Воспитание здорового ученика – залог здоровой личности в будущем

Автор: Каренина Анна Николаевна

Доклад

учителя

 физической культуры

 МБОУ СОШ № 5 г Спасск-Дальний

Карениной А. Н.

 

Воспитание здорового ученика –

 залог здоровой личности в будущем.

Одной из важнейших социальных проблем современности является сохранение и укрепление здоровья детей. Еще А. Шопенгауэр говорил: “Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля”. Все знают, что здоровье школьников ухудшается. Учителя и родители давно стоят перед выбором: “Что важнее  – здоровье  или хорошее образование?” Большой объем и сложность учебного материала, традиционная жесткая схема урока – ежедневное повторение одних и тех же этапов в одном и том же порядке, стрессовые ситуации контроля, боязнь ошибки, боязнь отметок – это всего лишь немногие причины, ухудшающие самочувствие ребенка в школе.

Никто не может помочь человеку улучшить здоровье, если он сам этого не хочет и не будет над этим трудиться. Поэтому необходимо воспитывать отношение  к здоровью как к жизненной ценности. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ)  дает следующее  определение понятия «здоровье»:

“Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия”.

Следовательно, и  воспитание правильного отношения к здоровью нужно осуществлять в этих направлениях.

1.     Физическое здоровье:

o    уровень валеологической  культуры, т. е. как ученики умеют учиться, не перегружая себя. Учащиеся должны знать упражнения для отдыха глаз, упражнения для осанки, упражнения на концентрацию внимания, уметь расслабляться.

2.     Психическое здоровье:

o    эмоциональная удовлетворенность школьника на уроках иностранного языка.

3.     Духовно – нравственное здоровье:

o    уровень социализации: ответственность, организованность, доброжелательность, открытость.

Как сделать урок здоровьесохраняющим?

Рассмотрим некоторые доступные для учителя приемы работы.

1. Комфортное начало и окончание урока

 обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помогает детям освоить следующие способы самооздоровления:

а) использование положительных установок на успех в деятельности “У меня всё получится! Я справлюсь! Мне всё по силам!”

б) умение настроить себя на положительную волну “Улыбнись самому себе”

 в) рисование на полях тетради различных рисунков или символов, которые символизируют предстоящий день и т.д.

Здесь уместно будет вспомнить советы В. Соловейчика из книги «Ученье с увлечением»: «Приготовили стол, и голова свежая. Теперь надо и чувства свои настроить на работу, создать соответствующую обста­новку, то есть мобилизовать все душевные и физические силы. Вымоем руки, как перед едой, — это всегда поднимает дух, потрем их, словно предвкушая удовольствие. Смешное упражнение, мы уже говорили об этом, но попробуйте поте­реть руки и при этом не улыбнуться! Улыбка-то и дорога. По­трем руки, улыбнемся и скажем себе: «Сейчас я займусь математикой и буду делать ее с удовольствием! Я очень люблю  математику!»

И даже учебник потрогаем и придвинем к себе с любовью к нему и создавшим его людям. Художники и скульпторы очень любят материал, с которым они работают, и орудия— глину, краски, холсты, резцы, кисти. Орудия нашего искус­ства— учебники, тетради, ручки, линейки, фломастеры. По­трогаем, погладим их, не стесняясь, — ведь никто не видит, а настроение улучшается, и сердце бьется чуть быстрее — мы слегка волнуемся, предвкушая свидание с интересной ра­ботой…

И сразу вспомним правила, составленные в ходе опытов «Учение с увлечением» школьником из Подмосковья Юрой Игнатовым.

«Для того чтобы заинтересоваться, — обнаружил Юра, — нужно сделать следующее:

1. Убедить себя в том, что занятие, которое вы делаете, необходимо для вас, а не для учителя.
2. Во время занятий не думайте о занятии более интерес­ном, чем вы делаете.

И этого достаточно, чтобы стать отличником».

2. Проведение на уроке разнообразных валеологических пауз, кинезиологических упражнений, самомассажа, дыхательной гимнастики, направленных на поддержание у учащихся высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости, а значит сохранение, укрепления и развития своего здоровья.

Прежде всего, огромное значение имеет организация урока. Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ.

Во избежание усталости учащихся нужна смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, “мозговой штурм. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников.

Наличие эмоциональных разрядок:  веселые четверостишия, юмористическая или поучительная картинка необходимы для снятия умственного напряжения и утомления. На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки, игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков), зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку.

3. Учёт ведущей модальности, темперамента, билатеральности;

4. Объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт учащихся, как это предлагается в технологии личностно-ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности.

5. Упорядочение системы домашних заданий, их дозировка, выбор, творческий характер; Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках проектной работы снижает нагрузку учащихся по домашней работе; разноуровневые задания способствуют повышению здоровья учащихся.

Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание и поиск ошибок, позволяет избежать монотонности на уроке.

Чтобы избежать перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объем всех видов тестов, а контрольные работы проводить строго по календарно – тематическому планированию.

На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки, игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку.

6. Опрос только тех учащихся, которые желают отвечать. Отметку ставить ученику только тогда, когда он хочет и действительно знает. Это помогает ребёнку понять и осознать, что у него, как у любого человека, всегда есть право выбора.

7. Идти от реальных индивидуальных способностей ребёнка: Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика: частую смену позы, потягивание, встряхивание руками, зевоту, закрывание глаз, подпирание головы, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, не восприятие вопроса, задержка с ответом, частые подглядывания на часы в ожидании конца урока.

8. Каждый здоровьесберегающий урок должен обязательно включать работу с телом, с душой и разумом детей и учителя: например, использование элементов технологии Шаталова:

1. Работа в парах или мелких группах, “вертушка”, то есть активное передвижение учащихся из одной группы или пары в другую.

2. Использование двух досок, когда учащиеся поневоле совершают повороты от одной доски к другой, достаточно двигаются, тем самым, сохраняя интерес к уроку и активность участия в нем.

3. Использование метода мячика.

9 Личный пример учителя. Благодаря позитивному примеру учителя дети овладевают способами делового и личностного общения, сотрудничества, принятие иной точки зрения, умением слышать и слушать, умением понять и принять другого человека, способами формирования правильной осанки и т.д.

 10. Организация саморефлексии. Необходимо фиксировать состояния детей и изменения, произошедшие в их самочувствии в процессе дня, урока, упражнения, помогающие укреплению стрессоустойчивости. Умело проведённая рефлексия даёт возможность понять: насколько дети осознают, что и как они делали на уроке, что им помогало, и что смогут использовать в своей жизни за пределами класса и школы.

Возможности по изменению многих факторов, влияющих на здоровье учащихся, лежат за пределами школы, однако школа должна приложить максимум усилий для того, чтобы общее физическое и психическое состояние учащихся было по возможности лучше.

 Воспитание здорового ученика - это залог здоровой личности в будущем и решать эту задачу необходимо только совместными усилиями родителей, медиков и педагогов.

 

 

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x