Статья Восстановление естественного типа дыхания у младших школьников . Автор: Дюсенбаева Нина Николаевна

Автор: Дюсенбаева Нина Николаевна
По результатам скрининговых исследований детей, желающих стать воспитанниками  кружка «Юный  эколог»  на базе школы № 14,  г. Семей Восточно-Казахстанской области,  медиками была установлена динамика роста числа заболеваний органов дыхания: бронхит- 0,5 %, ОРВ –8%, воспаление легких – 0,006%.  


Автор: Дюсенбаева Нина Николаевна

Калашников Дмитрий 11 класс, Малая инженерно-техническая школа КГКП «Дворец творчества детей и молодежи» ГУ «Отдел образования г. Семей ВКО»

Научный руководитель:

Дюсенбаева Нина Николаевна - методист, учитель химии и биологии высшей категории, руководитель прикладных курсов химии и биологии Отдела кружков технического творчества.

Ли Алина, Жемпеисова Агила –ученицы 2 «А» школы-сад № 14г Семей , ВКО, РК

Лакова Калия Макпековна - учитель начальных классов школы-сад № 14 г Семей, РК

Научный консультант:

Раисова Г.К.профессор, зав. кафедрой ЛФК и врачебного контроля Медицинского университета г. Семей.

 

Восстановление естественного типа дыхания у младших школьников - воспитанников кружка прикладной биологии «Юный эколог»

 

The article describes the diagnostics of physical readiness of children of primary school age.

 

«Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все лечебные средства не могут заменить действия движения» Тиссо, французский врач, 18 век

 

По результатам скрининговых исследований детей, желающих стать воспитанниками кружка «Юный эколог » на базе школы14, г. Семей Восточно-Казахстанской области, медиками была установлена динамика роста числа заболеваний органов дыхания: бронхит- 0,5 %, ОРВ –8%, воспаление легких – 0,006%. Дети пропускали занятия, трудно преодолевали пешие экскурсии на расстоянии километра, проявляли затруднения при выполнении физических упражнений на уроках физической культуры.

Актуальной задачей руководителя кружка, учителя начальной школы, проводивших уроки физического воспитания у детей данного возраста, самих воспитанников и их родителей являлось обучение методике дыхания , которая позволит в совершенстве овладеть всеми типами дыхания, повысит физическую основу воспитанников.

Методика предусматривает применение общеразвивающих и специальных упражнений.. Основными задачами восстановления дыхания при заболеваниях органов дыхания являются: улучшение функций внешнего дыхания, уменьшение интоксикации посредством стимулирования иммунных процессов, уменьшение проявлений бронхоспазма, стимуляция экстракардиальных факторов кровообращения, общее укрепляющее воздействие на организм [1].

Воспитанники прикладных курсов биологии совместно с преподавателями кафедры лечебной физкультуры , зав. кафедрой ЛФК и врачебного контроля Медицинского университета г. Семей профессора Г.К. Раисовой, врачей г. Семей изучили данную проблему восстановления естественного типа дыхания у посещающих кружок «Юный эколог» и укрепления их здоровья.

Целями работы были : исследование возможности использования специальных дыхательных упражнений на уроках физического воспитания в данной школе и занятиях кружка в организации дополнительного образования , обоснование возможностей их оздоровительного эффекта.

В процессе решения задач исследования использовались следующие методы: анализ специальной литературы, анализ специальных материалов, анкетирование, изучение показателей заболеваемости; антропометрия (см); кистевая динамометрия (кг), спирометрия, жизненная емкость легких (ЖЕЛ, мл), функциональная проба (30 приседаний за 45 сек); артериальное давление ; оценка уровня физической подготовленности: выносливость – бег на 1000 м,(мин. с) сила; скорость; бег на 30 м, (с); ловкость: челночный бег 4х9 м,(с); гибкость: наклон туловища вперед из положения сидя (см); обработка данных исследования проводилась методами математической статистики [4].

