«Воспитательное значение концертной деятельности, при становлении личности ребёнка, в Засосенской ДШИ»

Автор: Перекрестова Клавдия Александровна

 

 

 

 

 

Во все времена и в любом обществе воспитанию подрастающего поколения уделялось особое внимание и забота, так как от этого зависит будущее общества, его процветание. Воспитание — это целенаправленное развитие растущего человека как неповторимой индивидуальности, нравственных и творческих сил человека.

 

Самодеятельный творческий коллектив реализует  своей деятельностью следующие важнейшие воспитательные функции:

 

образовательная — обучение ребенка, получение им новых дополнительных знаний;

 

 воспитательная — определение нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;

 

 креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;  

 

функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

 

Цели воспитательного процесса в самодеятельных творческих коллективах  - формирование гуманистически направленной личности;  

 

- развитие учебно-познавательных интересов;

 

 -воспитание любви к труду и профориентация подростков, развитие их социальной активности;

 

-воспитание воли и способности претворять свои планы в жизнь, в социально значимую интересную, свободную, честную деятельность.

 

 

 

    Рассмотрим воспитательное значение концертной деятельности при становлении личности ребёнка на примере деятельности  хореографического коллектива, ансамбля «Засосенские  жемчужинки» Засосенской  ДШИ.

 

Значение концертной деятельности в воспитательной системе трудно переоценить. Специфика воспитательной работы в любительском коллективе заключается в органичном сочетании художественно – исполнительских, общепедагогических и социально — психологических моментов, что должно обеспечить не только высокую профессиональную, техническую выучку, но и формирование соответствующего уровня общей культуры, эстетического развития участников коллектива.

 

Концертная деятельность имеет свои особенности на различных этапах становления личности ребёнка.

 

Начальный этап —  формирование первоначальных хореографических навыков и умений и концертная деятельность.

 

Этот этап играет важнейшую роль в становлении личности маленького исполнителя, его перспективе дальнейшего пребывания в коллективе. На первом этапе значение концертно  – исполнительской деятельности — стимулирование дальнейшей мотивации занятий в коллективе, способствование самореализации участников коллектива, раскрытие их творческого потенциала, подведение определенного итога учебного процесса за данный период времени.

 

В коллективе «Жемчужинок» это дети подготовительных групп ансамбля (1,2, 3 год обучения). Приоритетом на этом этапе является учебный процесс, но эти дети участвуют в отчётном концерте коллектива в конце учебного года, ребята показывают свои умения на открытых занятиях для родителей, участвуют в районных и даже областных конкурсах.  Репертуар этих групп формируется из небольших сюжетно-игровых ролевых этюдов и танцев.         Например: «Вечный двигатель», «Шалунишки», «Гномы», «Сударушка» и т. д.

 

Второй этап:  от формирования к развитию личности участника хореографического коллектива. Задачи концертной деятельности на втором  этапе.

 

Второй этап любительского хореографического коллектива и педагогического процесса в нем можно определить как этап развития инициативности и самодеятельности.

 

В любительском хореографическом  коллективе на втором этапе можно выделить три типовые группы участников по уровню их интереса к танцам: Первую характеризует отсутствие,  какого – либо интереса к хореографии. Вторая группа включает тех, у кого интерес к хореографии сугубо личный. Третью группу составляют участники, чей интерес связан с направлением работы коллектива, желанием серьезно заниматься делом, которое увлекает, заниматься искусством не только для себя, но и приносить пользу окружающим.

 

На этом этапе начинается концертная деятельность, которая включает в себя выступление на стационарной площадке, выездные выступления, участие в  районных мероприятиях, школьных мероприятиях.

 

Помимо концертной деятельности на этом этапе коллектив начинает гастролировать, участвовать в фестивалях и конкурсах.

 

В нашем коллективе,   это старшая  группа участников  ансамбля «Засосенские жемчужинки» –     (состоящая из выпускников хореографического отделения и учащихся выпускного 5  класса).  Возьму  к примеру  лишь некоторые данные за 2014-2015 год :  

 

Ноябрь 2014 г. -  Международный конкурс «Без границ» г. С-Петербург;  Лауреаты II степени.

