственные представителям определенной национальности;

2. Выражение лица, одежда и другие особенности куклы должны вызывать симпатию.

Национальная кукла служит средством эмоционального воздействия на детей, развивает их любознательность. Игры с национальной куклой воспитывают у детей чувство заботы, ласки. Это проявляется в их мимике, речи и поведении во время игр. Нередко кукол вносят в группу лишь для пополнения игрового хозяйства, часто они стоят в виде сувенира, служит украшением. И поэтому зачастую дети не знают имен этих кукол, в какие национальные костюмы они одеты, какую национальность представляют. Но это не про нас. У нас,как вы помните, создан мини-музей национальной куклы. Мы считаем ,что национальная кукла становится средством национального, а значит и толерантного воспитания лишь в том случае, если она оказывается наделенной определенными чертами характера. Особую симпатию дети питают к тем куклам, о которых много знают. Куклы несут радость детям, на наш взгляд нет ребенка, который бы равнодушно отнесся бы к кукле в национальном костюме. При знакомстве с куклой у детей возникает много вопросов: почему она так одета? Из какой республики она прибыла? Как там живут люди? На каком языке они говорят? Какие обычаи они соблюдают.

Очень важно, чтобы каждая национальная кукла, отличалась какими – либо особенными чертами.

В ДОУ должен быть продуманный подход к подбору национальных кукол. Удобнее всего сгруппировать их следующим образом:

1. Куклы, лицо которых передает характерные черты национальности;

2. Куклы, носящие имена полюбившихся национальных литературных героев;

3. Куклы, которые своими костюмами и элементами атрибутов напоминают о труде, характере той или иной национальности.

Воспитание симпатии, дружеского отношения к другим народам происходит в процессе подвижных игр, с использование национальных атрибутов.

В своих играх дети отражают все, что их волнует в окружающей, общественной жизни. Игра больше, чем какой-либо другой вид деятельности дает возможность насыщать ее социальным содержанием, поэтому она и является важным средством воспитания.

Воспитательное воздействие игры зависит от ее содержания, она может стать средством воспитания дружеских чувств к людям других национальностей лишь в том случае, когда она является средством познания, когда дети овладевают знаниями о национальностях, одновременно проявляя положительное отношение к их представителям.

Игра может выступать как эмоционально-действенное средство уточнения и обогащения знаний дошкольников, как способ организации взаимоотношений между детьми в игровой деятельности.

Нельзя не согласиться с утверждениями Д.Б. Эльконина, который считал, что систематическое обогащение детей знаниями о людях разных национальностей, воспитание к ним соответствующего отношения делают игру сферой «реальных социальных отношений». Кроме того, группы в детских садах стали как правило, многонациональными, и дети это отмечают.

В играх особое внимание нужно обращать на детские взаимоотношения: проявление дружеского расположения, умение проявить внимание, заботу, умение считаться с интересами товарищей.

В игре дети охотно берут на себя и выполняют роль людей иных национальностей. Игра делает общение интереснее, помогает дойти до ума и сердца каждого ребенка, вызвать творческий интерес.

Подобно родной речи, сказке, песне, народная игрушка является замечательным культурным наследием. Народная игрушка тысячелетия воспитывала ребенка, она проверена детской любовью к ней, детской игрой. Игрушка каждого народа имеет свои педагогические, художественные и технические традиции, простые и ясные. Эти традиции носят с одной стороны черты интернациональные, с другой — черты, определяемые национальным своеобразием культуры, быта, традиций того или иного народа.

В народной игрушке нет надуманности. Игрушка формировалась в тот период, когда интересы взрослых и детей были близки друг к другу, когда творчество тех и других имело много общих черт, когда в психике и мироощущении тех и других была естественная близость. Игрушка была интересна и детям и взрослым (кукла прикреплялась на шест к дому, собирала взрослых на праздник).

Величайшая правда и простота мироощущения, большая выразительность и целесообразность, стремление понять, окружающее и овладеть им обеспечивало игрушке все педагогические качества: она радовала, развивала творчество, учила понимать окружающую жизнь, учила владеть основными видами труда взрослых. Эти качества сохраняются в народной игрушке и в дальнейшем, с возникновением и развитием кустарного промысла.

