Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального воспитания" | Столбовая Евгения Николаевна. Работа №209256

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Столбовая Евгения Николаевна
консультация "Взаимодействие музыкального руководиля и воспитателя в решении зада музыкального воспитания"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27.» г. Уссурийска УГО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкальный руководитель:

Столбовая Евгения Николаевна

 

 

 

 

 

г. Уссурийск

2019 г.

 

Придавая большое значение личности педагога, его руководящей роли в воспитательном процессе, Н.А. Метлов

(Николай Афанасьевич Метлов (1885—1971) — видный советский педагог-музыкант, кандидат педагогических наук, один из основоположников общественного дошкольного воспитания в нашей стране. За свою жизнь он написал много детских произведений - детской музыки.)

возлагал большие надежды на его активное участие в работе по музыкально-эстетическому воспитанию детей.
Степень активности воспитания он ставил в зависимость не только от природных данных (слух, голос, пластика движений) и профессиональной подготовки, получаемой в педагогическом училище или на курсах, но главным образом от согласованности в работе воспитателя и музыкального руководителя, от их взаимной заинтересованности в успешном музыкальном воспитании детей.
Н.А. Метлов пропагандировал такие формы повышения музыкальной грамотности и культуры воспитателя, как совместное с музыкальным руководителем планирование музыкальных занятий, открытые музыкальные занятия с последующим обсуждением, индивидуальные и групповые консультации и практические занятия музыкального руководителя с воспитателями, обучение воспитателя методике пользования техническими средствами, детскими музыкальными инструментами.


Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду, - следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально-педагогического процесса.

Качество реализации программы музыкального образования детей в ДОУ зависит от уровня профессиональной компетентности и музыкальной культуры ВОСПИТАТЕЛЕЙ.

ВОСПИТАТЕЛИ непосредственно общаются с детьми на протяжении всего времени их пребывания в ДОУ.


Наличие в детском саду двух педагогов - музыкального руководителя и воспитателя, к сожалению, не всегда приводит к желаемым результатам. Тут имеют место две крайности.

К

огда

все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий.

Воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей. В таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель, недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.

К

огда

музыкальный руководитель выступает только аккомпаниатором

, не принимает непосредственного участия в проведении музыкальных занятий, не следит за тем, как воспитатель и дети исполняют песни, пляску, движения.

-

Такое распределение ролей возможно лишь в том случае, когда воспитатель музыкален, методически подготовлен, но слабо владеет музыкальным инструментом.

Воспитатель малоопытный и недостаточно музыкально подготовленный, работая без всякой помощи и указаний, может допустить в работе ошибки, как в подборе музыкального репертуара, так и в исполнении его.
Но проведение музыкального занятия не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую так же ведет и воспитатель. Часто растерянность, сухой скучный тон воспитателя, нечеткость в движениях происходит от того, что он еще не имел достаточной практики и не уверен в своих силах.
Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше музыкальному руководителю приходится заниматься непосредственно с детьми! 

 

 

То, что сотрудничество между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо и должно быть в целостном образовательном процессе детского сада, не вызывает сомнений. Вопрос только в том: Каким оно должно быть и как его организовать?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам важно знать обобщённые задачи профессиональной деятельности музыкального руководителя и воспитателя в этом контексте (Приложение №1)

Воспитатель и музыкальный руководитель представители одной профессиональной группы – педагоги. Разница заключается в том, что содержание профессионально-педагогической деятельности музыкального руководителя несколько уже, чем содержание профессиональной деятельности воспитателя.

В связи с этим общая педагогическая компетентность воспитателя, т.е. владение педагогическими технологиями и техниками, средствами и приёмами педагогического взаимодействия разнообразнее и богаче, чем компетентность музыкального руководителя.

Слабая сторона воспитателя по отношению к музыкальному руководителю заключается в том, что воспитатель:

- не владеет специальными исполнительскими умениями;

- практически не знаком со спецификой детского музыкального репертуара;

- плохо ориентируется в мире музыкального искусства.

 

В этом и заключается сложность в решении задач музыкального развития детей дошкольного возраста.

Но надо отметить, что всё-таки в современных ДОУ преобладает не односторонне, от музыкального руководителя к воспитателю, а двустороннее взаимодействие педагогов и это взаимодействие должно иметь содержательную основу, которая может реализовывать такую сферу педагогического взаимодействия как преемственность.