Исследования проводились в течении двух лет при участии 12-ти учащихся класса-воспитанников кружка «Юный эколог», учителя, руководителя кружка, выпускника кружка прикладной биологии КГКП «Дворец творчества детей и молодежи г Семей».

Методика проведения исследования. Физическая подготовленность детей характеризуется степенью сформированности навыков движений: ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье и уровень развития физических качеств: быстрота, сила, ловкость, гибкость, выносливость. Для определения физической подготовленности детей были проведены следующие тесты: бег на расстояние, который позволяет установить выносливость – способность противостоять утомлению, прыжок в длину с места – скоростно-силовые качества мышц нижних конечностей, наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке – гибкость, динамометрия – силу мышц, бег на 10 м – быстроту (способность выполнять максимальное число движений в минимальный срок, бег на 30 м .. Итоги тестирования сопоставлялись с разработанными нормативами возрастно-половых показателей физической подготовленности [13].

 

Таблица 1. Возрастно-половые показатели физической подготовленности и двигательной активности детей 5-7лет

Тесты

 

Возраст

 

5 лет

6 лет

7 лет

 

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

Бег 10 м, с

2.3–2.5

2,0–2,2

2,6–2,7

2,5-2,6

2,7–2,8

2,6–2,7

Бег 30 м, с

8.0–8.1

7.7-7.8

8.0-8.1

7,7–7,8

8,2–8,3

7,8–8,0

Прыжок в высоту с места, см

10-12

11-12

17-20

20-22

20–23

23–25

Наклон вперед, стоя на скамейке, см

2-3

2–4

4–8

3–6

6–10

5–8

Прыжок в длину с места, см

57–70

59–70

77–92

76–90

86–101

87–100

Динамометрия, кг

правой руки

становая сила

 

3,3–6,0

11–16

 

3,9–7,0

12–18

 

4,2–7,5

13–19

 

5,0–8,0

14–19

 

5,6–8,3

18–24

 

6,0–10,0

20–25

 

Результаты исследования: Проанализируем каждый тест в отдельности. Первый тест – бег на 10 м. Дети 6 лет должны пробежать это расстояние за 2,7–2,8 с, что в нашем эксперименте соответствует норме. Второй тест – бег на 30 м. Мальчики 6 лет должны пробежать эту дистанцию за 8,3 с, а девочки – за 7,9 с. Здесь все в порядке. Четвертый тест – прыжок в высоту с места. Шестилетние дети должны прыгнуть в высоту на 23–26 см , а в нашем эксперименте – на 17–20 . Пятый тест – наклон вперед, стоя на скамейке. Выполняя этот тест, все испытуемые дети не достали до пола 3 см и более. Шестой тест – прыжок в длину с места. Этот показатель находится в значительном отрыве от нормы, на 10–14 см. Седьмой тест – динамометрия. Динамометрия правой руки у детей в 6 лет должна быть 7,7–8,5 кг. У всех обследованных детей данный показатель значительно ниже нормы. Становая сила (сила мышц туловища) у тестируемых детей значительно уступает норме (несоответствие утвержденной норме составляет от 2 до 10 кг).

 

Как видно из данных таблицы № 1, возрастно-половые показатели у испытуемых групп детей оказались ниже утвержденных нормативов. Это позволяет судить о недостаточном уровне физического развития и малоподвижном образе жизни исследуемых групп детей.

Систематическое наблюдение за их физической подготовленностью дает возможность своевременно выявлять отставание в физическом развитии, сообщить о результатах наблюдений родителям и устранять причины, вызвавшие эти отклонения. Дети в возрасте 6–10 лет должны проходить такое тестирование не реже 1 раза в полгода. Оценка уровня физических качеств детей проводится путем сравнения абсолютных величин физической подготовленности каждого ребенка со средними их поло-возрастными значениями.

