Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Влияние музыкальных предпочтений членов семьи на процесс адаптации к школе детей 6-7 лет ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Проскурякова Алёна Валерьевна

Алексеева Е.Е. Проскурякова (Семёнова)А.В.

 

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ НА ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

 

     Задачей многочисленных исследований является поиск средств для решения проблемы адаптации первоклассников к школьному обучению (4), (6). Существует много определений понятия школьной адаптации. В нашем понимании – это процесс взаимодействия личности школьника с его социальным окружением в школе, что предполагает наличие у школьника умения соотносить свои цели и ценностные ориентации с целями и ценностями других (учеников, учителей), усвоение существующих норм и традиций, оптимизация взаимоотношений со всеми членами школьного окружения.  Сегодня не разработано достаточного количества коррекционных и профилактических программ для решения проблемы школьной адаптации.

    В нашей работе мы хотели показать, что положительное влияние на процесс адаптации к школе может оказывать особый вид психотерапии: музыкальная терапия, в которой соблюдается важный принцип отбора музыкального материала – это должна быть музыка, которую предпочитают слушать в семье ребёнка. То есть под музыкотерапией мы понимали, что это особый психотерапевтический метод, основанный на воздействии музыки на психологическое состояние человека. А под музыкальными предпочтениями понимали выбор человеком определённого стиля музыки, который предпочитается всем остальным стилям музыки.

      Почему  мы выбрали именно  такой способ коррекции? Музыкальная терапия, на наш взгляд, это перспективное направление психотерапии, известное с древнейших времён, но незаслуженно забытое и требующее новых теоретических и практических исследований. В России вопросами лечебного влияния музыки занимались И.М. Догель, И.Н.Тарханов, В.М. Бехтерев, Г.В. Шипулин, А.Г. Коган, В.Б. Полякова (5) и др. Они в своих исследованиях пытались объяснить психофизиологические механизмы воздействия музыки на человека. Было доказано, что музыка влияет на эмоциональное состояние человека, на частоту сердечных сокращений на лабильность зрительного анализатора, на тонус мышц и т.д. (1), (2), (3) Положительное же влияние оказывает  только та музыка, которая нравится «пациенту», понятна ему.

    На сегодняшний день в России нет определённой школы музыкотерапии, и эта проблема требует новых теоретических и практических исследований. В этой связи наша работа внесла свой небольшой, вклад в развитие идей музыкотерапии. Теоретическая значимость исследования состояла в уточнении понятия «музыкальные предпочтения членов семьи» в контексте их использования для решения проблем школьной адаптации. Практическая значимость заключалась в том, что на основе теоретического анализа литературы по проблемам исследования были разработаны диагностические методики для выявления уровня адаптации детей к школе и методики для выявления музыкальных предпочтений детей и членов их семьи. Также разработана программа коррекционных занятий с использованием музыкальных предпочтений членов семьи для повышения уровня адаптации детей к школе.

     В нашей работе мы преследовали цель: определить возможности использования музыкальных предпочтений членов семьи в коррекционной работе по адаптации ребёнка к школе. В связи с данной целью, мы выделяли следующие задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ по проблемам исследования.

2. Разработать диагностические методики по выявлению уровня адаптации ребёнка к школе и изучению музыкальных предпочтений членов семьи.

3.  Провести диагностику детей и родителей.

4. Проанализировать результаты диагностики по изучению особенностей влияния музыкальных предпочтений семьи на адаптацию ребёнка к школе.

5.  Разработать программу коррекционных занятий для повышения уровня адаптации детей к школе.

     Для проведения эксперимента нами была определена база исследования: чернореченская общеобразовательная школа в посёлке Чёрная речка Ленинградской области Всеволожского района. В эксперименте принимали участие дети первых классов 22 ребёнка экспериментальной группы и 19 детей контрольной, их родители (57матерей и отцов), классные руководители (2 педагога) и 5 детей седьмого класса.

     Для проведения эксперимента нами был использован ряд диагностических методов, использование которых мы сочли наиболее эффективным: анкетирование родителей и классных руководителей; тестирование детей; сравнительный анализ; методы статистической обработки данных (Т-критерий Стьюдента).

