Статья урок русского языка по теме “Раздельное написание не с деепричастиями”.. Автор: Данилина Галина Михайловна

Автор: Данилина Галина Михайловна
Тип урока: изучение нового материала.

Задачи урока:  1) образовательная (правописание не с деепричастиями) 2) развивающая: сравниваются две глагольные формы (причастие и деепричастие). Учащимся необходимо усвоить грамматико-стилистическую норму употребления деепричастия в предложении, учащимся необходимо научиться видеть границы деепричастного оборота. 3) воспитательная: внимание к слову. Объясняя смысл пословицы при выполнении упражнения 170, учащиеся раскрывают смысл пословицы: ничего не делается без труда, приводят свою пословицу “Будет терпение – придёт и умение!” (“терпение и труд всё перетрут”) ^ Метод обучения: словесный, поисковый, наглядный.Формы обучения: урок с личностно-ориентированной направленностью. Дифференцированный подход к учащимся: работа в группах, коллективная и индивидуальная. Выполняются разноуровневые упражнения ,творческая работа (мини-сочинение).Словарный диктант, повторение по теме “причастие” (н и нн). Буквенный диктант: (н и нн в прилагательных).Устно проводится повторение написания не с причастиями.Учащиеся делают вывод: не с глаголами, деепричастиями и причастиями пишется слитно, если слово без не не употребляется.Работа учащихся на доске по карточке:

(Не)зная, (не)доумевая, страшно (не)годуя, (не)домогая с утра, (не)навидя ложь, (не)здороваясь ни с кем.Объяснить смысл пословиц: Не поклоняясь до земли, грибка не подымешь. Не работая, сыт не будешь. (Всё создаётся трудом человека)Выполнение творческой работы: написать мини-сочинение, употребляя причастные и деепричастные обороты.  Подведём итоги. Учащиеся оценивают свою работу на уроке.Что понравилось на уроке и почему?

Самостоятельно сделали вывод о правописании не с деепричастиями, повторив правописание не с глаголами и причастиями.

Творческая работа. Писать мини-сочинение было трудно, но интересно. Работа выполнялась в парах, старались дополнять, помогать друг другу, ведь надо было, чтобы в тексте были причастные и деепричастные обороты, помогли очень опорные слова. Работа понравилась, хотелось бы чаще писать сочинения.

Оцениваем работу учащихся: активность, умение рассуждать, правильные ответы.

 

 


Автор: Данилина Галина Михайловна


Урок русского языка в 7 классе

Тема урока: “Раздельное написание не с деепричастиями”.

Цель урока: Организовать знакомство учащихся с правилом правописания не с деепричастиями, сформировать навык правописания не с деепричастиями в составлении с причастиями и глаголами.


Тип урока: изучение нового материала.

Задачи урока: 

1) образовательная (правописание не с деепричастиями)

2) развивающая: сравниваются две глагольные формы (причастие и деепричастие). Учащимся необходимо усвоить грамматико-стилистическую норму употребления деепричастия в предложении, учащимся необходимо научиться видеть границы деепричастного оборота.

3) воспитательная: внимание к слову. Объясняя смысл пословицы при выполнении упражнения 170, учащиеся раскрывают смысл пословицы: ничего не делается без труда, приводят свою пословицу “Будет терпение – придёт и умение!” (“терпение и труд всё перетрут”)

^ Метод обучения: словесный, поисковый, наглядный.

Формы обучения: урок с личностно-ориентированной направленностью. Дифференцированный подход к учащимся: работа в группах, коллективная и индивидуальная. Выполняются разноуровневые упражнения (1, 2, 3).


^ Адаптивная система обучения: научить думать учащихся и действовать:

1) работать в парах;

2) самостоятельная работа учащихся;

3) индивидуальная работа учащихся;

4) творческая работа (написание мини-текста).