При проведении диагностики физической подготовленности детей были строго соблюдены гигиенические требования: тестирование проводится совместно с медицинским работником школы , учителем физической культуры и здоровья.

Установлено, что все обследованные дети нуждаются в физической реабилитации. Формы организации двигательной активности воспитанников могут быть следующие: утренняя гимнастика, аэробные упражнения, ходьба, бег, занятия на турнике, лыжные прогулки, плавание, спортивные игры и др. Общий объем двигательной активности должен быть ежедневно не менее 2,5 часа. Несмотря на загруженность детей учебным процессом, можно заниматься физкультурой перед занятиями или сразу после занятий по возвращении домой. Можно вместо лифта пользоваться лестницей. Следует учитывать физическую подготовленность, состояние здоровья, постепенное повышение физической нагрузки.

При организации физической реабилитации детей младшего школьного возраста необходимо учитывать их физическое развитие.

Физическое развитие– совокупность морфологических и функциональных показателей организма, характеризующих процесс его роста и развития. Различают гармоничное и дисгармоничное физическое развитие детей. Дети с недостаточной и избыточной массой тела часто имеют различные функциональные отклонения со стороны сердечно-сосудистой и нервной систем. Для оценки физического развития детей и подростков в медицинском кабинете школы медработники проводят антропометрическое обследование школьников. Антропометрические данные каждого школьника сопоставляются с нормативными значениями для детей того же возраста и пола, проживающих в данном регионе. На основании антропометрических данных делают заключение об уровне физического развития, который может быть низким, средним, ниже среднего, выше среднего и высоким. Школьники с низким и иногда высоким уровнем физического развития составляют группу риска по медицинским и педагогическим показателям.

Уровень физического развития можно охарактеризовать с помощью метода центильных шкал [3,4,13]. Его используют с целью определения гармоничности и уровня физического развития.

Согласно методике антропометрических измерений были определены три показателя физического развития: масса, длина тела, окружность грудной клетки. В случае, если разность областей («коридоров») центильной шкалы между любыми двумя из трех показателей физического развития не превышает 1, то у ребенка гармоничное физическое развитие. Если разность составляет 2, – дисгармоничное, а если разность превышает 3 – резко дисгармоничное физическое развитие.

 

 

 

 

 

Таблица 2.– Основные показатели физического развития детей 6-7 лет(за 2 года)

п/п

уче-ника

Воз-

раст,

лет

Дли-на

тела,

см

Обла-сть

центиль

ной шкалы

Мас-

са

тела,

кг

Область

центиль-

ной

шкалы

Окруж

ность

грудной

клетки, см

Обла-сть

цен-тиль-

ной

шкалы

Уро-

вень физического разви-

тия

Тип

физичес-кого

разви

тия

1

6

114,6

3

20,1

4

56,6

4

сред

ний

гарм.*

2

6

115,3

4

18,3

3

56,4

4

сред

ний

гарм.

3

6

103,1

1

17,0

1

55,5

2

очень низкий

гарм.

4

6

117,3

4

23,4

4

59,6

5

сред

ний

гарм.

5

6

102,4

3

19,5

1

54,2

2

очень низкий

гарм

6

6

114,1

4

18,0

3

55,0

4

сред

ний

гарм

7

6

116,0

4

19,7

4

59,1

4

сред

ний

гарм

8

6

110,4

3

20,3

3

55,8

3

сред

ний

гарм

9

6

107,3

1

18,7

1

56,1

2

очень низкий

гарм

10

6

109,6

3

20,2

3

55,8

3

сред

ний

гарм

11

6

114,5

3

21,0

4

57,0

4

сред

ний

гарм

12

6

112,7

3

21,1

3

56,2

4

сред

ний

гарм

1

7

116,4

2

22,2

3

58,0

3

ниже среднего

гарм.

2

7

122,5

4

25,1

4

61,1

4

сред

ний

гарм

3

7

113,4

2

17,5

1

55,3

2

низкий

гарм

4

7

122,1

4

24,5

4

61,4

4

сред

ний

гарм.

