"Воспитание нравственных качеств личности дошкольника через сказку" | Алексеенко Ольга Александровна. Работа №239426
Автор: Алексеенко Ольга Александровна
"Воспитание нравственных качеств личности дошкольника через сказку" .
Недаром дети любят сказку
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа…
В.Берестов.
ФГОС ДО устанавливает приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Общеизвестно, что человек за первые 7 лет приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
Развитие гуманных чувств у дошкольников, возможно через погружение в мир книги, а особенно в мир сказки. В них, проверенных веками, заключена мудрость народа, который их создавал, в них основы национальной культуры. В сказках добро всегда побеждает зло.
Определяя направление воспитательно-образовательной работы с детьми, я остановилась на проблеме формирования нравственных основ личности дошкольника через сказку.
Возраст моих воспитанников 5-6 лет.
Целью моей работы по данной теме является: формирование у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья нравственного сознания, устойчивого нравственного поведения, умения руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях нравственными принципами.
Задачи, которые я ставлю перед собой:
1.Помогать детям в освоении нравственных ценностей, формировании нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.
2.Помочь детям усвоить нравственные категории: добро и зло, согласие, трудолюбие, бескорыстие и др.
3.Содействовать развитию умения анализировать поступки других людей, своё поведение в развитии нравственных качеств ребёнка.
Моя работа состоит из этапов:
Подготовительный этап
1.Образовательный процесс с моими воспитанниками я организую по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей, разработанной согласно требований ФГОС ДО.
2.Постоянно актуализирую пространственно-развивающую среду в группе в соответствии с требованиями ФГОС: подбираю и систематизирую материалы, дидактические и театрализованные игры, художественную литературу, атрибуты для драматизации, разные виды театров, направленные на формирование и воспитание нравственных норм. 3.Определяю направления работы с детьми при организации разных видов их деятельности (игровой, восприятия художественной литературы, коммуникативной и др.)
Практический этап
Организовывая деятельность практического этапа, наряду с традиционными формами работы (чтение сказок и беседы по содержанию, дидактические игры по сказкам, включение сказок при организации НОД и т.д..
Театрализованные игры по сказкам в совместной деятельности с детьми, как основной модели воспитательно-образовательного процесса. В ходе театрализованной деятельности, драматизаций, костюмированных праздников, где ребенок играет сказочного персонажа, развивается симпатия, понимание нравственных уроков сказки, умение оценивать поступки.
Когда запас сказок, которые дети знают и умеют рассказывать стал достаточно богатым, мы перешли к сочинению сказок.Они с удовольствием и активно придумывают свои сказки, в которых закладывают знание норм нравственного поведения и нравственных качеств.
Также в своей работе использую такую педагогическую технологию, как проектная деятельность. Например, в мини-проекте Три поросёнка мы сначала сказку читали, беседовали по содержанию, а потом, созданные в результате этого зрительные образы дети изображали в художественной деятельности (рисовании, аппликации). В заключительной части проекта сказку драматизировали. Использование метода проектов позволяет детям всесторонне осмыслить нравственные уроки сказки, проявить свои симпатии и антипатии к героям и их поступкам, понимать мотивы их поступков.
Этап итоговый.
У детей стали более устойчивые нравственные преставления, в своих поступках они стали чаще руководствоваться нравственными принципами, учатся давать нравственную оценку своему поведению и поведению своих товарищей.
Появились и стали утверждаться определенного набора личностные качества и нравственные ценности, как: милосердие, сострадание, правдолюбие, стремление детей к добру и неприятие зла; повысился уровень речевого этикета; появилось умение контролировать свое эмоциональное состояние, осознанное поведение и общение в обществе.
После проведенной работы, я приобрела уверенность, что развитие нравственности ребенка необходимо проводить через сказку, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах. Главными условиями для такого развития следует считать нравственность самих взрослых и реальное ее проявление во взаимоотношениях с детьми.
Великий педагог В.А.Сухомлинский сказал: Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами .
f272d00e1883bc907f1efc394b266723.rtf