Сообщается тема и цель урока, сведения о знаниях и умениях, которыми учащиеся должны овладеть, записаны на доске:

1) повторение н и нн в причастиях, н и нн в прилагательных (словарный диктант).

2) в предложении найти деепричастие и доказать, что это глагольная форма.

3) сравнить сложное предложение и простое с деепричастным оборотом, определить, чем оно отличается и какое значение имеет.

4) выполнить синтаксический разбор предложения.

5) Объяснить правописание не с глаголами, образовать деепричастия и сделать вывод самостоятельно: раздельное и слитное правописание не с деепричастиями (§28).

6) выполнить упражнение 170, работа по карточкам (2 уровень).

7) записать под диктовку предложения с комментированием орфограмм и обозначением деепричастных оборотов.

8) творческая работа (мини-сочинение, работа в парах).

9) подведение итогов, выставление отметок.

10) задание на дом.


2. ^ Словарный диктант, повторение по теме “причастие” (н и нн).

Священный, жёванный, кованный, тушёная капуста, потушенная свеча, тушённая на слабом огне картошка, решённая задача, копчёное мясо, спрятанное мороженое, запутанная история, раненный в руку солдат.

Работу выполняет ученик у доски, объясняя орфограммы.

Составить предложение со словом священный. (Работа оценивается учащимися и учителем).

Буквенный диктант: (н и нн в прилагательных)

1-н 2-н 3-н 4-н 5-нн 6-нн 7-нн 8-нн 9-н 10-нн

Лебединый, песчаный, глиняный, серебряный, стеклянный, тыквенный, пустынный, туманный, земляной, оловянный.

^ Запись предложений:

Листья падают и кружатся в воздухе.

Листья падают, кружась в воздухе. 

Задание: найдите деепричастие, докажите.

Вопрос: почему деепричастие – особая форма?

Вопрос: какие признаки глагола есть у деепричастия? 

Вопрос: Какие общие черты у деепричастия и наречия? 

Не изменяется

Я иду 

не останавливаясь

Ты идёшь

В предложении является обстоятельством


Организуется работа учащихся поискового характера; необходимо дать толкование слова деепричастие.

Почему так называется: деепричастие?


Причастие – эта форма глагола “причастна” и к глаголу, и к прилагательному.

А деепричастие “причастно” к глаголу, к основному действию, само, без глагола – сказуемого, оно употребляться не может.

(Оценивается активность и правильность поисковой работы учащихся)


Сравним два предложения:

Когда ребята выкупались, они стали загорать.

Выкупавшись, ребята стали загорать.

Чем они отличаются?

(Предложение с деепричастным отличается большей краткостью и выразительностью).


Обратите внимание на то, как действие обрисовывается с помощью деепричастных оборотов в следующем предложении:

(Записать под диктовку предложения для синтаксического разбора). Учащиеся расставляют знаки препинания, объясняют орфограммы)


Побежали по улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь и быстро вертя щепки и гусиный пух.

(Предложение повествовательное, простое (1 грамматическая основа), осложнённое деепричастными оборотами, распространенное).


2. Организовать работу учащихся по усвоению новой темы, новой орфограммы: правописание не с деепричастиями.

На доске в столбик записываются глаголы, надо образовать деепричастия:

Не спешить – не спеша

Не заметить – не заметив

Не торопиться – не торопясь

Не сделать – не сделав

Ненавидеть – ненавидя Почему пишется слитно? (Без не не 

Негодовать – негодуя употребляется


Учащиеся самостоятельно делают вывод о правописании не с деепричастиями. Для закрепления читают §28.

Устно проводится повторение написания не с причастиями:

Непрочитанная книга.

Не прочитанная мною книга.

Не прочитанная, а просмотренная книга.

Книга не прочитана.

Недоумевающий взгляд.


Учащиеся делают вывод: не с глаголами, деепричастиями и причастиями пишется слитно, если слово без не не употребляется.


