Управление образовательным проектом «Развитие речи дошкольников»

. Автор Ватутина Вероника Николаевна

Управление образовательным проектом
Развитие речи дошкольников.
В современной науке речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться родным языком; развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря; коммуникативных умений и связной речи; формирование грамматического строя языка, осознание речевой деятельности. Этой проблемой занимались учёные Л.С.Выготский, А.Н.Гвоздев, Л.Е.Журова, Ф.А.Сохин и другие авторы.
Работа дошкольного учреждения в современной системе дошкольного образования, его переход в новое качественное состояние не может осуществляться без нововведений. Инновационный процесс может осуществляться стихийно или организованно (с разработкой образовательного проекта, определением общей проблемы и т.д.).
Исходя из этого, работа структурного подразделения Радуга направлена на реализацию образовательного проекта по развитию речи, который предполагает коллективный поиск решения методических проблем речевого развития дошкольников для выполнения социального заказа на формирование речи детей. Это и является целью проекта.
Для усовершенствования работы по развитию речи дошкольников был создан образовательный проект Речевое развитие дошкольников, целью которого является создание модели психолого-педагогического сопровождения развития речи детей 3-7 лет и оптимизация условий в ДОУ для речевого развития дошкольников.
В качестве объекта проектирования выступает содержание речевого развития дошкольников, методы, технологии, образовательная программа речевого развития дошкольников. Субъектом проектирования выступают педагоги ДОУ.
Структура проекта зависит от поставленных задач:
1. Определение путей оптимизации речевого развития дошкольников в условиях ДОУ общеразвивающего вида.
2. Профессиональная готовность педагогов к проведению речевой работы с детьми.
3. Повышение уровня речевого развития детей дошкольного возраста.
Для их решения необходимо эффективное управление образовательным проектом в ДОУ, что предполагает достижение высокой эффективности образовательной речевой работы с детьми на уровне современных требований.
Управление методической работой в детском саду является системой, если базируется на важных принципиальных требованиях:
связь с жизнью;
научность;
комплексность;
систематичность;
единство теории и практики;
оперативность, гибкость, мобильность,
поэтому с учётом специфики СП разработана структура образовательным проектом.
Вся работа строится на основе нормативно – правовой базы дошкольного учреждения (локальные акты):
Программа развития МБДОУ ДС № 1;
Программа реализации раздела Речевое развитие детей дошкольного возраста в МДОУ ДС № 1;
Образовательная программа;
Годовой план МБДОУ ДС № 1, СП;
Положение о ПМПК МБДОУ ДС № 1;
Положение о внутренней контрольной деятельности;
Положение о творческой лаборатории;
Положение о смотрах – конкурсах речевых зон в группах и книжных уголков.
Локальные акты задают общие направления и требования к организации работы ДОУ.
Педагогический коллектив СП Радуга на протяжении ряда лет с 2004-2005 года решает проблемы речевого развития дошкольников.
Реализованы годовые задачи:
воспитание ЗКР у детей 3-7 лет (в течение двух лет);
организация, оснащение развивающей речевой среды;
формирование словаря у дошкольников в разных видах деятельности;
формирование грамматического строя речи у дошкольников;
развитие связной речи дошкольников.
В работе прослеживается ряд последовательных этапов:
а) аналитический;
б) практический;
в) этап регулирования и коррекции.
1 этап – аналитический.
Для проведения качественной работы по разделу Программы воспитания и обучения в детском саду Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой Развитие речи необходим высокопрофессиональный, образовательный уровень педагогов, достаточная их готовность для проведения речевой работы с детьми.
В СП Радуга трудятся 11 педагогических работников, из них имеют:
высшее образование – 64 % (7 человек),
средне-специальное – 36 % (4 человека).
Аттестовано - 81% (9 педагогов), из них 64 % (7 человек) на высшую и первую квалификационную категории.
Для получения данных диагностики по готовности педагогов к работе по речевому развитию детей регулярно проводятся тестирование, анкетирование знаний основ развития речи по адаптированным методикам Ю.Н.Родионовой, Н.В.Микляевой, Л.Р.Болотиной, С.В.Молчанова, О.А.Скоролуповой и других авторов.
Это позволяет сделать вывод:
- педагоги достаточно грамотно владеют методикой развития разных сторон речи в возрастных группах;
- успешно используют знания в практической деятельности;
- умеют создавать мотивацию к речевой деятельности;
- грамотно создают речевую развивающую среду.
С учётом приоритетного направления по речевому развитию детей были представлены темы опытов работы педагогов:
- на методических объединениях для педагогов МБДОУ ДС № 1 (воспитателей, инструкторов по физической культуре, учителей – логопедов);
- при прохождении аттестации на квалификационную категорию;
- педагогических советах в структурном подразделении;
- в материалах городской педагогической конференции, городских педагогических чтениях.
