ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К ИСТОРИИ, КУЛЬТУРЕ, ЛИТЕРАТУРЕ МАЛОЙ РОДИНЫ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Попова Юлия Викторовна. Работа №239638
Автор: Попова Юлия Викторовна
В 2017 году вышла статья Главы государства «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» - «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», где Назарбаев Н.А.писал: «…патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. Там горы, реки, рассказы и мифы об их возникновении, имена людей, оставшихся в памяти народа. Можно продолжить перечисление. Все это важно. Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям. Например, лучшая форма патриотизма – это изучение истории родного края в средних школах». Эти слова нашего Президента как нельзя более лучше подтверждают известную истину: любовь к большой Родине начинается с любви к Родине малой.
ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К ИСТОРИИ, КУЛЬТУРЕ, ЛИТЕРАТУРЕ МАЛОЙ РОДИНЫ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Попова Юлия Викторовна,
КГУ «Школа-лицей № 1»
учитель русского языка
и литературы
первой категории
В 2017 году вышла статья Главы государства «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» - «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», где Назарбаев Н.А.писал: «…патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. Там горы, реки, рассказы и мифы об их возникновении, имена людей, оставшихся в памяти народа. Можно продолжить перечисление. Все это важно. Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям. Например, лучшая форма патриотизма – это изучение истории родного края в средних школах». Эти слова нашего Президента как нельзя более лучше подтверждают известную истину: любовь к большой Родине начинается с любви к Родине малой.
Каким же образом мы, учителя-словесники, можем на уроках и во внеурочной деятельности воспитывать любовь к родной земле, развивать интерес к своей истории, культуре, природе, литературе?
Моя работа строится по следующим направлениям:
1-ое направление – изучение, пропаганда творчества местных поэтов и писателей. Эта работа ведётся как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
На уроках русского языка
и литературы
–
работа с региональными текстами
с попутным знакомством с личностью автора.
К примеру, работая по программе обновлённого содержания, начала к КТП составлять таблицы, по которым видно, какие произведения местных авторов можно включить в тот или иной раздел.
Также учащиеся получают индивидуальные творческие и исследовательские задания, связанные как с речевыми, так и с грамматическими темами.
Например, в 5 и 6 классах в связи с изучением темы «Имя числительное» учащимся предлагается создать Статистический репортаж «Риддер в цифрах» (количество жителей, предприятий малого и среднего бизнеса, героев Советского Союза и т.д.)
При изучении речевой темы «Выдающиеся личности народа Казахстана» , используя задание «Составь визитную карточку выдающейся личности Казахстана», можно дать задание «Составь визитную карточку выдающейся личности нашего города» . Эти задания носят дополнительный, поисковый характер, предоставляют учащимся свободу выбора и учат самостоятельному поиску информации.
Чтобы поощрить и стимулировать учащихся для выполнения таких заданий, ставлю условие, что в случае добросовестного выполнения таких заданий они получают дополнительные баллы к СОРам и СОЧам.
Во внеурочной деятельности
постоянными
стали конкурсы
чтецов
стихотворений
риддерских
и
усть-каменогорских
поэтов
.
Встречи с местными поэтами и писателями в рамках заседаний поэтического клуба «Родничок»
Сотрудничество с Литобъединением «Писатели Рудного Алтая» (включение произведений лицеистов в Литературно – художественный альманах «
Риддерская
Радуга»
)
Литературные гостиные
Более творческой формой является проведение литературных гостиных. В риддерском лицее № 1 это стало уже традицией. Такие мероприятия требуют долгой творческой подготовки, тщательной индивидуальной работы с учащимися, эстетического оформления, задействования и развития декламаторских, артистических, художественно-изобразительных способностей учащихся. Ежегодно такие гостиные посвящаются творчеству местных поэтов и писателей. Так, в 2017 году гостиная была посвящена 230-летию города Риддера и называлась «Риддер - исторический и поэтический». На ней присутствовали поэты Немцев М.С., Комов С.А., Первушин К.С., риддерский бард Шатов В.А.