 

Взаимодействие педагогов, так или иначе, осуществляется в ДОУ, поддерживаемое режимом и традициями ДОУ, но вопросы преемственности чаще всего остаются не решёнными и реализуется лишь в тематической составляющей педагогического процесса (времена года, темы детства и так далее) и то не полноценно.

 

Для справки:

Значение слова «Взаимодействие»

взаимная связь явлений; взаимное действие различных предметов и явлений друг на друга

 Взаимодействие спроса и предложения.

взаимная поддержка, кооперация; согласованные действия (

воинских подразделений

)

 Взаимодействие войск (согласованные действия войск при выполнении боевой задачи).

 

Значение слова «Преемственность»

книжн.

 право наследования чего-либо

 

Преемственность

 власти.

последовательная передача чего-либо от одного к другому

 

Преемственность

 культурной традиции. 

 В порядке 

преемственности

.

 

(данные портала: свободная энциклопедия ВИКИСЛОВАРЬ – многоязычный открытый словарь - ru.wiktionary.org)

 

Воспитатель должен осуществлять преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями процесса музыкального воспитания и развития детей!

Воспитатель несёт ответственность за постановку музыкального воспитания в своей группе, так же как и музыкальный руководитель.

 

 

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ – то есть содержательные основы сотрудничества и сотворчества педагогов необходимо рассматривать с двух сторон.

Роль воспитателя в

процессе

музыкального воспитания и развития детей.

Наибольшая роль воспитателю отводится в тех частях занятия, что связаны с музыкально-ритмической деятельностью (упражнения, танцы, игры), меньшая – в процессе слушания музыки, пения и музицирования. Воспитатель, не имеющий специальной музыкальной подготовки, до занятия должен проконсультироваться с музыкальным руководителем.

Воспитатель не только помогает музыкальному руководителю в проведении занятий. Но функции воспитателя в каждой из возрастных групп различны, а степень его активности на занятии обусловлена возрастом детей и теми конкретными задачами, которые стоят на данном занятии.

В младших группах детского сада воспитатель является активным участником педагогического процесса на музыкальном занятии: он поёт вместе с детьми, играет с ними, водит хороводы, следит ха правильной позой детей, помогает им при выполнении различных действий. Музыкальный руководитель привлекает воспитателя для показа движений в упражнениях.

В средней группе детского сада самостоятельность детей возрастает, и функции воспитателя становятся иными. Он действует лишь по необходимости, зачастую в косвенной форме напоминает, указывает, сопоставляет. При разучивании песен, танцев, игр воспитатель показывает их отдельные фрагменты, элементы, при исполнении же с детьми уже выученного музыкального репертуара лишь оценивает их деятельность.

В группах старшего возраста воспитатель выполняет в основном вспомогательные функции: следит, как дети поют, танцуют, выполняют музыкально-ритмические движения и творчески проявляют себя в различных видах музыкальной деятельности; отмечает ошибки, чтобы в дальнейшем (в индивидуальной работе) их исправить. При знакомстве с инструментальной музыкой проводит беседу по картине, при пении может исполнить отдельный куплет или фразу, при разучивании игры выбирает ведущего, помогает распределить роли, т.е. не участвует, а только организует.

Навыки, полученные на занятиях, необходимо закреплять, а это значит, что музыка должна звучать и во время индивидуальной работы, утренней гимнастики, подвижных играх, в вечернее часы досуга, стать иллюстрацией к рассказу, сказке и т.д.

Задачи и формы музыкального воспитания и развития детей вне занятий указаны в таблице (Приложение №2)

 

Для решения этих задач педагог должен обладать определённым объёмом музыкально-эстетических знаний. Например, в индивидуальной работе воспитателю необходимо учитывать особенности ребёнка, его способности к музыке и движению, степень усвоения им материала; активизировать пассивных детей, способствовать формированию музыкальных интересов.

Велика роль воспитателя в руководстве самостоятельной деятельностью детей. В своей работе воспитатель должен применять косвенные методы руководства и гибкий творческий подход. Он активно формирует художественные интересы ребёнка, влияет на его музыкальные впечатления, полученные на занятиях, праздниках, в семье.

