Условия музыкального развития детей раннего возраста /1,5-3 лет/ с использованием малых фольклорных форм ☼
Автор: Гуща Галина Николаевна
Условия музыкального развития детей раннего возраста
/1,5-3 лет/ с использованием малых фольклорных форм
Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества
Приобщать к народным традициям детей я начинаю с самой младшей возрастной группы. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Он возрастает не только физически, но и духовно-нравственно. Дети младшего возраста очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослым. Поэтому моя задача – привить детям любовь к прекрасному, научить их не только умениям и навыкам игры в коллективе, но и развить в малышах такие качества, как доброта, чувство товарищества и благородство.
В.А.Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
Отмечая удивительную силу первых детских впечатлений, видный собиратель фольклора — П.В.Кириевский говорил, что: — «тот, кто не слыхал русской песни еще над своей колыбелью и кого ее звуки не провожали во всех переходах жизни, у того разумеется, сердце не встрепенется при ее звуках, на которых душа его выросла, она ему ничего не напомнит.»
С помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку.
А.П.Усова, О.Ушакова считают, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.
Таким образом, педагоги и психологи прошлого считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии.
При отборе фольклорного материала я максимально учитываю возрастные особенности детей. Практический опыт показал, что для детей младшего дошкольного возраста более доступными являются так называемые малые фольклорные формы — потешки, загадки, считалки, короткие сказки. Организация общения предполагает активное участие всех детей, а использование различных фольклорных форм позволяет привлекать к участию и обычно пассивных и застенчивых.
Интонация фольклорных произведений наиболее близка детям раннего возраста и воспринимается ребенком на уровне чувств и эмоций.
Малые фольклорные формы – это прекрасный материал, на основе которого у ребенка очень рано начинает обрабатываться понимание текста, приобретается смысловое содержание, развивается речь, музыкально-сенсорные способности, возникает цепь слуховых реакций, накапливается опыт разнообразных движений, в том числе мелкой моторики и все это на ориентировочной и эмоциональной основе. Фольклор для малышей – народная дидактика, школа материнства. В потешках, песнях, прибаутках отражена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малыша – без лукавства и фальши.
В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества.
Важно с первых же занятий научить детей понимать педагога, повторять за ним простые движения: хлопки в ладоши, похлопывание ладошками по коленочкам, закрывать ладошками глазки. Поэтому на первых занятиях с детьми раннего возраста я использую такие потешки, в которых упоминаются части тела. Проговаривая или пропевая их на любой мотив, показываю движения, а дети подражают (показывают ротик, носик, ручки, ножки и т.д)
1. Маленькие ножки бежали по дорожке, /Бежать по кругу/
Большие ноги шли по дороге. /Идти по кругу большими шагами/
2. Где же, где же наши ручки, где же наши ручки?
Нету, нету наших ручек, нету наших ручек /Прячут ручки за спину/
Вот, вот наши ручки, вот наши ручки
Пляшут, пляшут наши ручки, пляшут наши ручки. /Вращают кистями рук/
Где же, где же наши ножки, где же наши ножки?
Нету, нету наших ножек, нет наших ножек. /Прячут коленочки/
Вот, вот наши ножки, вот наши ножки.
Пляшут, пляшут наши ножки, пляшут наши ножки. /Топают ножками/
3. Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели, чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
Есть потешки, которые создают позитивное настроение. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, настраивают на занятие. Эти потешки выполняются стоя, в начале занятия, сопровождаются хлопками в ладоши, прыжками, «пружинкой» по показу взрослого.
Утром солнышко взойдет выше, выше, выше /Дети тянут руки вверх/
К ночи солнышко зайдет ниже, ниже, ниже /Приседают/
Хорошо, хорошо солнышко проснулось.
Хорошо, хорошо деткам улыбнулось. /Хлопают в ладоши/
Некоторые потешки можно использовать в соответствии с временем года, с природными явлениями: светит ли солнышко или идет дождь, снег.