2-ое направление – это развитие творческих способностей учащихся через создание своих поэтических и прозаических текстов. Литературно одарённые дети принимают участие в конкурсах стихов собственного сочинения и творческих работ, посвящённых региональной истории, культуре, природе. В 2017 году КАСУ г. Усть- Каменогорска объявил конкурс «Легенды моей родины», где учащимся было предложено поразмышлять над историей и особенностями уникальных природных достопримечательностей нашей области, предложить сказочное или мифологическое объяснение названия. Идея была воспринята с большим интересом и энтузиазмом. Такой конкурс сначала был проведён в лицее, в нём приняли участие 20 учащихся 5- 9 классов, лучшие работы были отправлены на областной конкурс. Результаты:
Мозуляко
Ю., ученица 9 класса – 1 место за легенду о
Сибинских
озёрах.
Вересняк
Т
.
, ученица 6 класса – 1 место за
стихотворение собственного сочинения о горе Три брата.
Лучшие работы учащихся были оформлены в сборник «легенды моей Родины»
3- е направление работы по изучению историко-культурного наследия малой родины – это научно-исследовательская деятельность. Работа с учащимися по подготовке научных проектов по региональной тематике предоставляет уникальные возможности для глубокого изучения истории и культуры родного края, их творческого осмысления. В 2017-2018 учебном году мы с ученицей 9 класса Дак Ариной занялись исследованием творчества риддерского поэта Комова С.А. Познакомившись со стихотворениями Комова С.А., ученица пришла к выводу, что основными темами его творчества являются: «Любовь к природе Восточного Казахстана», «Жизнь и судьбы земляков», «История родного края». А также она прочла автобиографическую книгу «Родня и земляки», где Комов описывает жизнь казаков в Прииртышье, и изучила поэму «Над быстрым Иртышом», в котором С.А. описывает судьбы казаков и те трагические события, которые случились в наших краях в годы революции и гражданской войны. Так родилась гипотеза: Изучение поэмы С. Комова «Над быстрым Иртышом» поможет лучше узнать историю родного края, познакомиться с укладом жизни, традициями и трагическими судьбами людей, населявших Бухтарминский край.
Была поставлена цель: проанализировать поэму «Над быстрым Иртышом» с исторической, краеведческой, литературоведческой, лингвистической точек зрения.
Тема поэмы «Над быстрым Иртышом» - судьбы, культура, быт казаков Восточного Казахстана в период революции и гражданской войны.
Идея: показать трагические события 20 века, происходившие в Казахстане, на примере казачьих семей Прииртышья.
Художественное время поэмы охватывает события первой половины 20 века.
Художественное пространство показывает нам сёла и станицы, расположённые некогда на месте Бухтармы и затопленные в . В центре сюжета поэмы история семьи казаков Вязигиных.
Поэма рассказывает о том, как жили казаки, об их дружбе с коренным населением, показывает их быт, обычаи и традиции, например, Комов очень красочно и подробно описывает обычай «Стенка на стенку», когда бойцы из двух станиц сходились в кулачном бою во время масленицы, чтобы выяснить, кто из них сильнее.
Начавшаяся Первая Мировая война заставила казаков покинуть свои станицы и отправиться на фронт, но революция вернула их домой. Гражданская война и установление советской власти внесли трагический раскол в жизнь казаков.
Развернутая советской властью продразверстка, во время которой у казаков отнимали зерно, скот, грабили их имущество, заставила их поднять восстание, которое и является кульминацией поэмы. Поэт показывает нам жестокие бои и разгром восстания.
Таким образом, эта работа помогла ученице не только хорошо изучить творчество местного поэта, но и впитать в себя историческое и культурное наследие своей малой родины. А также установить взаимосвязь с историей Казахстана в целом и казахской и русской литературой.
С этим проектом Дак А. выступала перед учащимися лицея и на городском конкурсе научных проектов заняла 1-ое место.
Считаю, что использование регионального компонента на уроках и во внеурочной деятельности способствует формированию культурно-ценностных ориентиров учащихся и воспитанию их патриотизма по отношению к своей Малой Родине.
