Внедрение технологии эффективной социализации дошкольников в ДОУ | Новикова Наталья Васильевна. Работа №262539
Автор: Новикова Наталья Васильевна
Социалтзация в ДОУ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» № 2 «Золотой ключик» п. Энергетик Новоорского района Оренбургской области.
Семинар-практикум для педагогов ДОУ.
«Внедрение Технологии эффективной социализации дошкольников Н.П. Гришаевой в МБДОУ».
Подготовила :
старший воспитатель Новикова Н.В.
2021г.
Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Они развиты, любознательны, умны, эрудированны, раскрепощенны, свободны, импульсивны, капризны, плаксивы, драчливы, агрессивны, педагогически запущенны, воспитываемые телевизором.
Дети хорошо информированы. Они рассуждают на "взрослые" темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях сюжетный линий, хорошо запоминают все происходящее с героями страстей и подробно пересказывают серии бабушкам и мамам. Дошкольники иногда делают такие неожиданные выводы и умозаключения в недетских ситуациях, что взрослые всерьёз начинают думать о преждевременном взрослении современных детей. Но по нашему мнению, это "наслушанность", под которой, к сожалению или к счастью, нет опыта.
Подрастающее поколение обладает "клиповым сознанием", вскормленным рекламой и музыкальными роликами. У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки. Хотя современные дошкольники технически "подкованы", легко управляются с телевизором, электронными и компьютерными играми.
Основная проблема современного дошкольника - страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности, становления творческих потенциалов, воображения и фантазии.
Основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности. Где он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других.
Одним из ответственных этапов развития современных дошкольников (в период с 3 до 7 лет) является социализация. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе и важнейшая ее часть – развитие коммуникабельности, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми. Без полноценного общения ребенок не сможет социально адаптироваться в обществе.
Федеральный стандарт уделяет огромное внимание и индивидуализации образовательного процесса, где сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
Индивидуализация – понимание и утверждение своего «Я», выявление своих склонностей и возможностей, особенностей характера.
Эти два понятие тесно связаны между собой.( индивидуализация и социализация)
Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка.
Возникает вопрос: "Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу? " Мы задумались, какие технологии нам помогут?
Самую универсальную, комплексную технологию, на наш взгляд, в направлении социально – коммуникативного развития предлагает Н. П. Гришаева.
9 технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно:
Клубный час;
Проблемные педагогические ситуации;
Ежедневный круг рефлексии;
Дети – волонтёры (разновозрастная деятельность);
Волшебный телефон (телефон доверия, который дает детям возможность открыть сказочному персонажу то, что они не доверяют взрослому);
Социальные акции;
Ситуации Месяца (проектная деятельность с целью овладения ребёнком разными социальными ролями);
Коллективный проект;
Работа с родителями.
Технологии Гришаевой в своей работе мы начали использовать в начале 2019г. в группе «Улыбка»-«Дети-волонтеры». Сегодня я хочу познакомить Вас с технологией «Рефлексивный круг» -это интереснейшая технология социализации.
Мы будем работать с детьми старшего возраста. Каждый год к нам в группу приходят дети старшего возраста. У некоторых детей очень тяжело и болезненно проходит адаптационный период, который длится около 3-4 месяцев. Дети долго привыкают друг к другу, возникают разногласия в общении. Наблюдая за детьми, мы пришли к выводу, чем быстрее они привыкнут друг к другу, тем меньше будет конфликтов и разногласий. Чтобы быстрее сплотить коллектив, мы стали проводить рефлексивные круги.
Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но именно, общение, не всегда получается. И задачи, вставшие перед нами, как перед педагогами :
- помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
-научить детей взаимодействовать в коллективе;
-выстраивать дружеские отношения;
-проявлять инициативу в заботе об окружающих;
-развивать умение контролировать свое поведение;
-планировать свои действия и оценивать их результаты.
Рефлексивный круг используют в различное время дня: утром, после образовательной деятельности, вечером. Проводим рефлексию деятельности, рефлексию настроения и эмоционального состояния. В результате общения с детьми, мы можем сделать выводы об их настроении, их желаниях, трудностях и успехах; наше планирование работы на день получается более эффективным и продуктивным.
Дети и воспитатель, сидя на мягких квадратах, подушках на ковре, в кругу, и беседуют, обсуждают какую либо тему. В средней группе это занимает от 10 до 15 минут.
Дети обговаривают первоначально правила РК
- говорит тот, у кого в руках…,
никто не перебивает друг друга,
если не хочешь говорить, можешь пропустить очередь,
не повторять то, что кто то уже сказал ,
не уходить из круга пока он не закончился.
Виды рефлексивных кругов.