2 этап - практический.
Наша работа начиналась в 2004 году с внедрения новой рубрики Речевая развивающая среда усовершенствованной Программы воспитания и обучения в детском саду под ред.М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
Её основная цель – содействие совершенствованию речевых коммуникаций ребёнка в детском саду с взрослыми, сверстниками и детьми более младшего и старшего возраста, а также определение особенностей развивающей среды во всех группах ДОУ.
Анализ речевой среды показал, что оснащение групп крайне скудное, педагоги не достаточно ориентировались в выборе пособий, литературы, предметов для развития речевого общения детей, поэтому для обеспечения методически правильной речевой среды была разработана памятка по оснащению центров речевого развития для всех возрастных групп.
Ежегодно с 2004 года проводятся смотры речевых зон, книжных уголков в структурном подразделении. Результаты оценивания оформлены по показателям:
соблюдение программных, методических, возрастных требований к организации;
подбор материала с учётом их идейно-художественной ценности;
жанровое разнообразие пособий;
тематический принцип подбора материала;
наличие книг-самоделок, ширм с картинками, иллюстраций, портретов писателей и художников – иллюстраторов, детских журналов, газет, рисунков детей;
связь с театрализованной деятельностью.
На основании распоряжений заместителя заведующего по УВР проводятся тематические проверки, их цель – определение уровня организации речевой среды в группах; оценивание воспитательной, образовательной, развивающей работы с детьми по разделу Развитие речи (ЗКР, ГСР, словарь, связная речь). Материалы проверок сопровождаются аналитическими справками.
В ДОУ ежегодно перед педагогическим коллективом поэтапно ставятся задачи по разделу Развитие речи. Для их реализации в плане на учебный год создаётся и внедряется методическое сопровождение проекта. С этой целью с 2005-2006 учебного года намечаются и используются различные формы методической работы:
участие и посещение городских мероприятий в рамках Недели передового педагогического опыта;
методические объединения для воспитателей МБДОУ ДС № 1;
педагогические советы;
семинары – практикумы;
мастер – класс;
консультации для педагогов;
коллективные просмотры мероприятий в структурном подразделении и в МБДОУ ДС № 1;
педагогические часы;
смотры речевых уголков в ДОУ;
выставки методической литературы и дидактических пособий.
Годовая задача
Методические мероприятия
в 2007 – 2008 учебном году
Сроки проведения
Развивать речь детей через обогащение и активизацию словаря
консультация Методы и приёмы словарной работы с детьми в разных видах деятельности
семинар - практикум Планирование работы по развитию речи
коллективные просмотры занятий по развитию речи
педагогический совет Формирование словаря у дошкольников в разных видах деятельности
смотр книжных уголков в структурных подразделениях МДОУ Дс № 1
выставка методической литературы и наглядно-дидактических пособий по развитию речи детей, создание каталога за 2007 год
подбор и оформление материалов по детскому словотворчеству
педагогический час Анализ развития словаря детей на конец учебного года. Перспективы работы
октябрь
ноябрь
декабрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
Годовая задача
Методические мероприятия
в 2009 – 2010 учебном году
Сроки проведения
Развивать диалогическую речь детей при формировании культуры их общения во всех возрастных группах
консультация Общие вопросы методики обучения рассказыванию по восприятию и пересказу
консультация Формирование диалогической речи у детей
семинар-практикум Развитие функций и форм речевого общения
взаимопосещения занятий по обучению детей рассказыванию по восприятию и пересказу
педагогический совет Состояние работы по обучению детей рассказыванию по восприятию и пересказу
методическое объединение для педагогов МДОУ Д/с № 1 Представление опытов работы воспитателей в рамках приоритетного направления по речевому развитию дошкольников
октябрь
ноябрь
январь
февраль
апрель
апрель
Годовая задача
Методические мероприятия
в 2010 – 2011 учебном году
Сроки проведения
Совершенствовать диалогическую речь дошкольников
консультация Формирование диалогической речи у детей
педагогический час Анализ методической литературы по овладению детьми диалогической речью
педагогический час Организация работы по развитию диалогической речи у детей
семинар – практикум Развитие функций и форм речевого общения
взаимопосещения занятий
педагогический совет Результаты работы по развитию функций и форм речевого общения
участие в городской Неделе передового педагогического опыта: презентация ППО Комплексный подход в развитии речи дошкольников
октябрь
ноябрь
декабрь
февраль
март
март
апрель
Годовая задача
Методические мероприятия
в 2011-2012 учебном году
сроки проведения
Развивать связную монологическую речь детей через обучение рассказыванию по сюжетным картинкам
консультация Общие вопросы методики обучения рассказыванию по картине и серии сюжетных картин для детей 4-7 лет
педагогический час Планирование работы по обучению детей рассказыванию по картине и серии сюжетных картин с учётом речевого обследования;
мастер – класс Упражнения по активизации различных частей речи и работа над предложением на занятиях по обучению монологической речи;
семинар – практикум Эффективные методы и приёмы обучения детей рассказыванию по картине и серии сюжетных картин для детей 5-7 лет;
взаимопосещения занятий;
педагогический совет Обучение детей рассказыванию; результаты работы.