Организовать работу учащегося на доске по карточке:

(Неная, (не)доумевая, страшно (не)годуя, (не)домогая с утра, (не)навидя ложь, (не)здороваясь ни с кем.


Карточка 2: Найдите изучаемую орфограмму:

(Неасеянное поле, поле (не)засеяно, (не)засеянное вовремя поле, (не)засеяли поле, (не)засеяв поле.


Организовать работу учащихся по выполнению упражнения 170.

Данное упражнение выполняется с разноуровневыми заданиями:

1 уровень: объяснение орфограмм (пропущенные буквы в словах)

(не) продают (продать)

(не) поглядев (глядя)

(не) поклоняясь (поклон)

Грибка (грибы)

(не) подымешь (1 спр)

(не) работая

(не) будешь

2 уровень: объяснить смысл пословиц:

Не поклоняясь до земли, грибка не подымешь. Не работая, сыт не будешь. (Всё создаётся трудом человека)

Вспомните пословицы: терпение и труд всё перетрут.

Если есть терпение – будет и умение.

Объясняем знаки препинания при деепричастных оборотах, подчёркиваем глаголы и деепричастные обороты.


3 уровень: подобрать к выделенному слову однокоренные слова:

Поклоняясь, наклоняясь, уклоняясь.

Наклон, поклон, уклон.

Поклонение, наклонение, уклонение.


3 уровень: Запись под диктовку предложений с комментированием орфограмм и обозначением деепричастных оборотов:

Лось, обирая осинку, спокойно глядит на ползающую девочку. Ничего не видя, ползёт она к большому чёрному пню.

Девочка ползла по болоту, не поднимая вверх головы. И так она приползла к горелому пню.

М. Пришвин “Кладовая солнца”.

Будете читать художественные произведения и будете “узнавать” изученные орфограммы.


Организовать работу учащихся для выполнения творческой работы: написать мини-сочинение, употребляя причастные и деепричастные обороты.

Работа проводится в группах по два человека. Очень важно, чтобы каждый участвовал в этой работе на доступном для него уровне.


Осень в лесу.


Опорные слова: птицы, белки, зайцы, лиса; облака, тучи, туман; берёзы, сосны, ели; плывущие, улетая, улетевшие, опавшие, оставляя, падая.

Осенью берёзки сбросили листву, покрыв золотым ковром всю землю. По небу плыли тяжёлые тучи, едва не цепляясь за верхушки деревьев. Птицы стали улетать на юг, к берегам незамерзающих морей. Как тихо в лесу! Лисичка, не увидев меня, быстро побежала по тропинке. Вот белка, сидя на ветке, что-то грызёт. Тихо в лесу, только опавшие листья шуршат под ногами. Легко дышать осенней свежестью. Скоро пушистые хлопья снега укроют всю землю до самой весны.


Работа выполняется на листочках и сдаётся. Несколько самых удачных работ зачитывается и оценивается.


^ Подведём итоги. Учащиеся оценивают свою работу на уроке:

1.Повторили правописание н и нн в причастиях и прилагательных.

2.Повторили основные признаки глагола и наречия у деепричастия.

3.Работали самостоятельно над толкованием слова деепричастие.

4.Узнали новую орфограмму: правописание не с деепричастиями.

5.Выполняли работу по карточкам, объясняли расстановку знаков 

препинания.

6.Написали небольшое сочинение.


Что понравилось на уроке и почему?


Самостоятельно сделали вывод о правописании не с деепричастиями, повторив правописание не с глаголами и причастиями.


Творческая работа. Писать мини-сочинение было трудно, но интересно. Работа выполнялась в парах, старались дополнять, помогать друг другу, ведь надо было, чтобы в тексте были причастные и деепричастные обороты, помогли очень опорные слова. Работа понравилась, хотелось бы чаще писать сочинения.



Оцениваем работу учащихся: активность, умение рассуждать, правильные ответы.


Задание на дом: §28, упражнение 173. Раскрыть скобки, расставить запятые.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x