ЛИТЕРАТУРА
1. Комов С. «Бумажный самолет» (2015г .Издательство «Шыгыс Полиграф»)
2. Комов С. «Избранное» (2017г.Издательство «Шыгыс Полиграф»)
3. Комов С.«Родня и земляки» (2016г. Издательство «Шыгыс Полиграф»)
kyzmet.gov.kz/.../statya-glavy-gosudarstva-vzglyad-v-budushchee-modernizaciya-ob...
ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К ИСТОРИИ, КУЛЬТУРЕ, ЛИТЕРАТУРЕ МАЛОЙ РОДИНЫ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Попова Юлия Викторовна,
КГУ «Школа-лицей № 1»
учитель русского языка
и литературы
первой категории
Слайд № 1.
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Слайд № 2.
В 2017 году вышла статья Главы государства «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» - «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», где Назарбаев Н.А.писал: «…патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. Там горы, реки, рассказы и мифы об их возникновении, имена людей, оставшихся в памяти народа. Можно продолжить перечисление. Все это важно. Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям. Например, лучшая форма патриотизма – это изучение истории родного края в средних школах». Эти слова нашего Президента как нельзя более лучше подтверждают известную истину: любовь к большой Родине начинается с любви к Родине малой.
Каким же образом мы, учителя-словесники, можем на уроках и во внеурочной деятельности воспитывать любовь к родной земле, развивать интерес к своей истории, культуре, природе, литературе?
Слайд № 3.
Моя работа строится по следующим направлениям:
1-ое направление – изучение, пропаганда творчества местных поэтов и писателей. Эта работа ведётся как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Слайд № 4.
На уроках русского языка и литературы – работа с региональными текстами с попутным знакомством с личностью автора.
Слайд № 5.
К примеру, работая по программе обновлённого содержания, начала к КТП составлять таблицы, по которым видно, какие произведения местных авторов можно включить в тот или иной раздел.
Слайд № 6.
Также учащиеся получают индивидуальные творческие и исследовательские задания, связанные как с речевыми, так и с грамматическими темами.
Например, в 5 и 6 классах в связи с изучением темы «Имя числительное» учащимся предлагается создать Статистический репортаж «Риддер в цифрах» (количество жителей, предприятий малого и среднего бизнеса, героев Советского Союза и т.д.)
При изучении речевой темы «Выдающиеся личности народа Казахстана» , используя задание «Составь визитную карточку выдающейся личности Казахстана», можно дать задание «Составь визитную карточку выдающейся личности нашего города» . Эти задания носят дополнительный, поисковый характер, предоставляют учащимся свободу выбора и учат самостоятельному поиску информации.
Чтобы поощрить и стимулировать учащихся для выполнения таких заданий, ставлю условие, что в случае добросовестного выполнения таких заданий они получают дополнительные баллы к СОРам и СОЧам.
Слайд № 7.
Во внеурочной деятельности постоянными стали конкурсы чтецов стихотворений
риддерских
и
усть-каменогорских
поэтов.
Встречи с местными поэтами и писателями в рамках заседаний поэтического клуба «Родничок»
Сотрудничество с Литобъединением «Писатели Рудного Алтая» (включение произведений лицеистов в Литературно – художественный альманах «
Риддерская
Радуга»
)
Литературные гостиные
Слайд № 8.
Более творческой формой является проведение литературных гостиных. В риддерском лицее № 1 это стало уже традицией. Такие мероприятия требуют долгой творческой подготовки, тщательной индивидуальной работы с учащимися, эстетического оформления, задействования и развития декламаторских, артистических, художественно-изобразительных способностей учащихся. Ежегодно такие гостиные посвящаются творчеству местных поэтов и писателей. Так, в 2017 году гостиная была посвящена 230-летию города Риддера и называлась «Риддер - исторический и поэтический». На ней присутствовали поэты Немцев М.С., Комов С.А., Первушин К.С., риддерский бард Шатов В.А.
Слайд № 9.