     По результатам данных методик нами были сделаны выводы, связанные с определением числа детей, имеющих проблемы в адаптации к школе, так же выводы о музыкальных предпочтениях семей первоклассников. В экспериментальной группе были дезадаптированы 3 ребёнка (14%); уровень неполной адаптации у 13 человек (59%); полная адаптации 5 человек (23%); В контрольной группе ситуация схожа: дезадаптирован 1 ребёнок (5%); неполная адаптация у 14 человек (73%); полная адаптация у 4-х человек (21 %). То есть трудности в адаптации к школе испытывают больше половины детей первых классов.

   Говоря о музыкальных предпочтениях, абсолютное большинство семей (родители и их дети – первоклассники) отметили, что  предпочитают слушать эстрадный стиль музыки: дети контрольной и экспериментальной групп –  100% выборов в каждом классе, родители экспериментальной группы – 74% выборов, родители контрольной группы – 66% выборов. Данный результат определил особенности музыкального материала, являющегося в системе музыкотерапии основным средством коррекции.

 

    Нами была разработана коррекционная программа, включающая систему занятий, содержанием которых были игровые и танцевальные упражнения. Выполнение  этих игровых и танцевальных упражнений происходило под музыку, выбранную детьми и их родителями (эстрадные песни). Дети заранее приносили в школу кассеты с записями любимых мелодий. Музыка являлась эмоциональным раздражителем, пробуждающим положительные эмоции, выплеск которых происходил в игровых упражнениях. Большинство игр были забавными, требующими подвижности и нравились детям. Проводить данные занятия помогали дети – ученики седьмого класса, они заранее были ознакомлены с играми и с задачами данной деятельности и проявляли неподдельный интерес к работе. Некоторые выразили желание в дальнейшем избрать профессию педагога или психолога. Занятия не занимали дополнительного времени в структуре учебного процесса и проводились на переменах. Игры и танцы, проводимые на переменах, помогали детям сбросить напряжение, накапливающееся во время уроков, получить положительные эмоции, самовыразиться в приемлемых формах, улучшить взаимопонимание между детьми. То есть постепенно улучшался процесс взаимодействия первоклассников со своим школьным окружением, что является одним из показателей полной школьной адаптации. Таким образом, мы через музыку, через игровые упражнения решали задачи связанные с повышением уровня адаптации детей к школе.

     Сравнение процентных соотношений  уровней адаптации до и после окончания  коррекционной работы позволил  нам сделать вывод о том, что количество детей с уровнем полной адаптацией в экспериментальной выборке увеличилось – 15 человек (68%), чуть больше стало детей с уровнем неполной адаптацией – 5 человек (23%),   но существенно не уменьшилась группа дезадаптированных детей – 2 человека (9%).

     По второй выборке так же заметны изменения, так как процесс адаптации в любом случае необратим, но гораздо меньшие: дезадаптирован 1 ребёнок (5%), уровень неполной адаптации у 14 человек (73%), полная адаптация у  4 человек (21%). Обращает внимание тот факт, что часть детей дезадаптированных и с полной адаптацией в дальнейшем пополнили группу детей с неполным уровнем адаптации. Для одних детей это является благоприятным показателем, для других – показателем снижения работы адаптационных резервов организма.

     Таким образом, психотерапевтическая работа с использованием музыкотерапии в системе школьного обучения помогает при отсутствии больших временных и материальных затрат, эффективно и увлекательно для детей решать серьёзную проблему адаптации первоклассников к школе. В дальнейшем возможно распространение данной программы коррекции и на детей других возрастов. Использование музыкотерапии может помочь  решать проблемы адаптации пятиклассников (переход из начального звена в среднее), проблемы гиперактивности или тревожности детей начальной школы, также проблемы сплочённости отдельных классов и даже всего школьного коллектива. Учёт же интересов семьи, в данном случае музыкальных, может улучшить отношение родителей к школе,  вызвать их уважение и доверие.

Литература:

1.Воронцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2004.  

2.Макашова В.А. Музыкотерапия в комплексной терапии детей с нарушениями психического развития. – Новосибирск, 2001.

3.Петрушин В.И. Музыкальная терапия. – М., 2003.

4.Пеньковская Р.М. Адаптация, дезадаптация и здоровье. – Комсомольск-на-Амуре, 2001.

5.Полякова В.Б. О физиологических механизмах влияния музыки на некоторые соматические и вегетативные функции. – Пермь, 1968.

6.Шустова Н.Е. Социально-психологическая адаптация личности: теоретико-методологические основы. – Балашов, 2002.

 

 

Пожалуйста, подождите.
x
×