5

7

118,5

3

24,3

4

60,4

5

сред

ний

дис-**

гарм.

6

7

116,7

3

21,0

3

58,6

4

сред

ний

гарм

7

7

118,7

3

20,0

4

62,3

4

сред

ний

гарм.

8

7

114,1

3

21,5

3

58,1

3

средний

гарм.

9

7

110,4

1

20,9 1

1

58,4

2

очень низкий

гарм.

10

7

113,3

3

22,4

3

58,3

3

низкий

гарм.

11

7

119,4

3

22,7

4

59,5

4

средний

гарм.

12

7

115,1

3

23,3

3

58,8

4

сред

ний

гарм.

*– Гармоничное физическое развитие, ** – Дисгармоничное физическое развитие

Среди обследованных учеников за 2 года 91,7% имеют гармоничное физическое развитие и 8,3% – дисгармоничное. Около 25% детей имеют низкие все показатели физического развития (недостаток массы тела, роста), 27% имеют низкий один показатель. Примерно 71 % детей имеют средний уровень физического развития, 4,2% – уровень ниже среднего. Следует отметить, что к 7 годам детей с гармоничным физическим развитием становится меньше- 92 %. Для сравнения следует отметить, что у детей 6-ти лет этот показатель составил 100 %.

При сравнительном изучении физического развития отмечается увеличение числа современных детей с дефицитом массы тела и снижение доли детей с избыточной массой тела. Особенно настораживает увеличение удельного веса школьников с дисгармоничным развитием, у которых отмечаются низкие показатели массы тела, роста, окружности грудной клетки, уровня физического развития (их доля в обследованной группе – 8,3%)

Комплексная оценка уровня здоровья выявила следующие проблемы развития детей, обучающихся в данной группе: [ 11]

 

Таблица 3. Комплексная оценка уровня здоровья по Г.Л. Анасенко (средний балл по группам)

п/п

Показатели

2016=2017гг

2017-2018 гг

Пояснения, выводы

1

Количество участников

12

12

Мальчиков – 5

Девочек - 7

2

Гибкость позвоночника

М.

Д.

 

 

+3

+4

 

 

+5

+7

У мальчиков занижены показатели гибкости, у девочек в норме.

6

Состояние мышц плечевого пояса (30 сек)

М.

Д.

 

 

 

 

 

 

Показатели улучшились у мальчиков, девочки отстают физиологически.

7

Состояние мышц брюшного пресса

М.

Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

У девочек показатели выше на втором году исследования

8

Определение силы

мышц кисти

М.

Д.

 

 

 

 

 

 

Показатель физического развития улучшился у девочек

9

Зрительно-двигательная реакция

М.

Д.

 

 

 

 

 

 

Слабеет у представителей обеих групп

10

ЖЕЛ

М.

Д.

 

2

1,5

 

4

2

Наблюдается снижение кислородной задолженности организма

в обеих группах.

11

ЧДД (частота дыхательных движений)

М.

Д.

 

 

 

 

 

 

В первый год у мальчиков и девочек –1м 30 сек. На второй год: у мальчиков – 60 сек и у девочек-59 сек. Приближается к норме.

12

Тест Марине

М.

Д.

 

 

Работа сердечного ритма ухудшается у всех групп детей

13

Тест Рюфье

М.

Д.

 

 

Медленное увеличение нагрузки на сердечно-сосудистую систему при увеличении нагрузки на тело

14

Проба Штанге

М.

Д.

 

 

Положительная динамика : с 30 сек у мальчиков –до 45 сек; у девочек с 25 сек –до 35 сек

15

Проба Генчи

М.

Д.

 

 

Положительная динамика: у мальчиков с 25сек – до 35 сек: у девочек – с 15 сек – до 25 сек.

16

Шаговый тест

М.

Д.

