урок русского языка по теме “Раздельное написание не с деепричастиями”. | Данилина Галина Михайловна. Работа №210354
Автор: Данилина Галина Михайловна
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи урока: 1) образовательная (правописание не с деепричастиями) 2) развивающая: сравниваются две глагольные формы (причастие и деепричастие). Учащимся необходимо усвоить грамматико-стилистическую норму употребления деепричастия в предложении, учащимся необходимо научиться видеть границы деепричастного оборота. 3) воспитательная: внимание к слову. Объясняя смысл пословицы при выполнении упражнения 170, учащиеся раскрывают смысл пословицы: ничего не делается без труда, приводят свою пословицу “Будет терпение – придёт и умение!” (“терпение и труд всё перетрут”) ^ Метод обучения: словесный, поисковый, наглядный.Формы обучения: урок с личностно-ориентированной направленностью. Дифференцированный подход к учащимся: работа в группах, коллективная и индивидуальная. Выполняются разноуровневые упражнения ,творческая работа (мини-сочинение).Словарный диктант, повторение по теме “причастие” (н и нн). Буквенный диктант: (н и нн в прилагательных).Устно проводится повторение написания не с причастиями.Учащиеся делают вывод: не с глаголами, деепричастиями и причастиями пишется слитно, если слово без не не употребляется.Работа учащихся на доске по карточке:
(Не)зная, (не)доумевая, страшно (не)годуя, (не)домогая с утра, (не)навидя ложь, (не)здороваясь ни с кем.Объяснить смысл пословиц: Не поклоняясь до земли, грибка не подымешь. Не работая, сыт не будешь. (Всё создаётся трудом человека)Выполнение творческой работы: написать мини-сочинение, употребляя причастные и деепричастные обороты. Подведём итоги. Учащиеся оценивают свою работу на уроке.Что понравилось на уроке и почему?
Самостоятельно сделали вывод о правописании не с деепричастиями, повторив правописание не с глаголами и причастиями.
Творческая работа. Писать мини-сочинение было трудно, но интересно. Работа выполнялась в парах, старались дополнять, помогать друг другу, ведь надо было, чтобы в тексте были причастные и деепричастные обороты, помогли очень опорные слова. Работа понравилась, хотелось бы чаще писать сочинения.
Оцениваем работу учащихся: активность, умение рассуждать, правильные ответы.
Урок русского языка в 7 классе
Тема урока: “Раздельное написание не с деепричастиями”.
Цель урока: Организовать знакомство учащихся с правилом правописания не с деепричастиями, сформировать навык правописания не с деепричастиями в составлении с причастиями и глаголами.
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи урока:
1) образовательная (правописание не с деепричастиями)
2) развивающая: сравниваются две глагольные формы (причастие и деепричастие). Учащимся необходимо усвоить грамматико-стилистическую норму употребления деепричастия в предложении, учащимся необходимо научиться видеть границы деепричастного оборота.
3) воспитательная: внимание к слову. Объясняя смысл пословицы при выполнении упражнения 170, учащиеся раскрывают смысл пословицы: ничего не делается без труда, приводят свою пословицу “Будет терпение – придёт и умение!” (“терпение и труд всё перетрут”)
^ Метод обучения: словесный, поисковый, наглядный.
Формы обучения: урок с личностно-ориентированной направленностью. Дифференцированный подход к учащимся: работа в группах, коллективная и индивидуальная. Выполняются разноуровневые упражнения (1, 2, 3).
^ Адаптивная система обучения: научить думать учащихся и действовать:
1) работать в парах;
2) самостоятельная работа учащихся;
3) индивидуальная работа учащихся;
4) творческая работа (написание мини-текста).
Сообщается тема и цель урока, сведения о знаниях и умениях, которыми учащиеся должны овладеть, записаны на доске:
1) повторение н и нн в причастиях, н и нн в прилагательных (словарный диктант).
2) в предложении найти деепричастие и доказать, что это глагольная форма.
3) сравнить сложное предложение и простое с деепричастным оборотом, определить, чем оно отличается и какое значение имеет.
4) выполнить синтаксический разбор предложения.
5) Объяснить правописание не с глаголами, образовать деепричастия и сделать вывод самостоятельно: раздельное и слитное правописание не с деепричастиями (§28).
6) выполнить упражнение 170, работа по карточкам (2 уровень).
7) записать под диктовку предложения с комментированием орфограмм и обозначением деепричастных оборотов.
8) творческая работа (мини-сочинение, работа в парах).
9) подведение итогов, выставление отметок.
10) задание на дом.
2. ^ Словарный диктант, повторение по теме “причастие” (н и нн).
Священный, жёванный, кованный, тушёная капуста, потушенная свеча, тушённая на слабом огне картошка, решённая задача, копчёное мясо, спрятанное мороженое, запутанная история, раненный в руку солдат.
Работу выполняет ученик у доски, объясняя орфограммы.
Составить предложение со словом священный. (Работа оценивается учащимися и учителем).
^ Буквенный диктант: (н и нн в прилагательных)
1-н 2-н 3-н 4-н 5-нн 6-нн 7-нн 8-нн 9-н 10-нн
Лебединый, песчаный, глиняный, серебряный, стеклянный, тыквенный, пустынный, туманный, земляной, оловянный.
^ Запись предложений:
Листья падают и кружатся в воздухе.
Листья падают, кружась в воздухе.
Задание: найдите деепричастие, докажите.
Вопрос: почему деепричастие – особая форма?
Вопрос: какие признаки глагола есть у деепричастия?
Вопрос: Какие общие черты у деепричастия и наречия?
Не изменяется
Я иду
не останавливаясь
Ты идёшь
В предложении является обстоятельством
Организуется работа учащихся поискового характера; необходимо дать толкование слова деепричастие.