Воспитатель должен позаботиться о создании условий для формирования и проявления творчества в музыкальной деятельности. В первую очередь необходимо в группе выделить место для музыкальной зоны, которая должна содержать технические средства для слушания аудиокассет (магнитофон, музыкальный центр), или проигрыватель с грампластинками. Во-вторых, важно, чтобы в музыкальном уголке имелись портреты известных композиторов, а также книги музыковедческого характера. Эти книги должны соответствовать возрасту детей и хорошо иллюстрированы.

В-третьих, в музыкальной зоне могут быть представлены картинки с изображением героев детских песен, мультипликационных фильмов, музыкальных сказок. Здесь же находятся специально созданные музыкальные альбомы, посвящённые песням из детских мульт- и художественных фильмов. В альбоме указывается название мультфильма или песни, сообщается текст и даётся музыкальная иллюстрация. Очень хорошо, если воспитатель подберёт иллюстрации к тем музыкальным произведениям и песням, которые дети изучают на музыкальных занятиях.

Поскольку музыкально-развивающая среда постоянно обновляется (1-2 раза в месяц), то здесь уместно воспитателю проводить с воспитанниками беседу на тему: «Что нового у нас появилось в группе?», настраивая их тем самым на конкретный вид музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, игру на музыкальных инструментах или движение под музыку). Если у детей возник интерес к музыкальным инструментам, педагог может предложить сопровождать ритмичной игрой на деревянных палочках, ложках, маракасах, треугольниках и других простых инструментах, какое-либо известное им произведение в магнитофонной записи.

Также следует иметь ударные, шумовые, свистящие инструменты как наиболее доступные детям по способам игры и поэтому быстро осваиваемые. Анализ педагогической практики показывает, что существует прямая зависимость между простотой инструмента и возрастом детей: чем меньше ребёнок, тем проще нужен ему инструмент. Одновременно существует связь и иного рода: чем беднее музыкальный опыт ребёнка (безотносительно к его возрасту), чем ниже общий уровень его музыкальности, тем с более простых инструментов следует начинать его музыкальное обучение. Логика применения и использования инструментария в детской музыкальной педагогике подчиняется закономерностям развития музыкальности детей.

На начальном этапе формирования музыкальных способностей ритм выступает как фундаментальная основа, и первыми инструментами детей становятся шумовые во всём богатстве и многообразии.

Можно так же музыкальные инструменты сделать своими руками во время ИЗО деятельности или конструирования. Таким же образом можно создавать с детьми декорации к праздникам, атрибуты для танцев и музыкальных театрализаций. Интегрированная деятельность в ДОУ обогащает детский жизненный опыт.

Особое внимание следует обратить на наличие в музыкальной зоне музыкально-дидактических игр и пособий, которые помогают педагогу формировать у детей достаточно сложные понятия о музыке простыми и доступными средствами.

Музыкально-дидактические игры должны быть интересны, привлекательны, красочно оформлены. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности. Организуются эти игры под руководством воспитателя. Результативность обучения в музыкально-дидактической игре создаётся тогда, когда воспитатель сам активно участвует в игре, становится полноправным её участником.

Однако, организуя музыкальные игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности.

Для детей младшего дошкольного возраста предусмотрены следующие музыкально-дидактические игры: «Где мои детки?», «Чудесный мешочек», «Подумай и отгадай», «Птицы и птенчики», «Курица и цыплята», «Угадай-ка», «Кто в домике живёт?», «Найди игрушку», «В лесу», «Кто как идёт?»,»Громко-тихо», «Угадай, на чём играю?», «Узнай свой инструмент», «Зайцы», «Колпачки» и другие.

Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать такие музыкально-дидактические игры: «Что делают дети?», «Музыкальное лото», «Ступеньки», «Наше путешествие», «Определи по ритму», «Слушаем внимательно», «Колобок», «Музыкальный телефон», «Музыкальная шкатулка», «Музыкальный магазин» и другие.

Говоря о музыкально-развивающей среде, нельзя не коснуться музыкально-театрализованной деятельности, которая не только обеспечивает совместную деятельность детей, но и является основой для самостоятельного творчества каждого ребёнка.

Театрализованные игры и игры-драматизации являются средством всестороннего воспитания ребёнка дошкольного возраста. Они обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивают интерес к литературе, музыке, театру.

