Воспитательный потенциал народной культуры в развитии патриотических чувств. | Панкратова Наталья Александровна. Работа №220463
Автор: Панкратова Наталья Александровна
Воспитательный патенциал народной культуры в развитии патриотических чувств.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ.
Обучение и воспитание детей исторически возникли с развитием человечества. Чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передать молодому поколению накопленный опыт добычи пищи, защиты от непогоды, опыт охоты, сооружения жилища и так далее. Эти первоначальные виды обучения и воспитания, когда ребенок овладевал знаниями, умениями и навыками в процессе совместной деятельности со взрослыми, подражая им. Новое поколение, восприняв опыт предков, использовало его, добавляя при этом в него что-то новое, более совершенное. Так постепенно, от поколения к поколению формировалась народная культура.
Одновременно развивались и первые идеи обучения и воспитания детей как продолжателей рода. Вместе с опытом трудовой деятельности, направленным на удовлетворение насущных жизненных потребностей в пище, одежде, жилище и др., передавался и опыт общения людей друг с другом. Эти отношения из поколения в поколение закреплялись, развивались и совершенствовались в языке, живописи, символах.
С развитием русской народной культуры появляются правила обучения и воспитания детей, советы и наставления, заповеди-запреты и заповеди-разрешения.
С веками, передаваясь от поколения к поколению, они оттачивались, конкретизировались и дошли до нас, подтверждая понимание нашими предками великого значения воспитания и обучения детей для сохранения процветания народа.
Так постепенно от века к веку шло становление народной педагогики, традиционной культуры воспитания.
Опираясь на народные методы воспитания, педагоги — теоретики и практики создали современные концепции воспитания всесторонне развитой личности, которые постоянно совершенствуются и обновляются в соответствии с требованиями жизни.
Концепция народной педагогики рассматривает педагогические взгляды народа как выражение практической философии, как веками накопленный коллективный опыт воспитания и обучения молодого поколения, воплощенный в разнообразных памятниках устного народного творчества.
Народная педагогика до сих пор не заняла подобающего ей места в общей системе педагогических исследований. Между тем и сегодня в любой семье воспитание происходит прежде всего на основе накопленного житейского и педагогического опыта.
Житейские правила и приёмы воспитания — первые законы, с которыми человек встречается в своей жизни. Многие поговорки и пословицы, народные сказки по существу стали неписаными законами воспитания, своего рода моральным кодексом семьи. В народных поговорках, пословицах, сказках выражен вековой опыт воспитания молодого поколения. Доступные и близкие людям по содержанию, краткие и законченные по форме, удобные в обращении, народные сказки и афоризмы несут в себе бесценную мудрость. Поговорки, пословицы и сказки оказывают воспитательное воздействие не сами по себе, а при условии, если родители личным примером поддерживают принципы, выраженные в них. Каждая пословица и поговорка, любимое изречение, сказка, если они разумны и к месту сказаны, соответствуют духу и традициям семьи, выражают её истинные стремления, если они понятны и близким детям, становятся поучительным, нравственным уроком в семье. Как примеры кратких и метких выражений поговорки и пословицы можно использовать и в целях развития речи.
Воспитательный потенциал народной педагогики высоко оценивал К.Д.Ушинский. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях...», К.Д.Ушинский верил в принцип «народ без народности — тело без души» и, опираясь на него, обосновал идею народности. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришёл к выводу, что «мудрость предков — зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно — живой образец процесса народного развития.
В середине XIX в. учёные и педагоги стали обращаться к проблемам народной педагогики. В 1861 г. В.И.Водовозов написал статью о книгах, изданных для народного чтения, назвав её «Русская народная педагогика». В 1890г. Д.Г.Булгаковский обращается к пословицам, песням, загадкам, обрядам, отмечая их воспитательное значение в народном быту. Другой исследователь, А.И.Соболев, рассматривал детские игры в сочетании с детскими песнями и тем самым ещё больше расширил границы народной педагогики.
Народная педагогика сложилась в глубокой древности. Она существует столько времени, сколько существует сам народ. Искусство слова прежде всего воплотилось в художественном народном творчестве - сказках, легендах, эпосе, поговорках, пословицах и др.
Люди наблюдали и знали психологические особенности детей: «Привычка трехлетнего сохраняется и до восьмидесяти лет», «Ребёнка надо воспитывать, пока он в колыбели». Самая действительная черта народной педагогики — связь с жизнью, практикой обучения и воспитания детей. Народная педагогика, как и все другие проявления духовной культуры, подвержена взаимовлиянию и взаимообогащению.
Опыт народного воспитания у всех этносов и наций характеризуется одинаковыми требованиями к качествам формируемой личности и системе средств её воспитания и обучения. Он представляет собой своеобразную (общую для всего человечества) народную мудрость, систему общечеловеческих ценностей, проверенных веками. Но это не означает, что надо использовать весь арсенал народных средств и фактов воспитания без изменений и критической оценки. Необходимо брать те, которые работают сегодня и соотносятся с нашими представлениями о гуманизме и общечеловеческих ценностях. Поступки и деятельность людей ограничиваются определёнными запретами, сохраняющими и развивающими общество и его взаимоотношения с окружающей средой. Общими практически для всех этносов, наций и народов стали следующие заповеди: «Не убий», «Не лги», «Не воруй», «Не желай чужого» и др. Ведущая заповедь в этой системе — воспитание человека-патриота, носителя традиций своего народа. Она выражается не только в рассказах о героизме людей, но и в поэтических описаниях родной природы, прославлении своей Родины, осуждении предательства, трусости и уклонения от исполнения гражданского долга. Следующая заповедь народной педагогики — воспитание доброты и любви к людям. Добрый человек обязательно должен быть скромным, кротким, миротворцем, видящим свои недостатки и не осуждающим других. Третья заповедь — воспитание трудолюбия. Народ всегда высмеивал лодырей, лежебок, бездельников.