Личностные. Цель: способствовать познанию самого себя, своих мыслей, чувств, своего духовного мира, оценка себя в обществе других сверстников и взрослых.
Событийные. Цель: осмысление собственных действий и состояний (дети учатся анализировать и передавать свое отношение к событиям прошедшей недели, дня и частично планировать свою деятельность на будущее).
Творческие. Цель: развитие творческого потенциала (дети учатся фантазировать, сочинять), релаксация, этюды и представления о музыке, красоте, рассказы по воображению…
Понятийные. Цель: способствовать осмысленному пониманию и восприятию духовной действительности человека.
Тематическое планирование
рефлексивных кругов для старших дошкольников
№
п/п
Название рефлексивного круга
Количество
часов
Личностные
1
Я глазами других
1
2
С кем бы ты хотел дружить
1
3
Тайна моего «Я»
1
4
Мое настроение.
1
5
Я и мои эмоции.
1
6
Чего я боюсь
1
7
Что мне нравится в других и не нравится в себе.
1
8
Мои достоинства и недостатки
1
9
Я радуюсь, когда…
1
10
Что я знаю и чему хочу научиться.
1
11
Ласковые волны.
1
12
Я и другие.
1
13
Мой внутренний мир.
1
14
Чем я горжусь
1
15
Доброе сердце
1
Творческие
16
Добрые волшебники
1
17
Мир моих фантазий
1
18
Как я могу изменить мир к лучшему
1
19
Волшебный сон.
1
20
Волшебница Темнота
1
21
Палочка помощи
1
22
Красота души
1
Событийные
23
День рождения моего друга
1
24
Радостное событие нашей группе
1
25
Как я провел лето
1
26
Как помириться.
1
27
Почему возникают ссоры
1
28
Праздники в нашей семье
1
29
Вместе весело шагать
1
30
Учимся делиться
1
31
Встречаем гостей
1
32
Учимся прощать
1
Понятийные
33
Что такое «дружба»?
1
34
Что такое «добро»?
1
35
Что значит «удивление»?
1
36
Почему люди сердятся?
1
37
Самодовольство.
1
38
Что такое хорошо и что такое плохо?
1
39
Что такое «радость»?
1
40
Кого называют любознательным?
1
41
Кого называют смелым.
1
42
Что такое «вежливость»
1
43
Что такое «милосердие»
1
44
Что значит «быть упорным»
1
45
Что такое «счастье»
1
ТВОРЧЕСКИЙ КРУГ «КАК Я МОГУ ИЗМЕНИТЬ МИР К ЛУЧШЕМУ»
Цель: продолжать развивать у детей воображение, учить внимательно выслушивать мнение другого, принимать иную, отличную от своей точку зрения, формировать позитивное отношение к другим людям, сплоченность группы.
Материал: колокольчик, «волшебные» очки.
Содержание
Дети сидят в кругу.
В о с п и т а т е л ь: Доброе утро! Давайте поздороваемся друг с другом. Для этого я возьму колокольчик, подойду к кому-то из вас и позвоню около ушка, пропою имя и приветствие. Миша, доброе утро! Теперь Миша берет колокольчик и идет к тому, с кем он будет здороваться... и т. д. Молодцы!
Педагог показывает детям «волшебные» очки.
В о с п и т а т е л ь: Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Каждый из вас примерит эти очки, чтобы хорошенько рассмотреть друг друга.
Дети по очереди надевают очки и называют достоинства своего соседа.
А сейчас мы снова наденем очки и посмотрим на мир другими глазами. Чтобы мы хотели изменить в мире, чтобы он стал лучше?
Дети высказывают свое мнение.
В о с п и т а т е л ь: Волшебные очки помогли вам увидеть что-то хорошее в каждом, и даже то, что вы раньше не замечали, представить, как можно изменить
Личностный круг «Я И МОИ ЭМОЦИИ»
Цели: учить детей говорить о своих чувствах, развивать способность определять эмоции по схематическим изображениям, обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства и их оттенки; развивать единство, сплоченность.
Материал: пиктограммы с изображением разных эмоциональных состояний, аудиозапись с веселой музыкой, коврики.
Содержание
Дети сидят в кругу на ковриках. В центре разложены карточки с изображением различных оттенков настроений.
В о с п и т а т е л ь: Ребята, расскажите о том, какое у вас настроение, и покажите карточку, которая больше всего похожа на ваше сегодняшнее настроение. (Дети показывают карточку и говорят о настроении. В конце педагог обобщает, какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, задумчивое и т.д.)
А что можно сделать, чтобы повысить настроение? (Дети по очереди предлагают разные способы: улыбнуться, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, послушать веселую музыку, можно прочитать веселое шуточное стихотворение).