С этой целью в группе оборудуется мини-сцена, используются разные виды кукольного театра, разнообразный природный материал, ткань, костюмы для ряжения.

Театрально-игровая деятельность организовывается уже начиная с младшей группы (знакомство с кукловождением настольного театра; игры-спектакли с разыгрыванием народных песенок, потешек; игры-драматизации).

В результате создания благоприятной обстановки и умелого руководства взрослых, начинается самообразование детей. Ребёнок старшего дошкольного возраста имеет возможность рассматривать иллюстрации, собирать различные коллекции: открытки, фотографии музыкальных инструментов, певцов, композиторов. Здесь очень важно, чтобы взрослые проявляли интерес к этим коллекциям и рассматривали их вместе с детьми.

Следует добавить, что при проектировании музыкально-образовательной среды, обеспечивающей развитие у детей дошкольного возраста музыкально-творческих способностей, следует учитывать:

♪ индивидуальные социально-психологические особенности ребёнка;

♪ особенности его эмоционально-личностного развития;

♪ индивидуальные интересы, склонности, потребности, предпочтения тем или иным видам музыкальной деятельности;

♪ любознательность, исследовательский интерес, музыкальные и творческие способности;

♪ возрастные и гендерные особенности.

Разнообразна деятельность воспитателя и на праздничных утренниках. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные, случайные изменения.

Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления воспитателей. Они могут исполнить роль какого-нибудь персонажа, спеть песню, исполнить танец.

Воспитатели, не выступающие в каких-либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они внимательно следят, как ребята воспринимают то или иное выступление, поют вместе с ними, подготавливают атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевают детей, помогают им, если это необходимо, при проведении игры, танца.

 

 

Роль

музыкального руководителя

в процессе музыкального воспитания и развития детей

.

Педагог-музыкант ведет работу в двух направлениях – с детьми и воспитателями:

Организация и проведение непосредственно самой деятельность с детьми по музыкальному воспитанию и развитию

, основы, которой заложены в методике музыкального воспитания в ДОУ.

 

Взаимодействие музыкального руководителя с педагогическим коллективом ДОУ

, которое

включает:

Ознакомление воспитателей с теоретическими вопросами музыкального образования детей;

Разъяснение содержания и методов работы по музыкальному образованию детей в каждой возрастной группе;

Обсуждение сценариев праздников и развлечений;

Участие в изготовлении праздничного оформления, декораций, костюмов, в оформлении интерьера дошкольного образовательного учреждения к праздникам;

Участие в организации предметно-пространственной музыкальной развивающей среды ДОУ;

Оказание методической помощи педагогическому коллективу в решении задач музыкального образования детей;

Участие в педагогических советах ДОУ.

 

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ музыкального руководителя и педагогического коллектива ДОУ включают:

Индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых должны обсуждаться вопросы -

индивидуальной работы с детьми,

музыкально-воспитательная работа в группах,

используемый на занятиях музыкальный репертуар,

вопросы организации музыкальной среды ДОУ;

должна осуществляться работа по освоению и развитию музыкально-исполнительских умений воспитателей.

 

Практические занятия педагогического коллектива, включающие разучивание музыкального репертуара.

 

Проведение вечеров досугов и развлечений с последующим анализом и обсуждением с точки зрения взаимодействия всего педагогического коллектива в решении задач музыкального развития детей.

Чтобы совместная работа музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному воспитанию и развитию детей приносила желаемые результаты, необходимо вести и определённую работу с родителями, которая должна строиться на принципах взаимодействия и сотрудничества.

Связь между родителями и музыкальным руководителем, в большей степени осуществляет воспитатель, так как имеет больше возможностей встречаться с родителями каждый день.

Совместно же педагоги определяют разнообразные формы работы с родителями и вносят их в свой годовой план работы.

К формам работы относятся:

Открытые музыкальные занятия. Родители имеют возможность прийти на музыкальное занятие, понаблюдать за своим ребёнком. Или родителям предлагается стать участником детского оркестра, инсценировок, танцев, исполнить вместе с детьми знакомую или спеть свою любимую песню;

Консультации. Воспитатели и музыкальный руководитель всегда оказывают родителям необходимую консультацию и другую помощь.

