урок "Станица Расшеватская в годы Первой мировой войны!" | Мой кабинет. Работа №351943
Урок по истории Ставрополья. Соответсвует программе и курсу история Ставрополья. Содержит локальную историю. С исапользованием музейных экспонатов. Для старшей и средней школы. Соответсвует требованиям ФГОС. Использована технология ИКТ, проблемного обучения. Формы групповая, фронтальный опрос, индивидуальная работа.
Технологическая карта урока истории Ставрополья
Класс: 10,11
Тема урока: Станица Расшеватская в годы Первой мировой войны
Тип урока: усвоение новых знаний
Средства обучения (УМК)
Учебник «История Ставрополья 10класс», учебное пособие для учащихся 8-9 классов «Казачество в истории Ставрополья», книга «Два века станицы Расшеватской», Интернет, карта (атлас).
Тип урока: урок усвоения новых знаний:
Цель проведения: формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину и ее Вооруженные Силы, за наш народ и героические страницы истории России, в т. ч. на примере героического прошлого наших земляков;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, готовности к защите Отечества.
Задачи проведения урока:
1. Способствовать пониманию школьниками роли и значения участия России в Первой мировой войне для судеб всего человечества;
2. Способствовать осмыслению школьниками следующих духовно-нравственных категорий: Родина, историческая память, уважение к памяти павших за Родину, ратный и трудовой подвиг, героизм, самопожертвование, долг, честь, достоинство, свобода и независимость Родины, национальное самосознание.
3. Формировать такие духовно-нравственные ценности, как чувство уважения к ратному и трудовому подвигу народа
4. Способствовать воспитанию семейно-родственной, локально-региональной,
этнокультурной идентичности обучающихся на ярких примерах, связанных с историей Первой мировой войны
Ожидаемые результаты проведения урока ориентированы
на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов
образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.
Личностные результаты образования:
- формирование патриотизма как духовно-нравственной категории и основы национального самосознания россиян, осмысление Первой мировой войны как значимого события в жизни всего народа, мощного фактора его единства;
- воспитание российской гражданской и цивилизационно-культурной
идентичности школьников на основе осознания принадлежности к общности россиян;
- воспитание чувства гордости за свою Родину и ее Вооруженные Силы, за народ, вынесший на своих плечах тяжесть военного времени, за героические страницы истории России;
- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
Метапредметные результаты образования:
- умение находить, сопоставлять и критически оценивать информацию, полученную из различных источников (в т. ч. Интернет, СМИ и т.д.);
- умение готовить свое выступление и выступать с ним;
- соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- умение вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в целях получения информации, участия в деятельности общественных организаций,
выполнения учебно-практических задач.
Предметные результаты образования:
- умение приводить конкретные примеры боевых и трудовых подвигов
наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;
- способность противодействовать попыткам фальсификации истории России, е осуществляемые в интересах антироссийской пропаганды;
- проявление творческих задатков, способностей и навыков социального проектирования у детей, подростков и молодежи на основе работы с материалами по региональной истории периода Первой мировой войн.
Используемые методы, приемы: фронтальный опрос, работа в парах, самостоятельная работа, анализ текса.
Ход урока
На доске эпиграф урока
«Война для народов — это слёзы и кровь,
это вдовы и беспризорные,
это раскиданное гнездо,
погибшая молодость
и оскорблённая старость…»
Илья Эренбург.
1) Организационный этап.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Используемые методы, приемы, формы
Формируемые УУД
Приветствие обучающихся.
Приветствие учителя, друг друга.
Личностные УУД: Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Деятельность
учителя
Деятельность обучающихся
Используемые методы, приемы, формы
Формируемые УУД
Обращается к обучающимся:
Прочтите на доске эпиграф нашего урока
Как вы понимает его смысл?
Подводит итог:
Она коренным образом изменила геополитическую карту мира, принесла горе многим народам, регионам, населенным пунктам. Еще менее исследовано влияние войны на отдельные регионы России, населенные пункты. Тема нашего урока «Станица Расшеватская в годы Первой мировой войны».
Выдвигают различные предположения:
Более ста лет назад, в 1914 году, началась Первая мировая война, которая коренным образом изменила политическую карту мира и во многом предопределила ход развития истории в XX веке.
Обучающиеся записывают тему в тетрадях.
Фронтальная работа.
Личностные УУД: Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника; умение давать ответы на вопросы.
3) Актуализация знаний.
Деятельность
учителя
Деятельность обучающихся
Используемые методы, приемы, формы
Формируемые УУД
Обращается к обучающимся:
Ребята, кому в нашем школьном парке установлен памятник? Скажите, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорит на уроке?