сентябрь
октябрь
ноябрь
январь
февраль
март
Для пополнения банка методических материалов (конспекты занятий; дидактический, наглядный, демонстрационный материал) созданы каталоги с перечнем дидактических игр и упражнений по формированию правильного звукопроизношения, развитию словаря, грамматического строя и связной речи.
Результатом проводимых мероприятий является:
- применение полученных теоретических знаний в практической деятельности;
- повысился уровень педагогического мастерства специалистов;
- пропаганда передового педагогического опыта, объединение творческих инициатив педагогов для повышения качества образования в ДОУ;
- получены знания о внедрении в работу фронтальных занятий дифференцированного вида;
- составлены перспективные планы по всем возрастным группам с учётом речевых особенностей детей с применением новых методических и наглядных пособий;
- определены эффективные методы и приёмы в работе с детьми разного уровня ГСР, словарного запаса, связной речи;
- собран и систематизирован методический, наглядно – дидактический материал по каждому направлению речевого развития дошкольников.
Неотъемлемой частью практического блока Программы реализации раздела Речевое развитие детей дошкольного возраста является мониторинг развития речи детей.
В нашем ДОУ обследование речевого развития детей проводится:
- по Программе воспитания и обучения в детском саду Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой;
- по авторским разработкам учителя – логопеда МБДОУ ДС № 53 компенсирующего вида, председателя экспертной комиссии учителей – логопедов от Управления образования Новиковой Л.В. (на основе методик Стребелёвой Е.А., Фотековой Т.А., Гербовой В.В.);
- по авторским разработкам заместителя заведующего МБДОУ ДС № 43 компенсирующего вида Коротовских Л.Н. Разработки соответствуют возрастным нормам речевого развития и программным требованиям.
Анализ речевого развития детей 3 – 7 лет с 2006 – 2011 годы показал: по результатам мониторингового исследования наибольший процент нарушений в речи приходится на вторую младшую и среднюю группы
(с 3 -5 лет) – от 70 % до 100 %.
Результаты диагностики в каждом учебном году показывают стабильную динамику в развитии речи детей:
2006 – 2007 – 20 %,
2007 – 2008 – 35 %,
2008 – 2009 – 42 %.
2009 – 2010 - 47 %,
2010 – 2011 - 58 %.
В старшем дошкольном возрасте количество детей с нарушениями речи уменьшается. Это определяется грамотным планированием и едиными требованиями к методической организации речевой работы в ДОУ в соответствии с программными и возрастными требованиями, результатами диагностики и тесной взаимосвязью в работе учителя – логопеда и воспитателей. На детей, которые не попали в коррекционные учреждения по разным причинам, на ПМПК ДОУ составляется индивидуальный план – программа, по которому работают наши педагоги.
Для отслеживания результатов разработан план контроля мероприятий по организации работы педагогов и выявлению проблем развития речи детей.
Контроль в ДОУ осуществляется системно при наблюдении и проверке соответствия воспитательно–образовательного процесса общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов народного образования, целям, задачам Образовательной программы, Устава МБДОУ ДС № 1.
Составляющими контроля являются:
- разработка системы контроля за воспитательно–образовательной работой с детьми;
- наблюдения за деятельностью воспитателя во взаимодействии с детьми;
- фиксация и анализ результатов работы, плановой документации педагогов;
- выводы и заключения о состоянии образовательной работы;
- диагностика профессиональной компетенции педагогов, развития детей;
- разработка мероприятий по устранению недостатков в работе педагогов;
- обсуждение результатов контроля с педагогами для принятия решения педагогического совета, планирование в перспективе мероприятий для качественной работы с дошкольниками.
В рамках развития речи дошкольников проводится оперативный контроль по темам:
- готовность к рабочему дню;
- владение методикой обучения детей;
- помощь молодым воспитателям (стаж до 5 лет);
- анализ календарных планов.
Предупредительный контроль проводится в форме наблюдения за педагогическим процессом, бесед с педагогом, анализа документации.
При сравнительном контроле имеются трудности из-за разности опыта работы педагогов. С молодыми педагогами проводятся консультации, наблюдения на рабочем месте; они посещают и участвуют во взаимопосещениях мероприятий города и ДОУ у коллег с большим опытом работы, изучают новинки методической литературы, периодически выступают на методических мероприятиях по определённым темам.
Экспресс–диагностика включает в себя социологические исследования (анкетирование, тестирование). При этом выявляется уровень педагогического мастерства педагогов.