 

 

Недостаточно положительная динамика работы сердечно-сосудистой системы, небольшое увеличение объема вдоха и газообмена организма

17

Проба Ромберга

М.

Д.

 

 

Немного снижена динамика равновесия: у мальчиков до 25 сек, у девочек – до 20 сек

 

Определение жизненной ёмкости лёгких является одним из наиболее важных методов клинического исследования людей. Специальная тренировка быстро приводит к увеличению ЖЕЛ.

Должная величина основного обмена определяется показателями веса, роста, пола и возраста по соответствующим медицинским таблицам. По полученным нами данным ЖЕЛ имеет низкие показания и решение о введении комплексов упражнений по восстановлению дыхания нужны данной группе исследуемых обучающихся.

Лечебная дыхательная физкультура – это целый комплекс разнообразных упражнений, которые проводятся с лечебно-профилактической целью при заболеваниях дыхательной системы, нервной системы и внутренних органов.

От других видов физической активности лечебная дыхательная физкультура отличается тем, что выполняется по предписанию врача и под его контролем. Самостоятельно, в домашних условиях выполнять упражнения лечебной дыхательной физкультуры возможно только после изучения их под контролем специалиста.

Общее воздействие лечебной дыхательной физкультуры на организм состоит в повышении мышечного тонуса, положительном влиянии на сердечно-сосудистую и нервную систему, а также активации системы иммунитета.

По результатам исследования воспитанников были определены Этапы восстановления естественного типа дыхания.

Перед началом занятий дыхательными упражнениями учащиеся

(

воспитанники кружка) и их родители советуются с лечащим врачом.

Первые уроки физической культуры в школе

и на занятиях кружка «Юный эколог»

в сентябре посвящаются изучению показателей устойчивости организма к кислородной задолже

нн

ости:

считают пульс в течение одной минуты, затем, после вдоха, выдохнуть и задержать дыхание (при этом зажать пальцами ноздри) до тех пор, пока не станет трудно.

3.Участникам исследования предлагается записать данные пульса и апноэ (в секундах) в виде дроби: пульс: апноэ, например 80:40 = 2. Чем меньше полученный показатель, тем лучше устойчивость организма к кислородной недостаточности.

Поскольку кислородная недостаточность отрицательно влияет не только на различные отделы ЦНС, но и на все функции, необходимо улучшать показатель устойчивости организма к кислородной недостаточности, тренируя дыхательные мышцы (межреберные, диафрагму и брюшной пресс), восстанавливая механизм нормального, естественного дыхания и регулярно выполняя определенную физическую нагрузку (ходьба, бег, игры, разнообразные физические упражнения) [4,7]. Исследованиями доказано , что нормальное обеспечение мозга кислородом восстанавливается через 5-12 дней после овладения указанным типом дыхания [4].

После изучения данных показателей

к

аждому обучающемуся рекомендуется завести дневник самоконтроля по форме:

 

Ф.И.О.СамочувствиеСонАппетитВесЧастота дыханияПульс до начала занятий дыхательной гимнастикойПульс после окончания занятий дыхательной гимнастикой Таблица 4. Форма заполнения дневника самоконтроля

Учител

ю, ведущему занятия в данном классе, руководителю кружка, учителю английского языка

авторы

предложили комплекс упражнений для

валеологических

минут [3,4, 6]

.

 

педагогам,

рекомендован

комплекс упражнений дыхательной гимнастики перед походами, экскурсиями.

Освоив полное глубокое дыхание, добиваются того, что сердце будет сокращаться медленнее и ритмичнее, дыхание углубится [6, 7, 8].

Родителям предлагается комплекс упражнений для прогулок

 

Выводы:

1.1повысился интерес к урокам физического воспитания, так как во время эксперимента введены новые, интересные и эмоциональные упражнения;

2.1. изменились результаты первых тестов, особенно связанных с проявлением выносливости.

