УЧИТЕЛЯ – ПРЕДМЕТНИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ☼
Автор: Бфшкатова Елена Вячеславовна
УЧИТЕЛЯ – ПРЕДМЕТНИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Башкатова Елена Вячеславовна
МБОУ «СОШ № 41»
г. Новокузнецк
Формат обучения в начальной школе, при котором один педагог в течение четырёх лет учит учеников сразу по всем предметам учебной программы, устарел. Сейчас учитель в начальной школе ежедневно должен готовиться к урокам в своём классе по трём-четырём предметам. Он излишне перегружен работой и не имеет возможности качественно, на высоком методическом уровне подготовиться сразу ко всем урокам. Этот педагог вынужден отдавать предпочтение одному-двум предметам в ущерб другим. Конечно, есть педагоги с большим опытом работы, которые становятся асами по всем предметам начальной школы, но таких единицы.
Советский подход к образованию, когда один педагог учил детей и читать, и писать, уже изжил себя в условиях города. Современные дети живут в быстро меняющемся информационном пространстве, и им нужно, чтобы учитель давал им глубокие знания по предметам, чего один педагог физически сделать не в состоянии.
Переход на новый формат обучения возможен лишь в городских школах, где на параллелях обучаются сразу несколько первых, вторых, третьих, четвёртых классов. Учитель в этих классах должен иметь базовую подготовку «Учитель начальных классов», чтобы иметь возможность работать на любой позиции в начальной школе. Но обязательно этот учитель должен получить специализацию по одному-двум предметам в зависимости от своих наклонностей, например, «Учитель начальных классов, математики и информатики» или «Учитель начальных классов, родного языка и чтения». Тогда при переходе на предметное обучение этот педагог сможет ежедневно готовиться по одному предмету, а проводить по этой теме два-три урока в разных классах. Таким образом, в течение одного дня он может совершенствовать свои уроки и добиваться лучших результатов. В этом главное достоинство предметного обучения. Что касается классного руководства в начальной школе, то тут всё очень просто: учитель математики может быть классным руководителем в классе «А», а учитель русского языка – в классе «Б» и так далее. Все остальные учебные предметы программы эти учителя должны разделить между собой на два пакета: один педагог преподаёт «Окружающий мир», а другой — «Трудовое обучение» и так далее. В этой ситуации учитель будет тратить в два раза меньше времени на подготовку к учебному дню, а количество проведённых уроков останется прежним.
В школьные годы ребенок переживает несколько переходных периодов, требующих от него приспособления к новым условиям. При переходе из одной ступени обучения в другую возрастают требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у учеников определенных учебных знаний, учебных действий. Переход из начальной школы в среднее звено школы традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.
В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель – учителя-предметники. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом. Также обнаруживается несогласованность действий учителей начальных классов и учителей- предметников.
Начальная школа призвана готовить учащихся к обучению в школе на более высокой ступени. Адаптация младших школьников в новых условиях жизни и деятельности на второй ступени общего образования напрямую связана с их психологической готовностью к переходу в 5-ый класс. А формирование психологической готовности учащихся зависит от взаимодействия двух смежных ступеней образования. Речь идет о психолого-педагогической преемственности в работе учителей начальных классов и учителей-предметников.
В 5-м классе количество предметов увеличивается, но самое главное – учителей будет столько же, и у каждого свои требования.
Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления. Определенная часть детей осознает такой переход как шанс начать заново школьную жизнь, наладить не сложившиеся и несостоявшиеся отношения с педагогами.
Поэтому, для того чтобы переход в 5 – ый класс для ребенка был психологически комфортным, необходимо в начальной школе вводить новый формат обучения, при котором ученик не будет испытывать трудности, привыкая к новым учителям, новым требованиям, новым условиям. Деление учителей по предметом во 1 – 4 классах поможет ученику безболезненно адаптироваться в среднем звене.
Литература
1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - М.: Изд-во РОУ, 2006.
2. Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) ; под. ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
3. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов / Под ред. Л.П.Пономаренко. -- Одесса: Астро Принт, 2004.