Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

В 2018/2019 учебном году (10.03.2018) опубликовала в Международном сетевом издании «Солнечный свет» статью «Формирование толерантности и культуры межнациональных отношений у студентов» | Лемешко Ольга Витальевна. Работа №240052

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Лемешко Ольга Витальевна
Сегодня формирование толерантности у молодежи является важной педагогической проблемой. Главная цель воспитания толерантности со- стоит в утверждении ценности человеческого достоинства и неприкос- новенности каждой человеческой личности.

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ И КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТУДЕНТОВ

О.В. Лемешко

Сегодня формирование толерантности у молодежи является важной педагогической проблемой. Главная цель воспитания толерантности со- стоит в утверждении ценности человеческого достоинства и неприкос- новенности каждой человеческой личности.

Ключевые слова: толерантность, индикатор, культура межнациональ- ных отношений, этикет, эмпатия, культурные ценности, толерантная культура, культура различий.

Formation of tolerance at youth as indicator of culture of international attitudes. Nowadays the formation of tolerance of youth is the important pedagogical problem. The significant purpose of the formation of tolerance consists in the statement of value of human inner world and inviolability of each person.

Keywords: tolerance, indicator, the culture of international relation, eti- quette, empathy, cultural values, tolerant culture, culture of distinctions.

 

 

Вузы Татарстана, России отлича- ются поликультурным образователь- ным пространством (смешанным на- циональным составом). Практика по- казывает, что в таких вузах нужны не отдельные технологии, формы, мето- ды, средства формирования культуры межнациональных отношений, а еди- ная педагогическая система формиро- вания этих отношений. В таких вузах культура межнациональных отноше- ний приобретает особую значимость. Многие лидеры экстремистских, на- ционалистических организаций, ру- ководители антироссийских бандфор- мирований проходили когда-то обуче- ние в российских вузах. Однако это не сделало их людьми с высоким уровнем межнациональной куль- туры.

Сегодня актуализируется необхо- димость воспитания и образования эт- ноориентированной, поликультурной


личности. Обращение к проблеме вос- питания утраченных черт у подрас- тающего поколения, присущих вос- питанному, образованному, интелли- гентному человеку, становится просто необходимым. Решение обозначенной проблемы становится глобальной зада- чей для всех учебно-образовательных учреждений. Сегодня ситуация как в образовательной сфере, так и в об- ществе в целом позволяет говорить, что у молодежи произошло снижение уровня ответственности, порядочно- сти, грамотности. Эти качества лично- сти по наследству не передаются, их необходимо формировать, развивать, совершенствовать и реализовывать в отношениях между людьми. Без этих личностных характеристик че- ловек не может быть воспитанным, интеллигентным.

В России формирование толерант- ности актуально не менее, чем во всем

 

остальном мире. В стране в последние десятилетия заметно развернулся про- цесс национального возрождения, и вместе с тем мы наблюдаем усиление межнациональной напряженности. Актуальной стала проблема межкон- фессиональных взаимоотношений. В обществе сформировалась новая религиозная ситуация: произошла переоценка роли религии в истории развития России. Признается ее боль- шое влияние на духовно-нравственное развитие человека. Религиозным ор- ганизациям предоставлена возмож- ность обучать детей религии вне рамок образовательных программ... Для осуществления этих целей не- обходимо умелое использование в учебно-воспитательном процессе основ народной педагогики, принци- пов поликультурного образования, внедрение в учебный процесс про- грамм по формированию у студентов установок толерантного сознания и поведения, что является мощнейшим инструментом, позволяющим эффек- тивно решать сложные педагогиче- ские задачи, закладывать основы раз- вития толерантности, сенсибильности, транспарентности и безопасности де- мократического государства в новом тысячелетии. Именно их смысловой потенциал будет выступать фактором гражданского образования и воспита- ния нового поколения, имплицитно включающего принцип толерантности и здравого космополитизма, что, не- сомненно, поспособствует формиро- ванию толерантности у подрастающе- го поколения. «Толерантность – это хрупкая, ненадежная, но абсолютно необходимая конструкция в челове- ческих, конфессиональных, социаль-


ных, государственных отношениях» (В.С. Библер).

