Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 05.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Трудовое обучение школьников с нарушением слуха | Александрова Ольга Геннадьевна, Рыжикова Екатерина Сергеевна. Работа №334363

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Младший школьный возраст является важным этапом в развитии глухого ребенка, и от того насколько эффективно мы организуем процесс трудового воспитания в младшем школьном возрасте, будет зависеть в целом все обучение и воспитание такого ребенка.Коррекционная направленность трудового воспитания, реализуемая во всех звеньях системы школьного образования, предполагает равнение на здоровые силы ребенка, обеспечение компенсирующего пути развития. Предметно - практическая деятельность широко используется глухими детьми младшего школьного возраста, и благодаря ей они развиваются, приобретают многие знания. Предметно - практическая деятельность в наибольшей степени отвечает характеру познавательной деятельности глухих детей младшего школьного возраста. Использование предметно - практической деятельности глухих младших школьников обеспечивает наиболее интересные формы организации занятий по трудовому обучению и воспитанию, занятий соответствующих ведущей деятельности, занятий побуждающих познавательную активность детей.

 

Трудовое обучение школьников с нарушением слуха.

 

 

Младший школьный возраст является важным этапом в развитии глухого ребенка, и от того насколько эффективно мы организуем процесс трудового воспитания в младшем школьном возрасте, будет зависеть в целом все обучение и воспитание такого ребенка.

Коррекционная направленность трудового воспитания, реализуемая во всех звеньях системы школьного образования, предполагает равнение на здоровые силы ребенка, обеспечение компенсирующего пути развития. Предметно - практическая деятельность широко используется глухими детьми младшего школьного возраста, и благодаря ей они развиваются, приобретают многие знания. Предметно - практическая деятельность в наибольшей степени отвечает характеру познавательной деятельности глухих детей младшего школьного возраста. Использование предметно - практической деятельности глухих младших школьников обеспечивает наиболее интересные формы организации занятий по трудовому обучению и воспитанию, занятий соответствующих ведущей деятельности, занятий побуждающих познавательную активность детей.

Важным направлением в компенсации нарушений слуха и в социальной адаптации к жизни является приобщение детей с нарушениями слуха к труду, предоставление им возможностей для выбора профессии, соответствующей как их склонностям и способностям, так и специфическим особенностям. Психическое развитие глухих детей младшего школьного возраста- это особый тип развития, происходящего в специфических условиях взаимодействия с окружающим миром, относящегося к дефицитарному типу дизонтогенеза. Первичное нарушение слухового восприятия ведет к недоразвитию наиболее тесно связанных с ним функций к недоразвитию речи, а также к замедлению развития мышления, памяти и др. Все это тормозит психическое развитие детей с нарушениями слуха. При этом замедляется формирование сложных межфункциональных взаимодействий, иерархических координации. Объем внешних воздействий на ребенка с нарушениями слуха сужен, взаимодействие со средой обеднено. Вследствие этого психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными. Компоненты психики у глухих детей младшего школьного возраста развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях - наблюдается несоразмерность в развитии наглядных и понятийных форм мышления, письменная речь превалирует над устной. Асинхронии проявляются в разной степени недоразвития одних перцептивных систем при относительной сохранности других. Так, у этих детей сохранна кожная чувствительность, при правильном обучении и воспитании компенсаторно развивается зрительное восприятие. У глухих детей отмечаются изменения в темпах психического развития по сравнению с нормально слышащими детьми: замедление психического развития через некоторое время после рождения или после потери слуха и ускорение в последующие периоды при адекватных условиях обучения и воспитания. Изменения в темпах психического развития глухих детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха внутренне связаны со структурными особенностями их психики. Большое значение имеет сохранность других сенсорных и перцептивных систем, интеллектуальной сферы, систем регуляции .

В младшем школьном возрасте у глухих детей особое внимание следует уделять особенностям развития речи и познавательной сферы, в первую очередь - формированию взаимоотношений между мышлением и речью, а также развитию движений. Выявление нарушений в данных областях необходимо для организации адекватной коррекционной работы.

Для успешного овладения трудовыми навыками необходимо в процессе трудового обучения решить несколько взаимосвязанных задач.

Во-первых, обеспечение достаточного уровня умственного развития, высокий уровень развития наглядно-образного и словесно-логического мышления.

Во-вторых, формирование у глухих детей политехнические способы действий, т.е. умение планировать собственную деятельность, знание принципов работы различных механизмов и их устройства.

В-третьих, в процессе трудового обучения необходимость добиваться сформированности трудовых навыков.

В-четвертых, формирование у глухих детей младшего школьного возраста психологическую готовность к труду.

Труд обучающихся с нарушениями слуха следует стимулировать оценкой, критерии которой четко задаются педагогом и ориентированы на разные моменты трудового процесса - качество выполненной работы, полученный результат, правильность выполнения трудовых действий и операций, степень самостоятельности, проявления взаимопомощи и т.д.