В о с п и т а т е л ь: Послушайте шуточное стихотворение «Муха-чистюха» Я.Бжехва.
Жила-была Муха-чистюха.
Все время купалась муха.
Купалась она в воскресенье,
В отличном клубничном варенье.
В понедельник – в вишневой наливке.
Во вторник – в томатной подливке.
В среду – в лимонном желе.
В четверг – в киселе и смоле.
В пятницу – в простокваше,
В компоте и манной каше...
В субботу, помывшись в чернилах,
Сказала: - Я больше не в силах!
Ужасно – ужжасно устала,
Но, кажется, чище не стала!
В о с п и т а т е л ь: Я думаю, если у кого-то из детей и было плохое настроение, то теперь оно стало значительно лучше.
Понятийный рефлексивный круг «Самостоятельный человек – это…»
Цель: развитие коммуникативных способностей дошкольников, мысли детей; создание условий для развития инициативности, самостоятельности у детей 6-7 лет ;
способствовать совершенствованию речи, как средства общения.
Задачи:
Знакомство детей с понятием «самостоятельность».
Создание условий для развития предпосылок самоанализа, выявление собственной формулы успеха каждым ребёнком.
Развивать познавательные процессы дошкольников: внимание, логическое мышление, память, воображение, любознательность.
Поддерживать инициативу и самостоятельность детей в игре.
Совершенствовать социально – коммуникативные способности и навыки конструктивного сотрудничества (умение работать вместе, договариваться, работать сообща и дружно) на основе инициативности, самостоятельности.
Отработка навыков уверенного поведения при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Формирование основ навыка саморегуляции эмоциональных состояний и поведения детей.
Что дает нам рефлексивный круг? Раскованность, доброжелательность, общение, взаимовыручку, сплоченность, уверенность.
Реализация педагогической технологии «Волонтерство»
У нас возникло много вопросов: – Как воспитать у дошкольника духовно-нравственные качества?
– Как научить детей ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им?
–Что можем сделать мы, педагоги, в условиях детского сада?
Ответить на эти вопросы помогает технология «Дети – волонтеры».
Волонтёрское движение показало свою жизнеспособность и эффективность, как активная форма общения, при которой ребенок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов.
А в основе волонтерского движения стоят принципы: «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому», «сам захотел, и сам выбрал что делать».
Совместно с детьми мы разработали правила волонтера.
1. Найди того, кто нуждается в твоей поддержке и помоги ему.
2. Доведи начатое дело до конца.
3. Если ты волонтер, не будь равнодушным к проблемам окружающих.
4. Умеешь сам – научи другого.
5. Уважай мнение других.
6. Будь настойчив в достижении целей.
Технология предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д.
Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Волонтерство - это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения
Ребята впервые по настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей волонтеров формируется ощущение «взрослости». Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе. Так как сейчас нет возможности общения детей из разных групп из-за пандемии , то есть возможность применить технологию «Дети-волонтнры» в группах , где есть дети-инвалиды.
Реализация педагогической технологии «Проблемная ситуация»
Ситуация специально создается воспитателем что бы увидеть, как дети будут выполнять правила, если рядом нет воспитателя и если на нарушение провоцирует специально пришедший персонаж. Конструируется ситуация, в которой дети сами определяются.
Цель таже: развитие саморегуляции поведения.
Предварительная работа: Постоянное закрепление правил поведения, заранее (за несколько дней) воспитатель обговаривает с детьми ситуацию, определяются как надо вести себя в подобных ситуациях.
Примеры проблемных ситуаций:
1. «Заболела голова у воспитателя». Воспитатель обматывает голову полотенцем, говорит детям, что очень заболела голова и ей надо отдохнуть. Дети будут играть самостоятельно. Идет в спальную, садится в кресло и наблюдает, как дети играют, кто нарушает правила, какие возникают конфликты, как дети из них вышли.
2. «Бабушка ищет внука». Воспитатель якобы ушла в другую группу (сама вышла в раздевальную комнату или незаметно в спальную. В группу заходит «бабушка» и говорит, что пришла забрать внука из д/сада, да потерялась.
После проведения проблемной ситуации для родителей дается памятка.
Таким образом, внедряя элементы технологии «Эффективной социализации Н.Гришаевой», можно сказать, что ее эффективность достаточно высокая и не требует подготовки большого количества особенных материалов. , детский коллектив в кротчайшие сроки прходит адаптацию, мы можем наблюдаем рождение дружного, сплоченного коллектива. Повысится самостоятельность, инициативность, ответственность, совестливость. Дети становятся раскрепощенными в общении как со сверстниками, так и со взрослыми, несмотря на проблемы в речи.