Для определения данных среза по формированию умений, навыков детей и их уровня развития организуются итоговые занятия. Но наши педагоги склонны к индивидуальному тестированию ребёнка, что позволяет определить уровень и динамику речевого развития за определённый период на начало, середину, коней учебного года.
Оперативный контроль проводится ежедневно, еженедельно, ежемесячно; оформляется графически; по трём уровням отслеживается работа педагогов (знание программного содержания, хода мероприятия, подготовка наглядно – демонстрационного и раздаточного материала, эстетика и целесообразность его размещения, соблюдение санитарно – гигиенических требований к рабочей зоне, помещению в целом).
В ДОУ проводится взаимоконтроль между воспитателями второй младшей и средней групп, т.к. воспитатели близки по стажу работы и уровню педагогического мастерства. Эта форма контроля способствует распространению эффективного опыта и улучшению воспитательно-образовательного процесса. Благодаря высокой сознательности, педагоги, имеющие высокую квалификацию и профессионализм, переведены на режим доверия и самоконтроль (4 из 10 педагогов), когда идет коррекция всех основных направлений работы по развитию речи детей.
Критериями профессионального мастерства педагогов для перехода на режим самоконтроля были приняты:
- достижение оптимального результата педагогом (стабильный уровень знаний, умений, воспитанности детей, их низкая заболеваемость; достаточно высокие показатели при поступлении в школу детей);
- грамотное планирование и организация образовательного процесса;
- владение педагогом активными методами работы.
Но это не значит, что педагоги не подконтрольны администрации ДОУ. Для руководителя цель их посещения – обобщение передового опыта для представления педагогическому сообществу учреждения, города.
Тематический контроль проводится в соответствии с поставленными задачами годового плана на учебный год.
В нашем учреждении при организации речевой развивающей среды осуществляется систематический контроль по её обогащению в соответствии с годовыми задачами, по формированию звуковой культуры речи, словаря, грамматического строя речи, диалогической, связной речи дошкольников и с учётом опыта работы педагогов.
В МБДОУ ДС № 1 разработана циклограмма итогового контроля по результатам деятельности педагогов:
- открытые мероприятия с детьми;
- анализ диагностических данных по развитию речи детей на начало и конец учебных годов, в целом усвоение программных требований;
- пополнение и обогащение речевой развивающей среды;
- организация режимных моментов в каждой возрастной группе;
- повышение уровня профессионального мастерства педагогов;
- взаимодействие с родителями по речевому развитию дошкольников.
Результаты итогового контроля озвучиваются на педагогических советах, административных совещаниях, методических объединениях воспитателей МБДОУ ДС № 1, при прохождении педагогами аттестации.
Общий вывод по представленному материалу.
Результаты методической работы
с педагогами:
составлен каталог наглядно – дидактических и методических пособий;
систематизирован материал методических мероприятий;
разработан и упорядочен материал тематического планирования и методической документации по управлению над разделом Развитие речи;
с детьми:
составлены альбомы словотворчества в старшем возрасте;
отмечается достаточный уровень развития речи детей во всех возрастных группах;
взаимодействие с центральной детской городской библиотекой способствовало познавательному и речевому развитию по темам Наш край – Урал, Наша Родина – Россия;
с родителями:
составлены письменные и устные консультации по развитию речи и познавательному развитию детей всех возрастных групп;
составлены перспективные планы по педагогическому просвещению родителей в вопросах речевого развития по каждой возрастной группе.
В результате проводимой активной, систематической работы педагогическим коллективом над реализацией проекта Речевое развитие дошкольника Озёрского городского округа, приоритетным направлением остаётся развитие речи дошкольников, так как в современных условиях эта проблема наиболее актуальна в её разрешении педагогами и родителями воспитанников.
Накопленный опыт управления организацией речевого развития дошкольников способствует созданию и внедрению методического и дидактического сопровождения речевого развития ребёнка – дошкольника, и в нашем дошкольном учреждении достаточно серьёзно решаются проблемы развития речи детей. Этому способствуют полноценная теоретическая и практическая база, грамотное просвещение педагогических кадров по вопросам обучения дошкольников родному языку, умение педагогов перерабатывать необходимую информацию по развитию речи с учётом специфики ДОУ с круглосуточным пребыванием детей и их уровня развития.
Перспективы для успешной реализации развивающей речевой работы:
- продолжить работу по овладению педагогами культурой речи, навыками владения грамотной связной речью;
- использовать в практике работы новые педагогические технологии;
- содействовать распространению инновационного опыта развивающей речевой работы.
Осуществление этих предложений обеспечит качество образовательного процесса и, в частности, улучшит речевое развитие каждого ребёнка, а также будет способствовать эффективному труду педагогов и руководителя дошкольного учреждения.
HYPER13PAGE HYPER15
1
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x