В народной игрушке народ отдает ребенку свою любовь и ласку, свою веселость и смех, свои думы и знания, свое умение, — в этом большая сила се влияния на ребенка. Через народную игрушку кто-то совсем близкий и ласковый говорит с ребенком правдиво, мудро. Сила этой народной любви к ребенку говорит устами бабушки, забавляющей своего внучонка.

Какие же воспитательные ценности несет с собой игрушка в национальном платье? В этой игрушке много теплоты, которая выражается в заботливом, любовном ее исполнении: национальные черты народа переданы с любовью, точно и очень грамотно. Национальный наряд передан с максимальной точностью. Даже национальные украшения присутствуют.

Куклы в разных странах одеваются по разному. Кукла любого народа как символ культуры может рассказать о ненаписанных правилах жизни и моральных ценностях данного народа, в наряде кукол сохраняются традиции народного костюма: фасон, цвет, орнамент, украшения и т. д. Каждая мать, изготавливая кукол и их одежду, старалась сохранить национальные традиции шитья, украшения. Таким образом, во все времена кукла в национальном костюме была средством постижения тонкостей межличностных отношений и важнейшим педагогическим инструментом, посредством которого происходила передача ценнейшего опыта жизни народа, знаний о народных традициях, обычаях и обрядах, а также различных навыков, необходимых ребенку для дальнейшей жизни. Ребенок со своей куклой переживает события собственной и чужой жизни во всех ее эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

Проект в проекте нашего мини-музея «Кукла в национальном костюме»  предусматривает процесс приобщения детей дошкольного и школьного возраста как преемников, носителей и продолжателей этнокультурных традиций к сохранению национальной культуры при помощи кукол. Куклы в национальных костюмах и народные куклы (куклы-обереги, игровые куклы, обрядовые куклы и др.), отражая особенности этнической культуры, обладают уникальным воспитательно-развивающим потенциалом.Мы, следуя логике, показали актуальность приобщения к национальной культуре с использованием кукол-оберегов, обрядовых, игровых кукол, знакомство детей с их значением в жизни наших предков. Об этом мы с вами говорили на прошлом семинаре.

Первоначально сам проект «Кукла в национальном костюме» рассматривался как мероприятие-мастерская на базе нашего мини-музея кукол для дошкольников и их родителей. После второго занятия, всего их планировалось три, интерес к изготовлению национального костюма и сам процесс одевания куклы вырос и привлек внимание детей постарше, в том числе и родителей. Пришлось расширить объем проекта, и решить, что будем делать с творческим работами. (фото выставки рисунков и поделок)

Мы оформили дополнительную выставку получившихся работ.

В нашем детском саду воспитываются дети разных национальностей, поэтому научить детей понимать и принимать друг друга становится главной задачей, которую нам приходится решать постоянно. Поэтому одним из приоритетных направлений работы нашего сада добиться ожидаемых результатов:

Создание предметно-развивающей среды для ознакомления детей с культурно-историческими ценностями, традициями и обычаями народов разных национальностей;

Усвоение детьми эстетические норм и ценностей своего и других народов, проявление

эмпатии

и толерантности;

Передача образа национальных героев в театрализованной деятельности.

Наш опыт работы в детском саду по ознакомлению детей с культурой и традициями разных народов является результатом наблюдений, практических наработок, в основе которых лежат подходы к развитию ребенка как личности, его социализации. Нас привлекает разнообразие культуры разных народов. Изучая традиции и обычаи разных народов, мы стараемся всегда сохранить их и в доступной форме передать детям свои знания, делиться профессиональным опытом с коллегами.

Дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, поэтому при ознакомлении детей с культурой народов мира мы считаем, что необходимо использовать художественную литературу, иллюстрации, кукол в разных национальных костюмах, а лучше создавать различные воображаемые ситуации в театрализации.

