Статья Система упражнений по орфографии в формате ЕГЭ для 7-8 классов. Автор: Калинина Оксана Михайловна

Автор: Калинина Оксана Михайловна
В статье представлена система упражнений по орфографии, имеющая своей целью раннюю (7 класс) подготовку к ЕГЭ по русскому языку. Подробно рассмотрены изменения в задании 9 в КИМе формата 2019, приведены примеры упражнений на базе языкового материала заданий 9, 1 


Автор: Калинина Оксана Михайловна

Система упражнений по орфографии в формате ЕГЭ для 7-8 классов

В последнее время идет много споров о роли школы в подготовке к ЕГЭ, часто раздается обидное слово «натаскивание», иногда ставится под сомнение необходимость школьной подготовки к сдаче ЕГЭ. И все же я уверена, что никто ответственности с российской школы за результаты государственной итоговой аттестации не снимал и другого мерила результативности нашего труда не предложил. А посему готовить учеников к самому первому взрослому испытанию в их жизни нам «не токмо можно, но и должно».

Формулируя тему этой статьи, я понимала, что она может вызвать вопрос: почему в 7-8 классе нужно начинать подготовку не к ОГЭ, которое ожидает детей намного раньше, да и сдавать его будут все, а не только те дети, что пойдут в 11 класс, а к ЕГЭ, кажущемуся еще таким далеким. И все же именно к ЕГЭ необходимо начинать готовиться как можно раньше. Вот перечень универсальных учебных действий, возможность осуществления которых нашими выпускниками будет проверяться на ЕГЭ

сравнение

анализ

синтез

абстракция

обобщение

классификация

конкретизация

установление определённых

закономерностей и правил

Эти УУД формируются не за два последних года учебы в школе, а на протяжении всего периода обучения. Они необходимы, чтобы экзаменуемый подходил к выполнению задания осознанно и уверенно. Кропотливой работой учителя над развитием универсальных учебных действий у своих учеников, чтобы они могли применить эти умения на экзамене, и отличается качественная подготовка к экзамену от натаскивания, когда будущего выпускника учат решать тесты по шаблону, писать схематичные сочинения.

 

Почему начинать подготовку к ЕГЭ по орфографии надо не позже 7-8 классов, мы выяснили. А почему не раньше? Безусловно, можно начинать и раньше, на этапе активного усвоения орфографических знаний, и отдельные виды работ можно применять уже в 5 классе, но все же формирование таких УУД, как обобщение, анализ, выявление закономерностей и т.д., предполагает завершение этапа активного усвоения орфографических знаний. В 7 классе еще продолжается изучение правописания наречия и служебных частей речи (по программе Разумовской), но уже изучены именные и глагольные части речи, правописание корней и приставок, падежные окончания, что дает возможность начать подготовку к выполнению орфографических заданий ЕГЭ по этим темам.

К 8 классу изучение орфографии заканчивается, и в перечне кодификатора не остается неизученных орфографических тем.

К орфографическому блоку КИМа относятся задания 9-15 (по версии 2019 года), и по фрагменту Кодификатора мы видим, что эти 7 заданий охватывают большой объем теоретического материала, и времени терять нельзя.

Мы не будем подробно останавливаться на тех изменениях, что произошли в заданиях по орфографии в КИМ-2019, но одно задание, а именно 9 , мы рассмотрим.

Задание 9 проверяет знания по правописанию корней. КИМ-2018 года в этом задании содержал языковой материал в объеме 5 слов с пропущенной гласной корня и предполагал в ответе одно слово с указанной орфограммой и вставленной буквой. В Киме 2019 уже 15 слов, от 2 до 4 правильных ответов, в виде цифр – номеров строк, отвечающих условиям задания. Оценивается правильный ответ 1 баллом. Очевидно, что выпускникам придется анализировать больший объем языкового материала, обобщать и выявлять закономерности, выполняя это задание.

 

Анализируя задание 9 (версия 2019 года), мы понимаем, что нам необходимо работать над такими видами компетенций, как лингвистическая, предполагающая умение анализировать языковой материал, предъявляемый в виде изолированных языковых примеров, и языковая (умения выявлять соответствие/несоответствие речевой единицы языковой норме, опознавать языковые единицы и классифицировать их). Для этого обучающиеся должны владеть такими универсальными учебными действиями, как сравнение, анализ, обобщение, классификация, конкретизация и установление определённых закономерностей и правил.