Почему так называется: деепричастие?
Причастие – эта форма глагола “причастна” и к глаголу, и к прилагательному.
А деепричастие “причастно” к глаголу, к основному действию, само, без глагола – сказуемого, оно употребляться не может.
(Оценивается активность и правильность поисковой работы учащихся)
Сравним два предложения:
Когда ребята выкупались, они стали загорать.
Выкупавшись, ребята стали загорать.
Чем они отличаются?
(Предложение с деепричастным отличается большей краткостью и выразительностью).
Обратите внимание на то, как действие обрисовывается с помощью деепричастных оборотов в следующем предложении:
(Записать под диктовку предложения для синтаксического разбора). Учащиеся расставляют знаки препинания, объясняют орфограммы)
Побежали по улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь и быстро вертя щепки и гусиный пух.
(Предложение повествовательное, простое (1 грамматическая основа), осложнённое деепричастными оборотами, распространенное).
2. Организовать работу учащихся по усвоению новой темы, новой орфограммы: правописание не с деепричастиями.
На доске в столбик записываются глаголы, надо образовать деепричастия:
Не спешить – не спеша
Не заметить – не заметив
Не торопиться – не торопясь
Не сделать – не сделав
Ненавидеть – ненавидя Почему пишется слитно? (Без не не
Негодовать – негодуя употребляется
Учащиеся самостоятельно делают вывод о правописании не с деепричастиями. Для закрепления читают §28.
Устно проводится повторение написания не с причастиями:
Непрочитанная книга.
Не прочитанная мною книга.
Не прочитанная, а просмотренная книга.
Книга не прочитана.
Недоумевающий взгляд.
Учащиеся делают вывод: не с глаголами, деепричастиями и причастиями пишется слитно, если слово без не не употребляется.
Организовать работу учащегося на доске по карточке:
(Не)зная, (не)доумевая, страшно (не)годуя, (не)домогая с утра, (не)навидя ложь, (не)здороваясь ни с кем.
Карточка 2: Найдите изучаемую орфограмму:
(Не)засеянное поле, поле (не)засеяно, (не)засеянное вовремя поле, (не)засеяли поле, (не)засеяв поле.
Организовать работу учащихся по выполнению упражнения 170.
Данное упражнение выполняется с разноуровневыми заданиями:
1 уровень: объяснение орфограмм (пропущенные буквы в словах)
(не) продают (продать)
(не) поглядев (глядя)
(не) поклоняясь (поклон)
Грибка (грибы)
(не) подымешь (1 спр)
(не) работая
(не) будешь
2 уровень: объяснить смысл пословиц:
Не поклоняясь до земли, грибка не подымешь. Не работая, сыт не будешь. (Всё создаётся трудом человека)
Вспомните пословицы: терпение и труд всё перетрут.
Если есть терпение – будет и умение.
Объясняем знаки препинания при деепричастных оборотах, подчёркиваем глаголы и деепричастные обороты.
3 уровень: подобрать к выделенному слову однокоренные слова:
Поклоняясь, наклоняясь, уклоняясь.
Наклон, поклон, уклон.
Поклонение, наклонение, уклонение.
3 уровень: Запись под диктовку предложений с комментированием орфограмм и обозначением деепричастных оборотов:
Лось, обирая осинку, спокойно глядит на ползающую девочку. Ничего не видя, ползёт она к большому чёрному пню.
Девочка ползла по болоту, не поднимая вверх головы. И так она приползла к горелому пню.
М. Пришвин “Кладовая солнца”.
Будете читать художественные произведения и будете “узнавать” изученные орфограммы.
Организовать работу учащихся для выполнения творческой работы: написать мини-сочинение, употребляя причастные и деепричастные обороты.
Работа проводится в группах по два человека. Очень важно, чтобы каждый участвовал в этой работе на доступном для него уровне.
Осень в лесу.
Опорные слова: птицы, белки, зайцы, лиса; облака, тучи, туман; берёзы, сосны, ели; плывущие, улетая, улетевшие, опавшие, оставляя, падая.
Осенью берёзки сбросили листву, покрыв золотым ковром всю землю. По небу плыли тяжёлые тучи, едва не цепляясь за верхушки деревьев. Птицы стали улетать на юг, к берегам незамерзающих морей. Как тихо в лесу! Лисичка, не увидев меня, быстро побежала по тропинке. Вот белка, сидя на ветке, что-то грызёт. Тихо в лесу, только опавшие листья шуршат под ногами. Легко дышать осенней свежестью. Скоро пушистые хлопья снега укроют всю землю до самой весны.
Работа выполняется на листочках и сдаётся. Несколько самых удачных работ зачитывается и оценивается.
^ Подведём итоги. Учащиеся оценивают свою работу на уроке:
1.Повторили правописание н и нн в причастиях и прилагательных.
2.Повторили основные признаки глагола и наречия у деепричастия.
3.Работали самостоятельно над толкованием слова деепричастие.
4.Узнали новую орфограмму: правописание не с деепричастиями.
5.Выполняли работу по карточкам, объясняли расстановку знаков
препинания.
6.Написали небольшое сочинение.
Что понравилось на уроке и почему?
Самостоятельно сделали вывод о правописании не с деепричастиями, повторив правописание не с глаголами и причастиями.
Творческая работа. Писать мини-сочинение было трудно, но интересно. Работа выполнялась в парах, старались дополнять, помогать друг другу, ведь надо было, чтобы в тексте были причастные и деепричастные обороты, помогли очень опорные слова. Работа понравилась, хотелось бы чаще писать сочинения.
Оцениваем работу учащихся: активность, умение рассуждать, правильные ответы.
Задание на дом: §28, упражнение 173. Раскрыть скобки, расставить запятые.