Мы рассматриваем ознакомление детей с культурой и традициями разных народов как часть учебно-воспитательной работы с детьми. Для этого используем разнообразные средства, позволяющие включить ребенка в разные виды деятельности:

дидактические и настольные игры, игры - драматизации;

художественная литература, пословицы, поговорки, составление рассказов;

народные игры разных народов;

беседы (устанавливать и объяснять причинные связи и зависимости: наличие людей с разным цветом кожи, почему важно изучать разные языки, почему полезно знакомиться с обычаями и традициями других народов, почему человек любит свою родину);

на музыкальных

занятиях

занятиях

руководитель знакомит детей с подвижными играми разных народов;

через театрализованную и музыкальную деятельность приобщаем детей к культуре разных народов: знакомим с литературными произведениями (также с авторами произведений), знакомим с музыкальными произведениями (также с композиторами произведений), рассказываем и показываем разные виды театра, дети активно участвуют в показе сказок, сценок, спектаклей, инсценировок.

Мы привлекли наших родителей к Оформлению игр для детей: «Четвертый лишний», «Сложи картинку», Лото «Национальные костюмы», «Кто где живет?»,«Кривое зеркало» «Часть – целое»,«Лабиринт»
Новый этап - это рассматривание журналов «Куклы в народных костюмах»,
рассматривание открыток, иллюстраций на тему: «Куклы в народных костюмах», «Жилища народов мира», «Национальные костюмы»

Будучи многонациональной страной, Россия может похвастаться богатством и разнообразием культур. На просторах, раскинувшихся от гор Северного Кавказа до северной вечной мерзлоты, проживают десятки народов со своим особенным бытом, своей культурой, своими традициями. Эти различия между ними обусловлены географическими и историческими особенностями, религией, климатом региона и многими другими факторами. Они проявляются во всем, в том числе в национальных костюмах народов России. Предлагаем вам узнать чуть больше об особенностях некоторых из них.

 

 

Национальный костюм для любого народа – это воплощение всех его особенностей, культуры и традиций. Каждая нация может похвастаться особенной одеждой, которая хранит в себе частичку прошлого и позволяет сохранять национальную идентичность. О таких костюмах сегодня и пойдет речь.

Традиционная одежда – это не только способ защититься от холода, но и возможность проявить свою принадлежность к определенной культуре. Национальная одежда ранее очень четко делилась на повседневную и праздничную. К тому же по определенным деталям национального костюма можно было судить о том, к какому сословию принадлежит человек.

Особенности народных костюмов мира. В первую очередь расскажем о

Русском костюме


Начнем с национального костюма самого многочисленного народа России. Исторически основой гардероба русского мужчины или женщины являлась рубаха, на которую сверху надевались, в зависимости от пола, кафтан или сарафан.

Отделка и материал одежды отличался, так, праздничный наряд характеризовало обилие вышивки. Ее основным мотивом являлись народные узоры, однако какихлибо ограничений не было: благодаря этому вышивка становилась своеобразной «визитной карточкой» владельца, рассказывающей его историю.

Также по одежде можно было понять, к какому сословию принадлежит человек (например, среди богатого населения пользовалась популярностью вышивка золотой и серебряной нитью) или каково его семейное положение (так, такой головной убор, как кичка, носили исключительно замужние женщины). Другая особенность национального костюма - многослойность. Это обусловлено переменчивой погодой в большинстве регионов и холодами, поэтому неотъемлемой частью гардероба являлись кафтан и телогрейка.

Русская национальная одежда сочетала в себе красоту и функциональность. Она должна быть свободной. Более богатые варианты, которые носили бояре, были подбиты мехами.


Особенности национальной одежды в России:
1. Наряд был многослойным, особенно у женщин. На рубаху надевали запашную поневу, сверху «запон» или передник, потом фартук.

2. Вся одежда была свободного покроя. Для удобства и свободы движений она дополнялась прямоугольными или косыми вставками.

3. Все костюмы русского народа имели общий обязательный элемент - пояс. Эта деталь одежды использовалась не только для украшения или придерживания одежды. Орнаменты на поясах служили оберегом.

4. Вся одежда, даже повседневная и рабочая, была украшена вышивкой. Она для наших предков несла сакральное значение и служила защитой от нечистой силы. По вышивке можно было многое узнать о человеке: его социальный статус, возраст и принадлежность к определенному роду.

5. Народные костюмы России шились из ярких тканей и богато украшались тесьмой, бисером, вышивкой, блестками или узорными вставками.

6. Обязательным элементом как мужской, так и женской одежды был головной убор. В некоторых областях у замужних женщин он был многослойным и весил около 5 килограммов.