Родительские собрания. На них обсуждаются самые разные вопросы, связанные, например, с подготовкой к празднику, организацией совместного посещения циркового представления, с изготовлением музыкальных игр и пособий, предназначенных для развития у детей музыкально-творческих способностей;

Семинары-практикумы. «Домашний оркестр», «Кукольный театр в семье» и другие;

Совместные праздники и развлечения. В прогимназии многие родители всегда охотно откликаются на предложение поучаствовать в празднике. Родители – полноправные участники таких действ.

Музыкальный руководитель и воспитатели обсуждают с ними план проведения праздника или развлечения, приглашают на репетиции, поручают родителям сшить необходимые костюмы, разучить стихи.

Те родители, которые не принимают активного участия в подготовке и проведении праздника, всегда бывают задействованы в ходе мероприятия с помощью предметов из «Весёлого чемоданчика»: «улыбок», и «весёлых сердечек», плакатов и сигнальных карточек, а также с помощью музыкальных инструментов.

Домашнее задание. Дети вместе с родителями подбирают картинки или рисуют в «Музыкальных тетрадях», пройденные музыкальные произведения, тем самым закрепляя навыки, полученные на занятии.

Домашние задания ценны тем, что совместная деятельность детей и родителей улучшает климат в семье, вызывает у родителей естественный интерес к жизни ребёнка в детском саду.

«Уголок для родителей» создан специально для того, чтобы знакомить родителей с популярной методической литературой по вопросам музыкально-эстетического воспитания детей. В нём оформляется, рекомендуемая для родителей, фонотека с аудиозаписями музыкальных произведений, а также большой выбор «Домашних игр» для развития музыкальных и творческих способностей детей.

Советы для умных и заботливых родителей. Музыкальный руководитель и воспитатели дают советы на разные темы: например, «Как провести «Семейный праздник». С родителями составляется программа с сюрпризными моментами. Это могут быть: маленький концерт с участием взрослых и детей, весёлые игры, танцевальные импровизации под музыку, игра в домашнем оркестре, мини-спектакли, в которых разыгрываются сюжеты знакомых сказок или весёлые сценки из семейной жизни. Подбирается музыка для праздника.

Совет на тему: «Как организовать домашний театр». Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготовив кукол вместе с ребёнком из папье-маше, дерева, картона, ткани и т.д. Для музыкального сопровождения педагоги рекомендуют использовать аудиозаписи, детские музыкальные инструменты или инструменты- самоделки, имитирующие разные шумовые эффекты.

«Как создать домашний оркестр». Совет для родителей даётся очень простой – это сделать музыкальные инструменты вместе с детьми из деревянных брусочков, пуговиц и ореховых скорлупок, прикреплённых к ниткам; пластиковых футляров, жестяных банок и т.п. Ёмкости наполнить крупой, мелкими камешками, песком; жестяные коробки разного размера превратить в барабанчики. Для домашнего оркестра можно использовать деревянные или металлические ложки, погремушки, бутылки и, конечно, бубны, колокольчики, металлофоны, барабаны.

Совет для родителей «Не навреди».

Педагогу приходиться убеждать родителей в том, что нужно соблюдать меру в занятиях, следить, чтобы дети не переутомились, не начали скучать. Необходимо учитывать, что дошкольники не в состоянии подолгу заниматься одним делом, поэтому детям требуется смена музыкальной деятельности, применение разных её видов, наглядности. Нужно широко использовать игровые ситуации, так как только заинтересованностью можно добиться успеха в музыкальном развитии ребёнка.

 

Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя и воспитателей с родителями детей является важным направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников. Музыкальный руководитель должен акцентировать внимание на сохранении преемственности между педагогами ДОУ и музыкальным руководителем, между семьей и ДОУ в решении задач музыкального образования и воспитания детей!

Он может оказать помощь в организации совместной музыкальной деятельности детей и родителей в рамках «музыкальных гостиных», концертов, развлечений с привлечением родителей, что способствует развитию традиций домашнего музицирования, оказывает положительное влияние на мотивационную сферу музыкально-образовательной деятельности. А так же использовать и другие интересные формы для взаимодействия.

Подводя итог, следует сказать, что лишь благодаря такому взаимодействию, родителей и педагогов, мы достигнем, во-первых, положительных результатов в музыкальном воспитании и развитии детей, во-вторых, найдём понимание между педагогами и, в-третьих, мы сделаем родителей своими союзниками и активными участниками педагогического процесса.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×