Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста

Автор: Косматова Татьяна Валентиновна

Влияние театрально-игровой деятельности  на развитие речи детей дошкольного возраста

 

 Мы знаем, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности ребенка является игра. Театральное искусство своим игровым началом постоянно влечет к себе ребенка. Театрально-игровая деятельность оказывает неоценимый вклад в развитие личности: она способствует развитию интеллектуальных, инструментальных,  художественных и социальных задатков ребенка, исправлению отклонений и устранению трудностей. Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, «совершенствуется звуковая сторона речи». Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. 

Успешности использования театрализованных игр способствует организация предметно-развивающей среды, а именно театральный уголок. Создавая театральный уголок, мы попытались представить в нем все виды кукольных театров.  В своей педагогической деятельности я стремлюсь к тому, чтобы дети комфортно чувствовали себя в любой обстановке, в любой речевой ситуации. Чтобы они могли легко  вступать в диалог, могли с достоинством и уважением к другому, аргументировать свою точку зрения, были внимательными слушателями и доброжелательными собеседниками. Театрализованные игры всегда  радуют детей, пользуются у них большой любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Ребята смеются, когда смеются  персонажи пьесы, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого сказочного героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.  В основу классификации кукольных театров мы положили место развертывания игрового действия.

                             

     Настольный театр чаще всего используем при пересказе сказок, небольших рассказов. Здесь дети водят игрушки на столе. Особое внимание уделяется четкой дикции, выразительности речи, интонации, тембра голоса, мимике. Настольный театр представлен в виде театра игрушек, театра картинок («Заюшкина избушка», «Кот в сапогах», «Теремок», «Кот, лиса, дрозд» )

        Стендовые кукольные театры используются так же при пересказе сказок и рассказов. Здесь тоже важна четкая дикция, интонационная выразительность речи. Фигурки героев в данном виде иллюстрируют содержание произведения. Рассказчик стоит сбоку от стенда, и по ходу повествования переставляет фигурки. У нас в театральном уголке сделаны театры на фланелеграфе («Курочка Ряба», «Кот, петух, лиса», «Колобок»), театр «Живые картинки» («Маша и медведь»), театр теней («Заюшкина избушка», «Зимние забавы», «Лиса и кувшин»).

    Вначале дети прослушивают сказку, отвечают на вопросы по содержанию, пересказывают. Мы предлагаем ребятам  рассказать ее с помощью настольного или стендового театра.  

        Театр с куклами на ширме представлен куклами би-ба-бо, пальчиковым театром, куклой на руку. Игры с куклами на ширме выполняют развлекательную, дидактическую, коммуникативную, диагностико – коррекционную,  психотерапевтическую, эстетическую функцию. Эти игры развивают моторику рук, развивают речь, внимание, память, мышление, фантазию. Театр с куклами на ширме предусматривает, что кукловод находится за ширмой, поэтому от него требуется выразительность речи.

   

          Куклы би-ба-бо небольшие по размеру, но очень подвижны и выразительные. Работая с ними, мы предлагаем ребятам проинсценировать сказки. Для этого мы берем небольшие сказки. Сначала предлагаем прослушать сказку, ответить на вопросы по содержанию, пересказать ее всю, потом по ролям. И в конце с помощью кукол показываем ее.

С помощью кукол би-ба-бо предлагаем поиграть в игру «Придумай диалог»: два ребенка выбирают для себя кукол, придумывают для них диалог; «Моя сказка»: ребенок берет куклу и от лица героя рассказывает сказку. В процессе игр дети получали большой положительный эмоциональный заряд.

          Одним из доступных и простых видов театрализованных игр являются игры с пальчиковыми куклами. Они являются самыми маленькими актерами кукольного театра. С помощью пальчиковых кукол мы не только инсценируем сказки, но и делаем пальчиковую гимнастику.

 Например: Предлагаем одеть на большой палец куклу-мышь, а на остальные – любых персонажей по выбору. Игра «Пальчики здороваются»

Я здороваюсь везде-                                      большой пальчик покачивается

Дома и на улице

Даже «Здравствуй!» говорю

Я красивой лисоньке                                      кончиком большого пальца

Повстречал волчонок мышь:                         поочередно касается концов

«Здравствуй, братец! как живешь?»             указательного, среднего,

Вот медведь мышонка встретил:                   безымянного и мизинца

«Здравствуй, милый друг!»

И в конце пути мышонка

Встретил лягушонок

«Здравствуй, мышка! Будь здоров!»

Я здороваюсь везде                                      большой пальчик покачивается

Дома и на улице.

 А как известно, упражнения с пальцами активизируют работу мозга, способствуют развитию речи, помогая подготовить руку к письму.

                                          

               Еще в театральном уголке имеется кукла кот «Матроскин».

                                   

 Эту куклу мы используем в играх:

«Моя сказка»: дети от имени кота рассказывают историю, которая произошла с ним.

 «Да или нет»: кот задает вопрос, дети, если согласны поднимают руки вверх и кричат «да», если не согласны опускают руки и кричат «нет». Можно использовать вопросы типа:

Если в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у теленка? и т.п.

 

      Театр актерской игры требует от детей четкую дикцию, выразительность речи, использование мимики, жестов, пантомимы. Ребенок сам становится героем сказки. Для этого используются маски, шапочки, костюмы. Все это представлено у нас в театральном уголке.

   В театральном уголке представлены дидактические игры:

«Сказки-загадки», «Из какой я сказки» С помощью этих игр дети закрепляют знания сказок. «Куб эмоций» используется для отработки мимики, жестов; при работе с текстом отрабатывается выразительность речи. В процессе театрализованной деятельности с детьми  стараюсь уделять внимание развитию интереса к творчеству импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности.   Детей подвожу к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию,  можно показать по-разному. В театрализованных играх поощряю желание придумывать свои способы реализации задуманного, действовать в зависимости от своего понимания содержания текста.

   Дети с огромным удовольствием занимаются театрально-игровой деятельностью, и мы стараемся поддерживать их стремления. Ведь театрально-игровая деятельность полно охватывает личность ребенка.

Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Поэтому даже самые робкие, неуверенные в себе дети стали принимать в них участие.  Анализируя свою работу, могу сказать, что театрально-игровая деятельность обогатила детей новыми впечатлениями, знаниями, развила интерес к литературе, а также активизировала словарь, совершенствовалась связная речь, звуковая сторона речи и ее выразительность.  А  самое главное, благодаря именно  театрализованным играм, дети стали более раскрепощенными.

 

                                  

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x