Творческое саморазвитие учителя музыки через психологическую самоподготовку и отождествление с актёрской деятельностью

Автор: Васильева Людмила Львовна

Урок музыки - зто, прежде всего, урок искусства, урок творчества, на котором решаются следующие задачи:

- воспитание змоциональной культуры детей;

- привитие устойчивого слушательского внимания, душевного сосредоточения как истоков пути к становлению 

художественного вкуса;

- формирование исполнительской культуры школьников как самовыражение их впечатлений и переживаний в исполнительстве, то есть  в пении, музыкально-ритмической деятельности, игре на детских музыкальных инструментах;

- развитие музыкальных и творческих способностей как предпосылки для самоутверждения личности детей;

- расширение кругозора школьников в области искусства.

Существуют условия для решения данных задач:

1. доброжелательная атмосфера на уроках

2. положительные змоции детей и учителя

3. построение уроков по законам искусства

4. педагогическая  импровизация на волнующую жизненную проблему

5. совместная музыкально-творческая деятельность учителя и ученика.

 

Творческой обстановки на уроке не будет, если учитель равнодушен, не змоционален, безразличен к впечатлениям детей от прослушанной музыки. Позтому, учителю необходимо работать над собой. Каким образом?..

Труд учителя можно сравнить с профессией актёра. Учитель, как и актёр, подвижен, изменчив, работает с людьми. имеет схожие задачи: например, посредством занятий художественным творчеством разбудить чувства и мысли учащихся. Такая работа - зто искусство.

И в то же время, труд учителя сложнее актёрского. Актёр - лишь часть спектакля. Учитель же на уроке имеет

несколько лиц: он и автор, ибо сам создает сценарий урока, он и режиссер, так как каждый урок - премьера, он и исполнитель главной роли, он же - главный блюститель порядка. Есть ещё одно отличие. Актер играет в день один-два спектакля, а учитель может вести в  день по пять-шесть уроков, причём уроки проводятся с разным контингентом детей и в непосредственном общении с ними. Кроме того, во всех классах своя тональность урока, свои виды деятельности.

Чтобы урок действительно имел творческую атмосферу, учитель-музыкант должен:

- умело приобщать школьников к музыкальному искусству, делая зто в интересной для них форме;

- быть осведомленным о характере музыкальных запросов учеников, об их жизни вообще;

- учитывать особенности музыкального и психологического восприятия детей различного возраста;

- быть хорошим организатором;

- отличаться знергией;

- проявлять внимательность и чуткость;

- сопереживать учащимся на уроке;

- хорошо владеть инструментом , чутко аккомпанировать, уметь пользоваться звуко- и видеовоспроизводящей техникой  (синтезатор и компьютер).

Всё зто, и многое другое лежит в основе работы учителя-музыканта. Со всем зтим он может справиться, если обладает определенными задатками, а также если у него хорошее самочувствие  - рабочее и творческое, и если есть желание творчески саморазвиваться. Для успешной учительской работы необходима психологическая самоподготовка. Скульптор, прежде чем что-то лепить, тщательно разминает глину, певец распевается, инструменталист разыгрывается. Учитель музыки перед уроком призван проводить в порядок свой творческий личностный аппарат.

Существует хороший прием внутренней психологической техники, называемый "духовный душ": перед уроком необходимо постараться отключиться от всех посторонних раздражителей, привести в порядок нервы, внушить себе мажорное настроение, и если вы человек верующий, , то можно помолиться о Божьем благословении и помощи.

Необходимо заранее готовить собственную змоциональную  настроенность, помнить о необходимости использовать 

свои душевные ресурсы, опираться на умение вызывать в себе творческое состояние.

Из своего опыта скажу, что когда у меня по расписанию "окно", я либо читаю духовную литературу, которая у меня часто с собой, либо слушаю приятную успокаивающую музыку, либо импровизирую на фортепиано (синтезаторе). Не могу сказать. что синтезатором овладела в совершенстве, но для проведения  интересного урока, что умею делать на синтезаторе, того достаточно. Во многом помогает то, что я сама с детства сочиняю музыку для фортепиано.

Как я использую синтезатор на уроках музыки? 

1. знакомя детей с различными жанрами, ищу в синтезаторе соответствующий стиль, и играю музыкальные примеры в выбранном жанре (марш, танго, фокстрот. полька, вальс и др.);

2. при исполнении разученной песни аккомпанирую на синтезаторе в соответствующем ритме;

3. играем с детьми в ансамбле: в низком регистре - учитель, в высоком регистре - дети. Естественно, показываю учащимся в каком темпе и какие клавиши нужно нажимать;

4. исполняю на синтезаторе музыкальные произведения в режиме фортепиано;

5.совершаю психологическую разрядку - то есть прошу детей, образно выражаясь, "прилечь" на  парту и слушать музыку. Как правило, играю свои авторские произведения, после чего спрашиваю детей, что они  под зту музыку представили и задаю вопрос: "Как бы они назвали произведение, если бы были композиторами?"
Мне как педагогу, интересно, поскольку начинаю понимать внутренний музыкальный мир детей, отслеживаю их словесный лексикон, как они владеют хотя бы злементарной музыкальной терминологией. Многими детскими названиями к прослушанной музыке я воспользовалась, и теперь некоторые мои авторские произведения имеют названия от детей.

В заключении хочу отметить, что создание уроков музыки - дело трудное, но увлекательное. И учителям необходимо быть ещё и приветливыми. Приветливость как черта характера сохраняет учителю-музыканту резервы духовных сил, обеспечивает оптимистическую трезвость, доброжелательность в тоне, поведении и взгляде, а также стимулирует к дальнейшей творческой деятельности.  Желаю и моим коллегам успехов!..

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x