7. Каждый человек имел специальную обрядовую одежду, которая была более богато украшена и вышита. Ее старались не стирать и надевали несколько раз в году.

Киргизский

Прежде всего стоит отметить, что киргизская одежда изначально отличалась удобством. Этот народ привык к кочевой жизни и верховой езде. Поэтому их наряды были максимально приспособлены для постоянных поездок на лошади.

Традиционный киргизский костюм создавался из шкур животных и грубой шерстяной ткани. Из таких прочных материалов шили простые длинные плащи. Их полы запахивались при необходимости, а пояс подвязывался кожаным ремнем. Национальная киргизская одежда широкая и удобная, с минимальным количеством декора.

Костюм Грузии

Национальный костюм Грузии среди других традиционных костюмов выделяет обилие декора. Наряды для грузинских женщин состояли из картули (длинного приталенного платья) и пояса, который обязательно украшался вышивкой или жемчугом.

Для мужчин типичной одеждой были шаровары и рубаха, дополненная черкеской. В таком наряде фигура мужчины казалась более стройной и подтянутой за счет узкой талии, подчеркнутой поясом и широких плеч.

Таджикский

Народный таджикский костюм идеально подходит для жителей горной местности. Характерными его чертами являются свободные рубахи, шаровары и теплый халат, дополненный поясным платком. В качестве головного убора таджики традиционно использовали тюбетейки.Женские наряды также состояли из удлиненной рубахи и теплого верха. Талантливые рукодельницы дополнительно украшали свою рубаху оригинальной вышивкой.

Цыганский

Поскольку цыгане – это выходцы из Индии, в их нарядах четко прослеживается схожесть с цветастыми индейскими нарядами. Цыганский народ – это кочевники, поэтому каждая группка, останавливающаяся на территории той или иной страны, вбирала в свой наряд характерные черты их национального костюма.

Но все цыганские наряды объединяли определенные черты. Так, среди цыганского народа существует система табу под названием «пэкэлимос». Она подразумевает открытый верх и закрытый низ. Дело в том, что согласно верованиям цыган, нижняя часть женского тела нечистая, поэтому ее нужно скрывать длинной юбкой. Что касается верха, он вполне может быть открытым и дополненным глубоким декольте.

Поверх длинной цветастой юбки девушки всегда носили фартук. Считалось, что он является дополнительным щитом, ограждающим тело женщины от чужих взоров и прикосновений.

Особого внимания заслуживают праздничные национальные костюмы. Они изготавливались из дорогих материалов: шелка, черного бархата и меха. Таким костюмам придавал уникальности орнамент. Чаще всего на поверхности платьев вышивали изящные растительные узоры.

Костюм казаков

Казаки были воинами и всадниками. Поэтому их одежда предназначалась для верховой езды. Свободные шаровары не сковывали движений и позволяли свободно передвигаться на лошади. Верх, наоборот, был максимально облегающим. Короткая шинель защищала от холода, но не мешала ни скачке, ни участию в пешем бою. Для большего удобства ее дополнительно подвязывали поясом или широким кушаком.

Женщина-казачка в широкой длинной юбке. Все прикрыто от любопытных глаз. И в то же время кофточка подчеркивала высокую грудь и тонкую талию.

На голове обязательно платок.

 

 


Татарский костюм


Татарский национальный костюм представляет собой интересное сочетание двух веяний: на него оказали влияние общие традиции восточных народов и ислам. Основой одежды являлась рубаха‑платье, которая называется «кулмэк», и шаровары.

Другими составляющими гардероба были бешмет чекмень и казакин - это разновидности верхней одежды. Также сверху часто надевался халат, изначально считавшийся предметом рабочего гардероба. Среди женского населения в качестве аксессуара также пользовались популярностью жилетки и фартуки, платки (как обязательная составляющая мусульманского гардероба) и массивные украшения. А национальный мужской головной убор - тюбетейка - и по сей день надевается некоторыми представителями народа для религиозных обрядов.

Таким образом, мы считаем, что необходимо продолжать знакомить детей с культурой и традициями разных народов мира. Это способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, воображение, образное мышление. Формирует у детей уважительное и доброжелательное отношение, способность к сотрудничеству, толерантные отношения к представителям разных национальностей и народностей.

Именно в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как народная традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет познавательную и образовательную роль.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×