Наша работа со студентами по фор- мированию толерантности и культуры межнациональных отношений строи- лась на основе интеграции содержания вузовских дисциплин, где интеграция понимается нами как более глубокая форма их взаимосвязи. Термин «инте- гральная технология» введен В.В. Гу- зеевым, который считает, что этому названию могла бы соответствовать технология, представляющая собой сплав четырех наиболее перспектив- ных, по его мнению, направлений: укрупнение дидактических единиц, планирование результатов обучения, психологизация образовательного процесса и компьютеризация. Содер- жание учебных материалов опреде- ляется необходимостью обеспечить основу для развития способности вос- принимать, видеть, чувствовать, слы- шать, сопоставлять, сравнивать яв- ления и факты различных культур, давать соответствующие определения, идентифицировать понятия, общать- ся, вести конструктивный диалог.

В процессе формирования толе- рантности и культуры межнацио- нального взаимодействия интеграция в нашем исследовании предполага- ет использование активных методов преподавания в учебном процессе, где при отборе методов важно, чтобы они отвечали трем основным требо- ваниям: валидности, т.е. были бы обоснованы, устойчивости, т.е. могли бы воспроизводиться; репрезентатив- ности. Авторская технология форми- рования культуры межнациональных отношений предполагает реализацию совокупности принципов, таких как:

 

принцип этноаттракции, принцип синергизации, принцип ассертив- ности, принцип синтонности, прин- цип интеллекта межнациональных отношений и др. Принцип этно- аттракции в нашем исследовании имеет существенное значение, впер- вые рассматривается как принцип в процессе формирования толерант- ности и доминанты межнациональ- ных отношений; основан на проявле- нии положительного эмоционального отношения одного народа к другому, на взаимопонимании и внутренней и внешней гармонии при речевом взаи- модействии. Только при равноправ- ном отношении народов друг к дру- гу, при взаимоуважении и взаимопо- нимании возможен диалог культур; принцип этносинергизации впервые нами включен в процесс формирова- ния толерантной культуры и куль- туры межнациональных отношений у студенческой молодежи. Синер- гия (от греч. synergeia – содруже- ство) – совместное действие, кото- рое приводит к лучшим результатам, чем простая совокупность действий отдельных элементов. В процессе межнационального взаимодействия сотрудничество полезно обеим сто- ронам, именно в такой ситуации о партнере создается положительное впечатление и соответствующий сте- реотип; принцип ассертивности на- ми также раскрывается и реализуется как принцип впервые, способствует формированию значимых личност- ных качеств личности. Более того, ассертивность студента предполагает, что реализация его интересов будет являться условием реализации инте- ресов другого, как это происходит в


стратегии толерантного сотрудниче- ства и компромисса, что очень ценно и необходимо в межнациональных отношениях. В процессе формиро- вания толерантности и культуры межнациональных отношений нами также впервые реализуется принцип синтонности, который ориентирован на понимание и сотрудничество. Во взаимодействии партнеру дается по- ложительная оценка, уместно звучит заслуженная похвала; взаимодействие осуществляется с позиции на равных в атмосфере доброжелательности, а главное, в процессе взаимодействия акцент делается на положительные качества в партнере, например, про- явление толерантности, эмпатии, синтонности, ассертивности и др. Авторская технология формирования толерантности, культуры межнацио- нальных отношений впервые приме- няет и раскрывает сущность принципа интеллекта межнациональных от- ношений. Данный принцип раскрыва- ется через гармонию взаимодействия представителей разных национально- стей. Межнациональные отношения включают «интеллект отношений», а это совокупность благоразумия, рациональности и осмотрительно- сти, которые толерантная личность включает в свое синтонное поведе- ние, межнациональное общение. Ин- теллект межнациональных отноше- ний помогает превратить партнеров по общению в друзей и союзников и завоевать активную поддержку с их стороны. Благодаря повышению убедительности и привлекательности,

«интеллект межнациональных отно- шений» обеспечивает стратегические преимущества и помогает справиться

 

с проблемами в межнациональных отношениях.

Межнациональное взаимодействие требует проявления взаимной терпи- мости, собранности, настойчивости, психологической подвижности, толе- рантности, гибкости, дипломатии, ас- сертивности, синтонности, межкуль- турной компетентности и других во- левых качеств личности, опирающих- ся на интеллект и высокий уровень сознания и самосознания личности, мировоззрение. Продуктивная со- вместная деятельность развивает по- степенно активное сотрудничество, которое находит все большее выра- жение в эффективном решении про- блемы путем соединения взаимных усилий партнеров.

