«Воспитательное значение концертной деятельности, при становлении личности ребёнка, в Засосенской ДШИ» ☼
Автор: Перекрестова Клавдия Александровна
Во все времена и в любом обществе воспитанию подрастающего поколения уделялось особое внимание и забота, так как от этого зависит будущее общества, его процветание. Воспитание — это целенаправленное развитие растущего человека как неповторимой индивидуальности, нравственных и творческих сил человека.
Самодеятельный творческий коллектив реализует своей деятельностью следующие важнейшие воспитательные функции:
образовательная — обучение ребенка, получение им новых дополнительных знаний;
воспитательная — определение нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;
креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
Цели воспитательного процесса в самодеятельных творческих коллективах - формирование гуманистически направленной личности;
- развитие учебно-познавательных интересов;
-воспитание любви к труду и профориентация подростков, развитие их социальной активности;
-воспитание воли и способности претворять свои планы в жизнь, в социально значимую интересную, свободную, честную деятельность.
Рассмотрим воспитательное значение концертной деятельности при становлении личности ребёнка на примере деятельности хореографического коллектива, ансамбля «Засосенские жемчужинки» Засосенской ДШИ.
Значение концертной деятельности в воспитательной системе трудно переоценить. Специфика воспитательной работы в любительском коллективе заключается в органичном сочетании художественно – исполнительских, общепедагогических и социально — психологических моментов, что должно обеспечить не только высокую профессиональную, техническую выучку, но и формирование соответствующего уровня общей культуры, эстетического развития участников коллектива.
Концертная деятельность имеет свои особенности на различных этапах становления личности ребёнка.
Начальный этап — формирование первоначальных хореографических навыков и умений и концертная деятельность.
Этот этап играет важнейшую роль в становлении личности маленького исполнителя, его перспективе дальнейшего пребывания в коллективе. На первом этапе значение концертно – исполнительской деятельности — стимулирование дальнейшей мотивации занятий в коллективе, способствование самореализации участников коллектива, раскрытие их творческого потенциала, подведение определенного итога учебного процесса за данный период времени.
В коллективе «Жемчужинок» это дети подготовительных групп ансамбля (1,2, 3 год обучения). Приоритетом на этом этапе является учебный процесс, но эти дети участвуют в отчётном концерте коллектива в конце учебного года, ребята показывают свои умения на открытых занятиях для родителей, участвуют в районных и даже областных конкурсах. Репертуар этих групп формируется из небольших сюжетно-игровых ролевых этюдов и танцев. Например: «Вечный двигатель», «Шалунишки», «Гномы», «Сударушка» и т. д.
Второй этап: от формирования к развитию личности участника хореографического коллектива. Задачи концертной деятельности на втором этапе.
Второй этап любительского хореографического коллектива и педагогического процесса в нем можно определить как этап развития инициативности и самодеятельности.
В любительском хореографическом коллективе на втором этапе можно выделить три типовые группы участников по уровню их интереса к танцам: Первую характеризует отсутствие, какого – либо интереса к хореографии. Вторая группа включает тех, у кого интерес к хореографии сугубо личный. Третью группу составляют участники, чей интерес связан с направлением работы коллектива, желанием серьезно заниматься делом, которое увлекает, заниматься искусством не только для себя, но и приносить пользу окружающим.
На этом этапе начинается концертная деятельность, которая включает в себя выступление на стационарной площадке, выездные выступления, участие в районных мероприятиях, школьных мероприятиях.
Помимо концертной деятельности на этом этапе коллектив начинает гастролировать, участвовать в фестивалях и конкурсах.
В нашем коллективе, это старшая группа участников ансамбля «Засосенские жемчужинки» – (состоящая из выпускников хореографического отделения и учащихся выпускного 5 класса). Возьму к примеру лишь некоторые данные за 2014-2015 год :
Ноябрь 2014 г. - Международный конкурс «Без границ» г. С-Петербург; Лауреаты II степени.