 

Март 2015 г. – Международный конкурс «Звёздный дождь» г. Воронеж; Лауреаты I степени и Гран-при.

 


Май 2015 г. – Международный конкурс «Кружево танца» г. Москва. Лауреаты
I степени.

 

Ноябрь 2015 г. -  Международный конкурс «Без границ» г. С-Петербург; Лауреаты II степени

 

Ноябрь 2015 г. -  Областной конкурс «Белгородский карагод». Лауреаты I степени.

 

Апрель 2016 г.- Региональный конкурс «Место, где свет» - Лауреаты – II степени.

 

Участие в конкурсах побуждает к действию, дает толчок к мысли, чувству. Поощрение представляет собой способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного участника или коллектива в целом.

 

Третий этап: развитие творческой личности исполнителя. Возрастающая роль концертной деятельности.

 

 

 

Третий этап характеризуется творческой направленностью. В качестве педагогической цели на этом этапе должно быть выдвинуто понимание участниками общественной значимости своей деятельности, это период превращения участников коллектива в субъект самовоспитания. На третьем этапе формирования коллектива его члены подразделяются на две группы: исполнительскую и творческую. Те, кто отнесены к исполнителям, чаще всего обладают неплохими профессиональными данными, но выполняют только заданный материал. Их деятельность проходит на уровне репродуцирования, свое мнение о качестве выступления они имеют довольно редко. Творческая группа отличается активной работой над программой, танцевальной композицией, привнося в них много своего. Члены ее с удовольствием идут на импровизацию, участвуют в создании пластического образа, предлагая различные варианты.

 

Кроме основной концертной и конкурсной деятельности, на третьем этапе развития коллектива члены коллектива участвуют в создании эскизов костюмов, оформления спектаклей, отдельных концертных номеров, в создании программы, сочинении отдельных движений и их комбинаций, участвуют в просветительских программах для школьников  и жителей района.

 

Для поддержания интереса к занятиям ребятам необходимы поощрения. На примере коллектива, ансамбля  « Засосенские  жемчужинки» рассмотрим виды поощрения на третьем этапе:

 

1.     Присвоение коллективу звания «Народный», «Образцовый».  (Коллективу было присвоено звание «Образцовый»  в мае 2014 г).

 

2.     Приглашение с показательными выступлениями. Творческие отчёты хореографического коллектива перед жителями с. Засосна  и г. Бирюч.

 

3.     Выступления коллектива на  сцене сельских поселений района.  (Творческий отчёт с. Н-Покровка, с. Коломыцево, с. Ливенка, с. Весёлое, с. Верхососна , Стрелецкое, Красногвардейского района) .

 

4.     Приглашение руководителей для проведения семинаров . 2013 г. апрель Областной семинар руководителей ДМШ и ДШИ на базе Засосенской ДШИ (выступление ансамбля). 

 

Поощрение отдельных участников могут осуществляться также в разных формах:

 

1.     Награждение грамотами и дипломами за личный вклад развитие коллектива, высокий исполнительский уровень, индивидуальность и творчество.

 

2.     Доверие репетиторской работы как признание не только высокого исполнительского уровня, но и умение передавать знания другим.

 

3.     Привлечение к созданию программ, спектаклей.

 

4.     Присуждение премии Главы Администрации Красногвардейского района  Шаполова О.П. и   Губернатора Белгородской области Савченко Е.С.  «Одарённые  и талантливые дети». ( Премия Главы района была присвоена в 2014 г. участникам ансамбля Халафовой Кристине и Клеткиной Анастасии .  Премия Губернатора  Белгородской области была присуждена в 2015 г. Халафовой Кристине и Шишкиной Марии – солисткам ансамбля «Засосенские жемчужинки»).

 

 

 

Таким  образом, на третьем этапе развития любительского хореографического коллектива основными являются метод включения участников в учебно-воспитательный процесс (проведение репетиции, обучение новичков, ввод их в номера); дальнейшее развитие форм самовоспитания и самоорганизации; внешнее признание успехов  коллектива – во время концертной деятельности, на фестивалях, конкурсах.

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x