Внеурочная деятельность как фактор формирования компетенций. ☼
Автор: Короткова Любовь Владимировна
Внеурочная деятельность как фактор формирования компетенций.
Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу
Найти самостоятельно!
Задачи модернизации страны нельзя решить без внимания к творческому
потенциалу России, воспитанию успешного молодого поколения, к его ценностным установкам. Эффективное развитие невозможно без формирования человеческого капитала.
В разделе Концепции долгосрочного социально-экономического развития
России до 2020 года, посвященном образованию, подчеркнута необходимость
обновления системы образования как важнейшего из условий формирования
инновационной экономики России.
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования имеют целью обновление системы образования и создания условий для развития и формирования успешных профессионалов. Новые акценты в деятельности профессиональных образовательных организаций предполагают возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого обучающегося, формирования его индивидуальной образовательной траектории. Федеральные государственные стандарты обращают внимание педагогов на значимость организации образовательной деятельности обучающихся за рамками учебных помещений, важность занятий по интересам, их соответствие потребностям и возможностям обучающихся.
Их реализация должна обеспечить преемственность основных образовательных программ и единство образовательного пространства.
Т.Е. в соответствии с Федеральными государственными образовательными
стандартами СПО основная профессиональная образовательная программа
реализуется профессиональной образовательной организацией в том числе и через внеурочную деятельность.
Как только молодой человек испытает ситуацию успеха во внеурочной деятельности, там, где он может быть успешным, тогда он может данный опыт перенести в учебную деятельность. Любое достижение, любой успех дает ему чувство уверенности и чувство «нужности», любая ситуация успеха помогает подростку стать значимым в обществе сверстников.
Следует отметить, что стандарты третьего поколения объединили учебную и
внеурочную деятельности. Многообразие используемых форм обучения, содержательная работа, направленная на развитие ключевых компетенций обучающихся, должна быть направлена на обеспечение баланса знаний, навыков и способностей коммуницировать.
Следовательно, эффективная организация внеурочной деятельности является
важной составляющей образовательного процесса современной профессиональной образовательной организации в рамках ФГОС СПО.
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от учебной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения индивидуальной образовательной программы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, ролевые игры, практикумы, психологические и иные тренинги, компьютерные симуляции, групповые дискуссии, волонтерская работа и другие занятия, позволяющие в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.
По своим целям и задачам урочная и внеурочная деятельность не имеет принципиальных различий. Однако в способах реализации этих задач можно выделить ряд существенных особенностей. Учет этих особенностей значительно повышает эффективность комплексного подхода к обучению и воспитанию студентов.
По сравнению с занятиями внеурочная работа открывает перед преподавателями разнообразные возможности для удовлетворения индивидуальных запросов студентов, учета их интересов и склонностей. Во внеурочной деятельности не требуется так строго, как на занятиях, регламентировать темп и объем работы, ее содержание и способы организации.
В ходе внеурочной работы существенно изменяется позиция студента: значительно повышается роль самого студента в выборе способов использования свободного времени, в реализации самовоспитания, формировании определенных жизненных установок. Расширяются условия удовлетворения интересов и потребностей студентов, развития их задатков и способностей в избранных видах деятельности.
Внеурочная работа расширяет сферу влияния окружающей среды на формирование личности студента.
Целью внеурочной деятельности техникумах является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов обучающихся в соответствии с основной профессиональной образовательной программой среднего профессионального образования.
Внеурочная деятельность может выполняет следующие функции:
· образовательная - обучение молодого человека по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний и умений;
· воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя образовательных организаций;
· креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
· компенсационная - освоение обучающимся новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих профессиональное образование и создающих определенные гарантии достижения успеха в избранных ими сферах творческой деятельности;
· рекреационная - организация содержательного досуга, как сферы восстановления психофизических сил обучающихся;
· профориентационная - формирование устойчивого интереса к профессии,
содействие определению жизненных планов обучаемого, его
индивидуальной траектории;
· социализации - освоение обучаемым социального опыта, приобретение им умений воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в информационном обществе;
· самореализации -самоопределение молодого человека в информационной, социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;
· контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности
деятельности за определенный период времени;
· интеграционная -создание единого информационного и образовательного
пространства образовательной сети региона.
В заключении хочется сказать, что учебная деятельность и внеурочная работа по предмету представляют одно неразрывное целое. Главная наша задача состоит в том, чтобы мы, преподаватели, смогли: научить быть, научить знать, научить делать и научить жить вместе (четыре опорных направления будущего образования: доклад Международной комиссии ЮНЕСКО по образованию для XXI века).