Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 07.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Выявление,поддержка и сопровождение одарённых детей" | Маркелова Наталья Александровна . Работа №334413

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одарённость. Педагог, впервые встречающий в своей практике одарённого ребёнка, нередко испытывает определённые трудности, поскольку взаимодействие с такими детьми весьма незаурядно и требует особых знаний и особого подхода.

Одарённость - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.)

Если большинство показателей по всем результатам исследования ребёнка превосходят среднюю норму возрастного развития примерно на 30%, то можно говорить об одарённости.

Одарённые дети. Кто они? Как разглядеть детскую одарённость, развить и приумножить ее? Это подарок педагогу или проблема для него? Сегодня этими вопросами озадачены педагоги-дошкольники.

В дошкольном детстве существует столько видов одарённости, сколько есть видов детской деятельности. В каждой деятельности – своя шкала успешности и оригинальности достижений. Детская одарённость начинает проявляться уже с самого раннего возраста. Но сформируется ли в итоге одарённая личность? Признаки одарённости, появляющиеся в дошкольном возрасте, могут постепенно угаснуть, если не будут созданы соответствующие условия, стимулирующие развитие одарённости. Поэтому педагоги дошкольных учреждений должны быть особенно внимательны к детям, у которых начинают проявляться зачатки одарённости.

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Парус»

г. Урень Нижегородской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация на тему:

«Выявление, поддержка и сопровождение одарённых, талантливых и способных детей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: старший воспитатель

Маркелова Наталья Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Урень

2024 год

Консультация для педагогов

«Выявление и сопровождение одарённых детей»

Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одарённость. Педагог, впервые встречающий в своей практике одарённого ребёнка, нередко испытывает определённые трудности, поскольку взаимодействие с такими детьми весьма незаурядно и требует особых знаний и особого подхода.

Одарённость - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.)

Если большинство показателей по всем результатам исследования ребёнка превосходят среднюю норму возрастного развития примерно на 30%, то можно говорить об одарённости.

Одарённые дети. Кто они? Как разглядеть детскую одарённость, развить и приумножить ее? Это подарок педагогу или проблема для него? Сегодня этими вопросами озадачены педагоги-дошкольники.

В дошкольном детстве существует столько видов одарённости, сколько есть видов детской деятельности. В каждой деятельности – своя шкала успешности и оригинальности достижений. Детская одарённость начинает проявляться уже с самого раннего возраста. Но сформируется ли в итоге одарённая личность? Признаки одарённости, появляющиеся в дошкольном возрасте, могут постепенно угаснуть, если не будут созданы соответствующие условия, стимулирующие развитие одарённости. Поэтому педагоги дошкольных учреждений должны быть особенно внимательны к детям, у которых начинают проявляться зачатки одарённости.

Методы выявления одарённых детей

1. Анализ результатов педагогического мониторинга;

2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества);

3. Работа с родителями (беседы, анкетирование).

Частые проявления одарённости:

Физическое и нервно-психическое развитие опережает возраст;

Ребёнок начал ходить и говорить раньше сверстников;

Ребёнок рано заинтересовался числами, рисованием, пением, игре на музыкальных инструментах и т. п.

Ребёнок имеет большой словарный запас, знает значение многих слов и терминов, имеет отличную память, может запоминать энциклопедические данные;

Ребёнок очень любознателен, способен долгое время концентрировать внимание на чем-либо;

Ребёнок способен к нестандартным решениям;

Ребёнок рано начинает читать (3-4года, хотя взрослые не прикладывают к этому особых усилий или, например, в раннем возрасте овладевает игрой на музыкальном инструменте и т. д.;

Ребёнок может запоминать большие числа, складывать, вычитать их в уме, производить другие математические операции;

В художественной деятельности одарённый ребёнок проявляет себя раньше, чем в других сферах (до года и чуть позднее): рано начинает рисовать, много времени проводит за лепкой и конструированием, имеет свои стиль изображения;

В двигательной сфере одарённость проявляется в виде хорошей зрительно-двигательной координации, ребенок необычайно ловок, силен, координирован (это дети потенциально одарённые в танцах, спорте).

Абсолютно все одарённые дети испытывают большую потребность в умственной нагрузке, высокой активности ума.

