Учебный проект на уроках истории и обществознания | Кондратьева Ирина Венальевна. Работа №332723
Учебное проектирование (метод проектов) является одним из приоритетных способов системно-деятельностный подхода: так как: процесс обучения строится на основе создания учеником собственных образовательных продуктов ; появляется возможность осуществления различных форм и видов дифференциации в обучении ; процесс обучения строится на основе обучения в сотрудничестве, позволяющей создать условия для активной совместной учебной деятельности всех участников образовательного процесса; учебное проектирование достаточно легко вписывается в традиционной школе классно - урочную систему обучения.
МБОУ « Энтузиастская ООШ» Юрьев- Польский район Владимирской области.
Кондратьева Ирина Венальевна, учитель истории и обществознания, высшей категории.
Учебный проект на уроках истории и обществознания как способ формирования метапредметных результатов учащихся.
В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях: традиционные формы обучения устарели, чтобы завладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто, так как в современном преподавании истории и обществознании существует ряд противоречий: отсутствие активной, самостоятельной, инициативной позиций учащихся на уроке; слабо развиты исследовательские, рефлексивные, самооценочные навыки; неумение полученные знания применять в практической деятельности; слабо развит познавательный интерес учащихся.
В ходе ряда наблюдений было выявлено, что интерес к предмету может возникнуть в том случае, когда учитель создает условия для активного и творческого поведения ученика. Такую задачу решает метод проектов. Исследования в проекте помогают ученику проявить его личностные качества и умение отстаивать свои позиции в решении исследовательских и творческих заданий, ориентироваться в современном мире, быть инициативным, решительным, учат находить нестандартные решения, творчески мыслить, разрешать противоречия, не бояться трудностей.
Другими словами вывести преподавание истории и обществознания на новый качественный уровень, используя системно-деятельностный подход. Учебное проектирование (метод проектов) является одним из приоритетных способов такого подхода так как: процесс обучения строится на основе создания учеником собственных образовательных продуктов ; появляется возможность осуществления различных форм и видов дифференциации в обучении ; процесс обучения строится на основе обучения в сотрудничестве, позволяющей создать условия для активной совместной учебной деятельности всех участников образовательного процесса; учебное проектирование достаточно легко вписывается в традиционной школе классно - урочную систему обучения.
Такая деятельность выводит учащихся за рамки урока, за пределы школы, в мир окружающей действительности, расширяет их кругозор, область интересов, развивает наблюдательность, учит вдумчиво относиться к явлениям жизни. Школьники учатся самостоятельно мыслить, осуществлять поиск и работать творчески. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.
Отличие исследовательско-проектной деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности. При этом у них развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция.
Проектная технология требует реализации педагогической модели «обучение через открытие». Ведущим методом выступает проблемное обучение, а организационной формой - совместный поиск решения проблемных ситуаций. Обучающими приемами будут экспериментирование или моделирование. При этом происходит формирование УДД : ученик: получает знания, осознает свой рост, уважает себя как личность. Это будет возможно, когда четко продуманы этапы исследования, формы и методы; поставлены понятные цели и задачи, установлен контакт между учителем и учениками; когда само исследование приносит удовлетворение от своего собственного результата в нем. Самое главное у ученика должно быть сформирована мотивация успешности.
Для определения темы проекта выбираю учебный раздел, часть стандартного учебного курса или нескольких курсов в соответствии с программой своего учебного предмета. Для проектов выбираю вопросы, которые требуют осмысления, и в данный момент являются актуальными. Например, при изучении темы по обществознанию в 6 классе «Мы – многонациональный народ», был выбран учебный проект « Диалог культур - это путь к пониманию?», который затрагивал проблему толерантности в российском обществе, был направлен на уважение обычаев и традиций народов нашей многонациональной Родины.
Основополагающий вопрос «Как научиться жить без конфликтов в многонациональном обществе?» выявил проблемные вопросы учебного проекта: « Почему люди разные? Что объединяет разных, «непохожих людей»? Что может сделать лично каждый из вас, чтобы в обществе не было нетерпимого отношения между людьми?». Те в свою очередь определили алгоритм работы над проектом. Ученики самостоятельно обдумывают пути проведения своих исследований: анкетирование, опыты, создание видеозаписей, сбор статистических данных, образцов, обработка собранных сведений, оформление результатов исследования. В помощь им предлагается карточка маршрут, где прописан алгоритм действий работы в группах, куда они фиксируют свой отчет о проделанной работе. Они определяют для себя «цепочки» вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также выбирающих форму представления результатов - в виде презентации, буклета, альбома, выпуска газеты. После завершение работы над учебным проектом учащиеся приобретают навык проводить социологический опрос, создавать презентацию, фоторепортаж, видео сюжеты, научится добывать и перерабатывать информацию, работать в команде, ставить перед собой определённые задачи и выполнять их согласно плану. Также в ходе проекта участники приобретают навык публичного выступления. Оценивание результативности проекта имеет большое воспитательное значение. Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Учитывается правильность выполнения приемов и способов работы, инициативность, активность, добросовестность выполнения работы, осуществление самоконтроля, полнота раскрытия темы задания, эстетическое оформление, аккуратность, правильность и качество выполнения заданий, эмоциональность и интерес, при защите готового продукта проекта- аргументированность, убедительность и убежденность
В ходе проектной деятельности у детей формируются метапредметные результаты: рефлексивные и поисковые умения, навыки оценочной самостоятельности, умения и навыки работы в сотрудничестве, менеджерские умения и навыки, коммуникативные, презентационные. Меняется и роль учителя в ходе проектной деятельности. Теперь педагог выступает в роли: энтузиаста (повышает мотивацию учащихся),специалиста (учитель перестает быть предметником, а становится педагогом широкого профиля), консультанта, руководителя, координатора, эксперта.
В результате проведённых исследований ученик получает не только определённый образовательный продукт, но и переживания, личный опыт. Таким образом, организуя проектную деятельность школьников на уроках обществознания и истории, можно формировать все группы универсальных учебных действий
Использованная литература
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А, Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. М. Просвещение, 2010
.
Глазунова О.С. Метапредметный подход. Что это?//Учительская газета 2011.
№
Громыко Ю. В., Громыко Н. В., Исследование и проектирование в образовании // Школьные технологии, № 2, 2005.
Морозова О.Е, Универсальные учебные действия: способы формирования средствами различных учебных предметов. Владимир :ВИРО,2014.
ФГОС основного общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. -М: Просвещение,2010.
http://studbooks.net/
https://www.webkursovik.ru/