Рассмотрим педагогические усло- вия (при которых возможно форми- рование, развитие и саморазвитие студентов в поликультурном образо- вательном пространстве вуза), реали- зацию которых предусматривает наша технология:

создание толерантного

поликуль

-

турного

образовательного

простран

-

ства

;

реализация

этнотолерантной

установки в процесс формирования толерантности, состоящей из

готов-

ности

и

способности

студентов

к

кон-

структивным

межнациональным от-

ношениям

(через

синергетическое

взаимодействие);

процесс

ф

ормирования

толерант

-

ности

подразумевает использование активных методов, которые способ-

ствуют

формированию мировоззрения,

ассертивности

,

синтонности

, «

интел

-

лекта

межнациональных отношений»,

менталитета, толерантности

и

др.;

 

организация интеграции

со-

держания

вузовских дисциплин,

где интеграция рассматривается как

более глубокая форма

взаимосвязи

содержательных

этнокультурных

компонентов изучаемых дисциплин, которая

формирует

и

развивает

креа

-

тивное

, синергетическое мышление,

позволяющее проявлять

значимые

личностные качества молодых людей,

трансформируя

их

в

сторону

эмпатии

,

синтонности

, взаимоуважения и

чув

-

ства

партнерства.

М.П. Арутюнян, определяя задачу высшей школы, пишет: «Перед педа- гогикой встает сложная образователь- ная задача концептуального осмыс- ления, моделирования и практическо- го конструирования психолого-педа- гогической реальности созидающего саморазвития личности» [3, с. 37].

Важнейшим ориентиром поведения и поступков молодых людей в меж- национальных отношениях являются моральные ценности. Именно в меж- национальном общении необходимым условием является возникновение духовно-нравственной силы. Только в межнациональном общении человек постигает смысл своего бытия, свою нравственную самоценность и незаме- нимую значимость. Жизнь без друж- бы, любви, доброго участия «другого» не может быть индивидуально и со- циально полноценной.

Неумение партнеров в межнацио- нальных отношениях использовать обратную связь существенно затруд- няет их взаимодействие, снижая его эффективность. Благодаря обратной связи в ходе межнационального взаи- модействия люди уподобляются друг другу, приводят свое состояние, эмо-

 

 

Сознание (самосознание) этно- ориентированной личности помогает трансформировать свое поведение, мобилизовать себя, быть готовой к взаимодействию с людьми разных национальностей, проявляя креа- тивность, эмпатию, синтонность, ассертивность, толерантность и другие значимые личностные каче- ства, влияющие на их конструктив- ность. Образовательная политика должна отражать общенациональ- ные интересы, учитывать общие тенденции мирового развития. Для России – страны многонациональ- ной, многоконфессиональной и поликультурной – проблема вос- питания подрастающего поколе- ния в духе терпимости является наиболее острой. «Противостоять разобщенности людей и проявле- нию взаимной агрессии позволяет толерантность. Толерантность рас- ширяет возможности народов для достижения согласия в обществе, мире» [1].

Все изменения в социальной

жизни общества предъявляют но- вые требования как к выпускнику общеобразовательной школы, так и вуза. Молодежь должна не только овладеть современной системой зна- ний, но и успешно адаптироваться к постоянно меняющимся социаль- ным условиям.

Итак, толерантность является об- разовательным компонентом взаи- модействия между людьми, при- надлежащими к разным этносам, культурам, традициям, религиям. Толерантность – это та обществен-


ная норма, без которой невозмож- ны продуктивные межличностные, межгосударственные, межнацио- нальные отношения; толерант- ность – это внутренняя установка, которая очень значима в отноше- ниях, от которой зависит характер дальнейшего взаимодействия; толе- рантность – это то мирное средство решения, без которого не обойтись в нестандартных ситуациях обще- ния; толерантность – это диалоги- ческий принцип, который помогает вырабатывать конструктивные ре- шения и нести за них моральную ответственность; толерантность – это фундаментальный индикатор в межнациональных отношениях на пути к сотрудничеству, культурно- му плюрализму и бесконфликтному взаимодействию… Толерантное по- нимание – это путь к установлению сотрудничества между этносами, нациями и государствами, которое является доминантой конструктив- ных межнациональных отношений [2, с. 58].

 

Литература:

Безюлева

Г.В.

Толерантность

в

про-

странстве

образования: Учеб. пособие

/

Г.В.

Безюлева

,

С.К.

Бондырева,

Г.М.

Ше

-

ламова

.–

М.

:

Московский

психолого-

социальный институт,

2005.

Маркова Н.Г.

Решение

проблемы

формирования толерантности – условие

успешной социализации

/

Н.Г. Маркова

//

AlmaMater

.–

2006.– №

2.

Арутюнян М.П.

Мировоззрение и образование:

становление

новой

парадиг

- мы

/

М.П.

Арутюнян

//

Высшее

образова

-

ние

в

России.–

2004.–

12.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×