Средства народной педагогики: пословицы, загадки, народные песни, сказки.
Пословицы.
В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» -назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.
Пословица создаётся всем народом, поэтому выражает его коллективное мнение. В ней заключены оценка жизни, наблюдения. Пословицы прочно запоминаются. Это облегчается игрой слов, разными звучаниями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времён выступали как педагогические средства они содержат педагогическую идею, оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции, повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерные оценки личности — положительные и отрицательные, которые содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями.
Наиболее распространённая форма пословиц — наставления. С педагогической точки зрения интересны наставления трёх категорий: поучения, наставляющие детей и молодёжь в добрых нравах, в том числе и правила хорошего тона; поучения, призывающие взрослых к благопристойному поведению, и наконец, содержащие педагогические советы, констатирующие результаты воспитания, что является своеобразной формой обобщения педагогического опыта.
Важный педагогический смысл имеет народное мнение о результатах воспитания, это оценивающие суждения о людях, чертах их личности: «Вспыльчивый нрав не бывает лукав», «Злой человек, как уголь — если не жжёт, то чернит», «Добрая совесть — глаз божий», «Добрая совесть любит обличение» и др. Характерологические пословицы интересны тем, что свойства личности оцениваются в них по поступкам и действиям, рассматриваются в связи с воспитанием: «Родимая сторона — мать, чужая — мачеха», «Не красна книга письмом, красна умом».
Загадки.
Многие из них несут в себе нравственную идею, оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное развитие ребёнка. Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из разных областей окружающей действительности; причём большое количество загадок об одном и том же явлении всесторонне характеризовало предмет. Народ всегда был высокого мнения о загадках: «Загадка — разгадка, да семь вёрст правды». Упражнения в отгадывании и придумывании загадок считались чрезвычайно полезными занятиями.
Загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, осуществляющие умственное воспитание в единстве со всеми другими сторонами формирования личности. Это единство достигалось благодаря тесной связи в загадках умного (мудрые мысли, сведения о важном и нужном) и прекрасного (совершенные художественные формы, поэтизация человеческой жизни и явлений природы и т. п.). Именно благодаря прекрасному в загадках особенно выразительными становятся мысли о здоровье, нравственности, труде.
Народные песни.
Это целый поэтический и философский мир. В них — душа народа. Песня — более сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. Главное назначение песен — привить любовь к прекрасному и выработать эстетические взгляды и вкусы. Песне присуща поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том, что она учила прекрасному и доброму. Песней сопровождались все события народной жизни — труд, праздники, игры, похороны и т. п. Вся жизнь людей проходила в песне, которая наилучшим образом выражала этическую и эстетическую сущность личности. Колыбельные песни не только усыпляют младенца, но и ласкают его, успокаивают, доставляют радость.
Сказки. Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Так, В.Г.Белинский ценил в сказках их народность, национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоят реальная жизнь, действительные социальные отношения. Н.А.Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выражает своё отношение к жизни, современности. Он стремился понять по сказкам и преданиям взгляды народа и его психологию. К.Д.Ушинский включил сказки в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей он видел в простоте и непосредственности народного творчества, которые соответствуют свойствам детской психологии. «В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грёзы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грёзы».
Сказки — важное воспитательное средство. Жизнь и народная практика воспитания убедительно доказали их педагогическую ценность. Дети и сказка — неразделимы. Они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребёнка.
Пожалуй, самая ценная характеристика человека — доброта и отзывчивость. Способность поделиться, помочь, уступить, разделить чужую радость и беду — драгоценный талант, который, увы, мы встречаем всё реже. В наши дни более важными становятся совсем другие качества — способность добиваться своего, сила, прагматизм, стремление к лидерству, однако подавляющее большинство людей на вопрос: «Что вы больше всего цените в людях?» - по-прежнему отвечают: «Доброту и отзывчивость». Эти важнейшие качества характера закладываются с детства.
Отечественная педагогика на современном этапе развивается в следующих направлениях:
- ориентация на формирование знаний, умений и навыков. Основная его цель — умственное развитие. Внимание педагогов сосредоточено в основном на обучении;
- введение в отечественную педагогику зарубежного опыта воспитания и образования;
- обращение к социально-нравственным традициям отечественного образования и воспитания.
Это направление наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни и форм национального опыта. Возрождение семейного уклада - условие восстановления гуманных социальных отношений, которые постепенно и естественно складываются в жизни семьи. Культура семьи направляет развитие личности человека. Нравственные чувства ребёнка постепенно оформляются в его нравственную позицию. Сегодня возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, его вековым корням, таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.