Март 2015 г. – Международный конкурс «Звёздный дождь» г. Воронеж; Лауреаты I степени и Гран-при.
Май 2015 г. – Международный конкурс «Кружево танца» г. Москва. Лауреаты I степени.
Ноябрь 2015 г. - Международный конкурс «Без границ» г. С-Петербург; Лауреаты II степени
Ноябрь 2015 г. - Областной конкурс «Белгородский карагод». Лауреаты I степени.
Апрель 2016 г.- Региональный конкурс «Место, где свет» - Лауреаты – II степени.
Участие в конкурсах побуждает к действию, дает толчок к мысли, чувству. Поощрение представляет собой способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного участника или коллектива в целом.
Третий этап: развитие творческой личности исполнителя. Возрастающая роль концертной деятельности.
Третий этап характеризуется творческой направленностью. В качестве педагогической цели на этом этапе должно быть выдвинуто понимание участниками общественной значимости своей деятельности, это период превращения участников коллектива в субъект самовоспитания. На третьем этапе формирования коллектива его члены подразделяются на две группы: исполнительскую и творческую. Те, кто отнесены к исполнителям, чаще всего обладают неплохими профессиональными данными, но выполняют только заданный материал. Их деятельность проходит на уровне репродуцирования, свое мнение о качестве выступления они имеют довольно редко. Творческая группа отличается активной работой над программой, танцевальной композицией, привнося в них много своего. Члены ее с удовольствием идут на импровизацию, участвуют в создании пластического образа, предлагая различные варианты.
Кроме основной концертной и конкурсной деятельности, на третьем этапе развития коллектива члены коллектива участвуют в создании эскизов костюмов, оформления спектаклей, отдельных концертных номеров, в создании программы, сочинении отдельных движений и их комбинаций, участвуют в просветительских программах для школьников и жителей района.
Для поддержания интереса к занятиям ребятам необходимы поощрения. На примере коллектива, ансамбля « Засосенские жемчужинки» рассмотрим виды поощрения на третьем этапе:
1. Присвоение коллективу звания «Народный», «Образцовый». (Коллективу было присвоено звание «Образцовый» в мае 2014 г).
2. Приглашение с показательными выступлениями. Творческие отчёты хореографического коллектива перед жителями с. Засосна и г. Бирюч.
3. Выступления коллектива на сцене сельских поселений района. (Творческий отчёт с. Н-Покровка, с. Коломыцево, с. Ливенка, с. Весёлое, с. Верхососна , Стрелецкое, Красногвардейского района) .
4. Приглашение руководителей для проведения семинаров . 2013 г. апрель Областной семинар руководителей ДМШ и ДШИ на базе Засосенской ДШИ (выступление ансамбля).
Поощрение отдельных участников могут осуществляться также в разных формах:
1. Награждение грамотами и дипломами за личный вклад развитие коллектива, высокий исполнительский уровень, индивидуальность и творчество.
2. Доверие репетиторской работы как признание не только высокого исполнительского уровня, но и умение передавать знания другим.
3. Привлечение к созданию программ, спектаклей.
4. Присуждение премии Главы Администрации Красногвардейского района Шаполова О.П. и Губернатора Белгородской области Савченко Е.С. «Одарённые и талантливые дети». ( Премия Главы района была присвоена в 2014 г. участникам ансамбля Халафовой Кристине и Клеткиной Анастасии . Премия Губернатора Белгородской области была присуждена в 2015 г. Халафовой Кристине и Шишкиной Марии – солисткам ансамбля «Засосенские жемчужинки»).
Таким образом, на третьем этапе развития любительского хореографического коллектива основными являются метод включения участников в учебно-воспитательный процесс (проведение репетиции, обучение новичков, ввод их в номера); дальнейшее развитие форм самовоспитания и самоорганизации; внешнее признание успехов коллектива – во время концертной деятельности, на фестивалях, конкурсах.