3.1 Тестирующие нагрузки, дополняя сравнительную оценку функциональных показателей дыхания школьников, позволили выявить сдвиги в развитии аэробной системы энергообеспечения и засвидетельствовали эффективность занятий специальными дыхательными упражнениями.

4.1 В результате наших исследований хоть и медленно, но стабильно укрепляется здоровье воспитанников, сформировалась потребность систематически заниматься физической культурой, спортом, вести здоровый образ жизни

 

 

 

 

Рекомендации:

Поскольку регуляция системы дыхания зависит от многих факторов (общее

состояние здоровья, возраст, степень тренированности, вес, количество гемоглобина в крови, устойчивость к к

ислородной недостаточности и

др

)

, предлагаемая нами система восстановления дыхания наиболее эффективна в

малокомплектных

школах,

педагоги которых делают акцент на

здоровьесберегающие

технологии ,

т.к. оперативно тестировать, контролировать легче небольшие группы

детей.

Лечебная физкультура может иметь и ряд противопоказаний, среди которых: абсцесс легкого до прорыва в бронх, кровохарканье, астматический статус, дыхательная недостаточнос

ть

III

степени, скопление значительного количества жидкости в плевральной полости, полный ателектаз легкого; поэтому использование данной методики

рекомендуется проводить только под патронажем специалистов – медиков.

Школьникам, имеющим отклонения в

физическом развитии

необходимы

консультирование и обследование у педиатра, врача-

реабилитолога

и др. Данные, отражающие физическое развитие, необходимы для определения готовности к обучению физической культуре, хореографии и др.

Пути физической реабилитации для младших школьников с замедленным физическим развитием:

- организованная физкультурная деятельность: утренняя гимнастика

(ежедневно);

- физкультурные занятия (3–5 раз в неделю);

- упражнения для коррекции осанки и профилактики плоскостопия.

- пешие прогулки, физкультурные праздники, дни здоровья.

- двигательная активность на свежем воздухе (подвижные игры) – 40 –50 мин и

общая двигательная активность 2-2,5 часа в день;

-закаливание (умывание холодной водой), воздушные ванны перед сном и после

сна, хождение босиком.

 

 

Литература:

Алексеев С. В., Н. В. Груздева, А. Г. Муравьев, Э.В. Гущина Практикум по экологии. - М., АО МДС, 1996, с. 162.

Быков И.В. Гигиена физической культуры и спорта\учебни

к-

издательство: СпецЛит-192с.

Буката

Л.А. Методы исследования и оценки состояния здоровья и физического развития детей и подростков / Л.А.

Буката

. – Минск, 2000.– 226 с.

Ворсина Г.Л. Практикум по основам

валеологии

и школьной гигиены / Г.Л. Ворсина, В.Н.

Калюнов

. – Минск, 2005. – 243 с.

Деребо

С. Д.,

Ясвин

В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996, с. 328.

Егорова С.А. Оценка уровня здоровья. Элективный курс

.-

Ставрополь, 2010(

интернет-ресурс

-МУЗ городской центр медицинско профилактики)

Лаптев А.П. Береги здоровье смолоду. – М., 1988, с. 223.

Новиков Ю. В. Экология, окружающая среда и человек.

–М

., Гранд, 1999, с. 420.

.

Нарскин

Г.И. Физическая реабилитация и укрепление здоровья дошкольников / Г.И.

Нарскин

, М.В. Коняхин, О.А. Ковалева – Минск, 2002. – 175 с.

Раисова

Г.К. Восстановление дыхания спортсменов. – Семей, 2007, с. 287.

Соколова Н.Г Практическое руководство по детской лечебно

физкультуре-Издательство

: ГОУ ВУНМЦ, 2008, 320 с ил.

13.Черник В.Ф., Шахова М.А.-Диагностика физической подготовленности детей младшего школьного возраста-основа их физической реабилитации и укрепления здоровья- Минск,2015.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x