2-ое направление – это развитие творческих способностей учащихся через создание своих поэтических и прозаических текстов. Литературно одарённые дети принимают участие в конкурсах стихов собственного сочинения и творческих работ, посвящённых региональной истории, культуре, природе. В 2017 году КАСУ г. Усть- Каменогорска объявил конкурс «Легенды моей родины», где учащимся было предложено поразмышлять над историей и особенностями уникальных природных достопримечательностей нашей области, предложить сказочное или мифологическое объяснение названия. Идея была воспринята с большим интересом и энтузиазмом. Такой конкурс сначала был проведён в лицее, в нём приняли участие 20 учащихся 5- 9 классов, лучшие работы были отправлены на областной конкурс. Результаты:
Мозуляко
Ю., ученица 9 класса – 1 место за легенду о
Сибинских
озёрах.
Вересняк
Т., ученица 6 класса – 1 место за стихотворение собственного сочинения о горе Три брата.
Лучшие работы учащихся были оформлены в сборник «легенды моей Родины»
Слайд № 10.
3- е направление работы по изучению историко-культурного наследия малой родины – это научно-исследовательская деятельность. Работа с учащимися по подготовке научных проектов по региональной тематике предоставляет уникальные возможности для глубокого изучения истории и культуры родного края, их творческого осмысления.
Слайд № 11.
В 2017-2018 учебном году мы с ученицей 9 класса Дак Ариной занялись исследованием творчества риддерского поэта Комова С.А.
Слайд № 12.
Познакомившись со стихотворениями Комова С.А., ученица пришла к выводу, что основными темами его творчества являются: «Любовь к природе Восточного Казахстана», «Жизнь и судьбы земляков», «История родного края». А также она прочла автобиографическую книгу «Родня и земляки», где Комов описывает жизнь казаков в Прииртышье, и изучила поэму «Над быстрым Иртышом», в котором С.А. описывает судьбы казаков и те трагические события, которые случились в наших краях в годы революции и гражданской войны.
Слайд № 13
Так родилась гипотеза: Изучение поэмы С. Комова «Над быстрым Иртышом» поможет лучше узнать историю родного края, познакомиться с укладом жизни, традициями и трагическими судьбами людей, населявших Бухтарминский край.
Была поставлена цель: проанализировать поэму «Над быстрым Иртышом» с исторической, краеведческой, литературоведческой, лингвистической точек зрения.
Слайд № 14.
Тема поэмы «Над быстрым Иртышом» - судьбы, культура, быт казаков Восточного Казахстана в период революции и гражданской войны.
Идея: показать трагические события 20 века, происходившие в Казахстане, на примере казачьих семей Прииртышья.
Художественное время поэмы охватывает события первой половины 20 века.
Художественное пространство показывает нам сёла и станицы, расположённые некогда на месте Бухтармы и затопленные в . В центре сюжета поэмы история семьи казаков Вязигиных.
Слайд № 15.
Поэма рассказывает о том, как жили казаки, об их дружбе с коренным населением, показывает их быт, обычаи и традиции, например, Комов очень красочно и подробно описывает обычай «Стенка на стенку», когда бойцы из двух станиц сходились в кулачном бою во время масленицы, чтобы выяснить, кто из них сильнее.
Начавшаяся Первая Мировая война заставила казаков покинуть свои станицы и отправиться на фронт, но революция вернула их домой. Гражданская война и установление советской власти внесли трагический раскол в жизнь казаков.
Слайд № 15.
Развернутая советской властью продразверстка, во время которой у казаков отнимали зерно, скот, грабили их имущество, заставила их поднять восстание, которое и является кульминацией поэмы. Поэт показывает нам жестокие бои и разгром восстания.
Слайд № 16.
Таким образом, эта работа помогла ученице не только хорошо изучить творчество местного поэта, но и впитать в себя историческое и культурное наследие своей малой родины. А также установить взаимосвязь с историей Казахстана в целом и казахской и русской литературой.
С этим проектом Дак А. выступала перед учащимися лицея и на городском конкурсе научных проектов заняла 1-ое место.
В дальнейших планах именно с этой ученицей у нас создание проекта литературная карта Восточного Казахстана.
Слайд № 17.
Считаю, что использование регионального компонента на уроках и во внеурочной деятельности способствует формированию культурно-ценностных ориентиров учащихся и воспитанию их патриотизма по отношению к своей Малой Родине.