Основными задачами сопровождения одарённых детей в детском саду является следующие:

Создание условий для развития одарённого ребёнка. Эта задача решается средствами исследовательской, развивающей, методической, организационной работы.

Создание условий для развития субъектной позиции одарённого ребёнка. Данная задача решается средствами взаимодействия в системе педагог - ребенок- родитель.

Отслеживание особенностей развития одарённого ребёнка на различных возрастных этапах дошкольного детства. Эта задача решается в основном средствами педагогической и психологической диагностики, развивающей педагогической деятельности.

Проблемы одарённых детей

Отсутствие интереса к занятиям в группе

Такое отношение часто появляется оттого, что программа, рассчитанная на среднестатистического ребёнка, для «одарённых» слишком проста, скучна и неинтересна.

Трудности в общении со сверстниками

Одарённым детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их одногруппники. Вследствие этого одарённый ребенок предпочитает играть один, избегает эмоциональных и социальных контактов с детьми.

Отрицание социальных норм и обще групповых правил

Одарённые дети, не стремятся «быть как все», отвергают стандартные требования, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

Погружение в философские проблемы

Для одарённых детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы. Это может приводить к чрезмерной застенчивости, гипертрофированным страхам.

Стремление к совершенству

Для одарённых детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворённости, собственной неадекватности и низкая самооценка.

Потребность во внимании взрослых

В силу стремления к познанию одарённые дети нередко испытывают повышенную потребность в общении и внимании взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одарённые дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

Методы работы с одарёнными детьми:

Привлечение ребёнка к проектной деятельности, которая подразумевает не только анализ возможностей, но и выбор способов решения задачи (например, сделать подставку для карандашей). При этом обязательным условием успешного выполнения является педагогическое сопровождение на каждом этапе работы.

Обсуждение ежедневных обязанностей ребёнка, которые он должен будет выполнять в группе (например, полив цветов или иной вид деятельности интересный для ребёнка). Это позволит ему чувствовать собственную значимость, необходимость участия в жизни группы.

Эмоциональная поддержка, словесное поощрение за успехи и нестандартное решение задач, позволят ребёнку чувствовать более уверенно.

Привлечение к исследовательской деятельности через решение опытно-экспериментальных задач решит проблему поддержания и развития познавательного интереса.

Кто такие «одарённые дети»?

В психологии нет общего представления о природе одарённости, а есть альтернативные подходы к ней:

1. «Все дети талантливы».

2. «Одарённость – дар свыше, которым наделены единицы».

На рубеже веков в нашем обществе возник интерес к одаренным детям как будущей интеллектуальной и творческой элите, от которой будет зависеть «коридор возможностей» дальнейшего развития страны.

«Одарённость» - системное качество, характеризующее психику ребенка в целом. Необходимо отличать от одарённости:

- Высокий уровень развития

- Искусственную провокацию развития (депривация произвольности)

- «Ложную одарённость» - расширение нагрузки на сохранные функции (память, речь) провоцирует интенсивное развитие способностей, тормозит развитие высших психических функций.

Одарённость определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Признаки, отличающие одарённого ребёнка.

1. Начинает говорить, ходить, ездить на велосипеде раньше сверстников. Быстрее овладевает навыками самообслуживания.

2. Проявляет большую любознательность к предметам, явлениям, событиям. Задаёт множество вопросов.

3. Имеет широкий спектр интересов, пробует экспериментировать.

4. Имеет большой словарный запас, демонстрирует понимание тонкостей языка.

5. Легко схватывает и удерживает большое количество информации. Запоминает прочнее и подробнее.

6. Понимает сложные идеи, видит общее в предметах. Демонстрирует абстрактное мышление.

7. Склонен к серьезным размышлениям о жизни, других глобальных проблемах.

8. Легко отгадывает загадки и может придумывать свои.

9. Начинает считать и читать до поступления в школу, иногда самостоятельно.

10. Устанавливает для себя высокие критерии. Стремится к совершенству.

11. Понимает чувства других людей, верит в честность, правду.

12. Не выносит глупости.

13. Ищет необычные способы выполнения обычных дел: по-своему застилает кровать, убирает комнату.

14. Проявляет способности к искусству (музыкальному, художественному, лингвистические способности.

Психологические особенности развития одарённых детей.