1. Смотрит солнышко в окошко, Дети хлопают в ладоши
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки -
Очень рады солнышку.
2.Дождик, дождик, посильней - /Прыгают на месте/
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки /Выполняют пружинку/
На нашем лужочке.
В младшей группе ставится задача овладения простейшими элементами народной плясовой пластики: притопывание одной и двумя ногами, постукивание каблучком, повороты кистей «фонарики», перебежки, «пружинка», прыжки и самостоятельно использовать эти элементы в свободной пляске. Некоторые потешки таят в себе рифмованную подсказку к движениям. Их тексты помогают ребенку ярче представить и выразительнее передать в движениях смысл услышанного.
1.Встань, малыш, ещё разок,
Сделай маленький шажок.
Топ-топ!
Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом.
Топ-топ!
/Дети по показу взрослых идут по залу врассыпную (учатся ориентироваться в пространстве)/
2. Что за ножки? Что за ножки? /Похлопывают по коленочкам/
У тебя, у нашей крошки!
Ни собачке и ни кошке
Не дадим твои мы ножки.
Эти ножки, эти ножки / Выполняют «топотушки»/
Будут бегать по дорожке.
Дети с радостью воспринимают показ игрушек знакомых животных и
с удовольствием подражают им.
1. Киска брысь, киска брысь!
На дорожку не садись!
Наша деточка пойдет и споткнется — упадет!
2. Петушок, петушок - золотой гребешок,
Масляна головушка, шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь, громко песни поешь?
Деткам спать не даешь?
Также использую потешки, направленные на развитие пальцев рук, ног, что в комплексе с пением развивает логоритмические навыки у детей.
1. Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я!
2. Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки
Хлопали в ладошки, хлопали немножко — да!
Игры-забавы способствуют развитию у детей музыкальных навыков. Для проведения этих игр использую набор игрушек, музыкальных инструментов, которые упоминаются в тексте песен.
1. Поиграй нам, Катя в бубен,
Мы в ладоши хлопать будем.
Поиграй нам, поиграй,
Мише бубен передай!
2. В ложку бей, в ложку бей.
Веселей, веселей!
Наши ложечки стучат,
Веселят они ребят.
Очень любят дети исполнять песенки – заклички. Они привлекают внимание ребенка к погодным явлениям. Например: «Дождик», «Солнышко».
Заклички можно сопровождать движением и вращением кистей рук.
Большое место в общении с малышами занимает игра. В играх дети воспроизводят многое из того, что их окружает, подражают тому, что видели.
Помимо познавательной и обучающей функций, помимо огромной роли в физическом развитии ребенка, игра выполняет еще одну очень важную задачу. Она приучает детей к нормам и способам общения.
Очень редко народные игры не позволяют слабому победить сильного за счет других качеств: ловкости, меткости, хитрости, удачливости. В игре формируются элементы детского права – прежде всего справедливость разрешения спора путем жребия. Жребий всегда исключает обиду. /Используется считалка/. Участие в игре предполагает возможность как победы, так и проигрыша. Умение проигрывать формирует стойкость характера. В процессе игры могут возникать и ссоры. В таких случаях использую «мирилки» /Мирись, мирись и больше не дерись…/
Малую форму фольклора можно обыграть разными способами. При этом можно использовать театр (пальчиковый, маски и т.д.). Так же могут быть использованы разные игрушки. Играя в театр и игрушки, дети быстро представляют и запоминают сказки, потешки и т.д. Надевая костюм, ребенок представляет себя тем или иным персонажем.
Опыт моей работы показал, что использование малых фольклорных форм в работу с детьми раннего возраста обогащает их жизнь, создает положительную эмоциональную обстановку на музыкальном занятии и способствует:
- развитию образности речи детей;
- развитию связной речи;
- развитию умения вслушиваться в речь, улавливать её ритм, слышать отдельные звукосочетания и проникать в их смысл;
- формированию творчества у детей;
- нравственному развитию.