В нашей школе-интернате, в младшем школьном возрасте трудовое обучение и воспитание реализуется на уроках предметно-практического обучения (ППО) с первого дополнительного по 4 класс. На уроках ППО, строящихся на политехническом принципе, глухие дети овладевают не только умениями лепки, конструирования, моделирования, шитья, склеивания, организации деятельности и т. д., знакомятся с простейшими инструментами, распространенными материалами (бумагой, картоном, тканью, древесиной, пластилином, проволокой), изготавливают практически значимые предметы и объекты, но и учатся выполнять трудовые задания по словесной инструкции и сопровождать выполняемую работу устной речью, интенсивно накапливают, обогащают словарь специальных технических терминов, овладевают навыками планирования деятельности. Основной формой организации предметно-практического обучения является урок, который имеет свою специфическую структуру, включающую основные этапы работы над изделием, в том числе ознакомление с видом и объектом деятельности, планирование деятельности, подготовку материалов и инструментов, изготовление изделия и отчет о работе. Уроки ППО создают политехническую базу для дальнейшего общего и трудового обучения глухих в средних и старших классах Трудовое воспитание - сложный процесс, предполагающий вовлечение в разнообразную трудовую деятельность. Задачей его является нравственная, психологическая, и практическая подготовка к труду. В школе для глухих детей специфической задачей является преодоление последствий, связанных с первичным дефектом (развитие речи и закрепление навыков речевого общения, коррекция недостатков физического развития).

Использование предметно - практической деятельности способствует решению следующих значимых в трудовом воспитании глухих младших школьников составляющих: 1.Формирование различных трудовых умений и навыков. Умение определять порядок трудовых действий, необходимые для работы материалы и инструменты, размечать детали и др.; умение обрабатывать материал, собирать и монтировать изделия, отделывать детали; навыков культуры и организации труда.

2.Разносторонне воспитание личности. На уроках предметно - практического обучения создаются благоприятные возможности для воспитания у младших глухих школьников психологической и практической готовности к труду, для формирования таких качеств, как трудолюбие, дисциплинированность, настойчивость, упорство, эстетического восприятия.

3.Планомерное развитие мышления глухих детей.

4.Обучение языку как средству общения.

На уроках предметно - практического обучения используются следующие организационные формы:

1.Работа учителя с классом. Работа учителя с классом - традиционная форма организации работы при классной системе обучения. При данной форме организации работы учитель является центральной фигурой на уроке, непосредственно организующей и направляющей деятельность учащихся.

2.Работа с "маленьким учителем". Более широкие возможности для развития общения учащихся между собой открываются в тех случаях, когда урок ведет "маленький учитель". Он становится центральной фигурой на уроке: дает задания, следит за работой учащихся, оценивает их деятельность, принимает от них отчет; а учитель оказывается как бы в стороне. Но совершенно очевидно, что именно учитель руководит и направляет деятельность всех учеников в классе, но уже не непосредственно, а через "маленького учителя".

3.Работа бригадами. Большие возможности для активации речевого общения учащихся создаются при работе бригадами. В зависимости от количества учащихся в классе, а также от цели и содержания урока все учащиеся в классе разбиваются на 2 или 3 группы - бригады. Первый раз работу бригадами следует организовать таким образом, чтобы одной бригадой руководил сам учитель, а бригадиры других бригад выполняли свои обязанности, подражая его действиям.

4.Работа парами. Работа парами организуется следующим образом. Учитель объявляет, что на сегодняшнем уроке учащиеся будут работать парами, и спрашивает, кто с кем хочет работать. Обычно учащиеся выражают желание работать в паре с ближайшим соседом справа или слева. Учитель должен одобрить выбор, учитывая при этом силы учеников, объединившихся в пару. Лучше, когда слабый ученик работает в паре с сильным, который ему помогает. Хорошо, если первый раз, когда вводится данная форма организации работы, в паре с одним из учеников работает сам учитель. Остальные пары наблюдают за ними и подражают их действиям.

5.Выполнение индивидуальных заданий. Данная форма организации работы имеет важное значение для развития самостоятельности глухих детей.

Структура урока предметно - практического обучения, как и любого другого, определяется содержанием и целями учебной работы. Специфичность и многообразие задач предметно практического обучения, наличие тесных взаимосвязей с другими предметами делают определение темы и особенно целей уроков непростой задачей. Цели уроков предметно - практического обучения определяется несколькими факторами: общими задачами предметно - практического обучения, видами деятельности и изделием, запланированным на данный урок, конкретным составом класса.

Цели, обусловленные задачами предметно - практического обучения:

1.Развивающие, направленные на расширение кругозора учащихся и формирования базы житейских понятий. Например: "Познакомить со значением слов шар, пластилин, лепить", "Обобщить и систематизировать в процессе беседы знания учащихся о зимнем лесе" и т. д. 2. Логические, направленные на формирование мыслительных операций. Например: "Обучать учащихся выделять главные части поделки", "Обучать сравнивать объекты" и т.д. 3.Речевые, направленные на развитие речи учащихся и навыков речевого общения. Например : "Обучать учащихся составлять устные поручения товарищу", "Обучать отвечать на вопросы что это?" и т. д.

4. Трудовые, направленные на выработку ручных умений и навыков. Например : "Обучать учащихся пользоваться гаечным ключом и отверткой", "Обучать учащихся пришивать пуговицы" и т.д.

5.Воспитательные, направленные на формирование определенных качеств личности и характера учащихся. Например : "Воспитывать аккуратность и прилежность в процессе выполнения заданий", Воспитывать активность и инициативу при выполнении обязанностей бригадира" и т. д.

Цели урока определяются также составом класса. Учитывая уровень общего и речевого развития учащихся данного класса, учитель может ставить на каждый урок только такие цели, которые окажутся посильными для них.

Основные этапы работы над изделием на уроках предметно - практического обучения:

1.Ознакомление с темой урока. 2. Составление плана работы над поделкой. 3. Подготовка необходимых для работы материалов и инструментов. 4. Изготовление поделки. 5. Отчет о выполненной работе. 6. Оценка работы.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×