1. Неравномерность развития. Интеллектуальное развитие может опережать физическое, эмоциональное. Наблюдается: отставание в развитии тонкой моторики и моторной координации; проблемы общения (точки зрения, отличные от других, нетерпимость к критике, обострённая чувствительность к социальному отчуждению, командное поведение, монополизация внимания взрослого); повышенная истощаемость и проблемы произвольного поведения, саморегуляции (дети занимаются интересной деятельностью, делающей их одарёнными и только, двигательная расторможённость; незрелость эмоционально-личностного развития; мотивационная незрелость (привлекает только яркая новая деятельность, а когда надо докопаться до сути – интерес пропадает).

2. Нетерпимость жёсткой регламентации (для творчески одарённых детей, трудности освоения навыков и правил социальной жизни.

 

Дети с признаками умственной одарённости.

Имеют высокий уровень развития умственных способностей:

1. Познавательных (решение задач с 1 ответом)

2. Творческих (решение открытых интеллектуальных задач).

В дошкольном возрасте складываются в первую очередь способности наглядно-образного мышления, воображения. Они состоят в умении создавать и использовать образы окружающих предметов, явлений и связей между ними. К ним относятся:

- способность к наглядному моделированию (планирование,

- построение образа по отдельной части, признаку.

Далее развиваются способности для решения логических, понятийных задач:

- выделение и обозначение словом существенных свойств вещей,

- математические способности.

Особенности общения взрослых с одарёнными детьми.

Высокий уровень умственного развития детей влияет на их отношение со взрослыми. Не всегда взрослый для них безусловный носитель норм и правил, его требования они могут не выполнять, а действия и личностные особенности подвергать критическому анализу.

Задачи воспитателя в общении с одарёнными детьми:

1. Создание атмосферы доброжелательности, избегание жёсткого пресечения отрицательных форм поведения.

2. Использование конструктивной критики. Необходимо объяснить ребенку, что вы расстроены. Большинство одарённых детей знают, что хорошо, а что плохо и настроены на диалог.

3. Удовлетворение познавательных потребностей ребёнка (отвечать на вопросы, быть благодарной аудиторией для всевозможных фантазий).

4. Поощрение и радость за успехи ребёнка.

5. Обсуждение содержательных моментов деятельности, избегание критики за неуспех.

6. Развитие не только специфического дарования, предотвращение запущенности других невостребованных сторон детской личности.

Работа с родителями ребёнка с признаками одарённости.

По мере развития одарённого ребёнка его родители начинают замечать, что ему становится скучно со сверстниками, его тянет к старшим детям. Он отличается от ровесников – это отмечают знакомые, воспитатели. Мысль об уникальности привычна родителям, но вот когда об этом начинают говорить другие…У родителей появляется желание получить объективную оценку со стороны, совет, что же делать дальше.

Задачи воспитателей в работе с родителями детей с признаками одарённости:

1. Знать внешние проявления одарённости (высокий интеллект, любознательность, исследовательская активность, ранняя увлечённость какой-либо деятельностью, высокая познавательная активность). Это убережёт от возможности ошибочной идентификации одарённости, т. н. «ложной одарённости» (вербализм, высокий уровень механической памяти, искусственная провокация одарённости, односторонняя (компенсаторная) одарённость).

2. Пропагандировать значение ведущей деятельности – игры. Убеждать родителей не подменять игру «школьными» методами обучения, играть вместе с ребёнком – поддерживать развитие игры, создавать условия для развёртывания новых сюжетов.

3. Бывает, что ребенок с 3-4 лет тянется к изучению букв, цифр, чтению и т. п. Нельзя закрывать пути реализации возможностей ребёнка. Помогите родителям в проведении самостоятельных занятиях с ребёнком (чтении, математике, рисовании, привлекая свои методические знания.

4. Убеждать родителей в необходимости адекватного отношения к одарённости:

- создавать условия творческого развития ребёнка (например, в кружковой деятельности)

- поддерживать и поощрять творческие создания (устраивать выставки, обсуждения, продукты самовыражения ребёнка, а также тягу к искусству, спорту (посещать музеи, театры, выставки, соревнования)

- быть аккуратнее с критическими замечаниями, терпимо и с пониманием относится к точке зрения ребёнка

- развивать у ребёнка коммуникативные навыки, добиваться соблюдений норм и правил общественной жизни

- развивать «ущербные» качества (эмоциональность, моторику и т. п.).

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×