Обучающиеся выдвигают свои гипотезы: о жизни в нашей станице в годы войны.
О героизме и стойкость наших земляков, казаков рсшеватцев на фронтах войны.
Проблемный диалог, собственный опыт и знания;
фронтальная работа.
Личностные УУД: Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.
Регулятивные УУД: умение формулировать свои мысли.
Познавательные УУД:
установление причинно-следственных связей
построение логической цепи рассуждений
выдвижение гипотез; их обоснование
4) Первичное усвоение новых знаний.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Используемые методы, приемы, формы
Формируемые УУД
Первая мировая война стала одним из переломных моментов в истории 20 века. Она не прошла мимо расшеватцев, наши земляки воевали на фронтах этой войны.
Ставропольцы защищали южные границы страны, воевали на Кавказском и Юго-Западном фронтах, принимали участие в разгроме 9-го 10-го корпусов турецкой армии, затем в Брусиловском прорыве.
Из станицы в период 1914-1917 гг в действующую армию была направлена не одна сотня казаков. Осенью 1914 г 1-й Кавказский полк, где служила основная масса расшеватцев, из г. Мерва Закавказской области дислоцируются в Закавказье, на турецкой фронт.
Осмысление услышанного через свой социальный опыт
Рассказ учителя
Личностные УУД: Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.
Регулятивные УУД: умение формулировать свои мысли.
5) Первичная проверка понимания
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Используемые методы, приемы, формы
Формируемые УУД
Учитель: Сегодня для нас ценны любые свидетельства, воссоздающие картину времени. Окунуться в атмосферу, царившую в станице в годы Первой мировой войны, помогают строки из книги «Два века станицы Расшеватской».
Страница 188-191
Обучающиеся читают текст в книге.
Преломление информации через свой жизненный опыт.
Личностные УУД: проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности, воспитание чувства гордости за свою Родину, за народ, вынесший на своих плечах тяжесть военного времени, за героические страницы истории России. сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу,
Регулятивные УУД: умение формулировать свои мысли.
Познавательные УУД: умение выделять нужную информацию из текста,
устанавливать причинно-следственных связи, строить логические цепочки, рассуждать,
выдвигать гипотезы и обосновывать их;
Коммуникативное УУД: владение устной речью; умение точно и полно выражать свое мнение.
6) Первичное закрепление.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Используемые методы, приемы, формы
Формируемые УУД
Учитель предлагает закрепить полученные знания в ходе фронтального опроса
Ответы обучающихся
Коллективная работа
Личностные УУД: сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу.
Коммуникативные УУД: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Используемые методы, приемы, формы
Формируемые УУД
Учитель: у вас на столах лежит листок с заданием.
Задание: Закончите фразу (по выбору)
Сегодня я узнал….
Я понял, что….
Меня удивило…
Мне хотелось…
Обучающихся читают задание, формулируют ответы по выбору:
Сегодня я узнал о подвигах моих земляков в годы войны и у меня появилось желание поискать новую информацию в разных источниках
Я понял, что еще очень много не знаю о той войне
Меня удивил патриотический настрой моих земляков, царившей в те времена.
Мне хотелось бы узнать об участии моих предков в этой войне
Самостоятельная работа
Личностные УУД: Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности, воспитание чувства гордости за свою Родину и ее Вооруженные Силы, за народ, вынесший на своих плечах тяжесть военного времени, за героические страницы истории России.
Коммуникативные УУД: Умение полно и точно выражать свою мысль.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Используемые методы, приемы, формы
Формируемые УУД
Дома расспросите родных об участии членов вашей семьи в войне. Подготовьте свое выступление по теме «Судьба семьи в судьбе страны».
Записывают задание в дневник. Задают вопросы учителю в случае необходимости
Работа с дневником.
Подготовка творческих проектов
Предметные результаты образования:
- проявление творческих задатков, способностей и навыков социального проектирования у детей, подростков и молодежи на основе работы с материалами по региональной истории периода Первой мировой войн.
Используемая литература:
1.Учебник «История Ставрополья 7-9 класс»/ М.Е. Колесникова, Т.Н. Плохотнюк, Н.Д. Судавцов, Н.Г. Масюкова и др., АО «Издательство «Просвещение», 2021год.
2.Учебное пособие для учащихся 8-9 классов «Казачество в истории Ставрополья»/ Невская Т.А., Покотилова Т.Е. и др., издательство «Лепта Книга»; Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015 год.
3. В.А. Колесников, П.С. Федосов «Два века станицы Расшеватской» (1801-2001), научно- популярное издание, Ставрополь «ЮРКИТ», 2001 год