Варианты упражнений к заданию 9 (КИМ-2019)

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена

безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) заж..мать, отв..рить (овощи), прим..рение (сторон)

2) к..сички, оз..рение, г..ревать

3) оп..раться, зар..сли, прик..снуться

4) изл..жить, несг..раемый, пон..мание

5) п..рила, зам..реть, ст..листический

Ответ:

Примечание: в начале работы задание по КИМ следует скрыть.

Спишите слова. Вставьте пропущенные буквы.

В какой морфеме находится пропущенная буква?

«Третий лишний»: найдите лишнее слово

по виду орфограммы

.

Оно есть только в одном ряду. Почему вы его считаете лишним

?(2, слово «озарение» нельзя проверить)

В каких строчках лишнего слова нет? Докажите это

.(1- все слова с безударной проверяемой гласной; 3, 4 - все слова с чередующейся гласной, 5 - все слова с разными орфограммами, нет закономерности)

Выпишите из упражнения все слова с проверяемой безударной гласной корня, с непроверяемой гласной в корне, с чередующейся гласной в корне. Повторите правила правописания этих орфограмм. (

При необходимости детям предлагаются карточки с правилами или правила выводятся на смарт-доску)

Составьте таблицу «Правописание гласных в корне», заполните ее примерами из упражнения, к словам с проверяемой безударной гласной подберите проверочное слово. Проверьте таблицу по образцу. (

Таблица распечатана или выведена на смарт-доску, для экономии времени детям можно распечатать пустую таблицу

). Дополните своими примерами, на месте многоточий вставьте нужные слова.

Прочитайте, как звучит задание

в

КИМ.

Номера

каких рядов будут правильным ответом на вопрос задания?

(3,4

)

 

 

Безударная гласная в корне,

проверяемая ударением

Безударная гласная в корне, не

проверяемая ударением (словарные слова)

Корни с чередующейся гласной

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы на эту гласную падало ударение

Слова с безударной гласной в корне слова надо запоминать или справлять об их правописании в словаре

Слова с чередующейся гласной в корне нельзя проверять подбором проверочного слова

Зажимать – зажИм

Отварить (овощи) отвАр

Примирение (сторон) – мИр

Косички кОсы

Горевать – гОре

Стилистический -стИль

перила

Зор//зар: под ударением как слышим, так и пишем, без ударения пишем А:

озарЕние,

зОрька;

Исключения: зоревать, зорянка.

гор//гар: под ударением как слышим, так и пишем, без ударения пишем О:

несгорАемый

загАр;

Исключения: Изгарь,

Пер//пир-а, мер//мир-а и др. : если после корня есть суффикс а, в корне пишем И:

опирАться; замереть;

Кос//кас: если после корня есть суффикс а, в корне пишем А, если нет – О:

Коснуться –…,

Лаг//лож: перед Г пишем А, перед Ж пишем О:

Изложить -…

Раст, ращ//рос: перед СТ и Щ пишем А, перед С пишем О. Исключения:…

 

Примечание: таблица может заполнятся на нескольких уроках, поскольку корней с чередованием гораздо больше, чем представлено в этом задании, и словарные слова здесь представлены одним примером. Таблица может служить опорным материалом при выполнении аналогичных задании обучающимися со слабой подготовкой.

 

В этом упражнении представлена работа с «ловушками» задания 9

7.Почему у некоторых слов указаны зависимые слова? Как называются слова, которые звучат одинаково, но имеют разные значения и пишутся по-разному? Подберите к указанным вами словам пары с другим значением. (отварить (овощи), примирение (сторон). Зависимые слова помогают понять значение слова, что важно для правописания; такие слова называются омонимы-омофоны. Омофоном будут являться слова Отворить (дверь))

8.В чем особенность слов «горевать» и «несгораемый»? С каким значением корень «-гор-» будет иметь чередующуюся гласную, а с каким - проверяемую безударную? Найдите еще две пары омонимичных корней, докажите, что они относятся к разным орфограммам. (Это не однокоренные слова, у них омонимичные корни. Со значением горения корень будет иметь чередующуюся гласную, со значением «горе» - безударную. Омонимичные корни в словах «примирение-замереть», «косички-прикоснуться»: у этих корней разное значение)

9.По какому принципу строится это задание? Подберите свой языковой материал для аналогичного задания. Учтите, что правильных ответов может быть от 2 до 4. (В одном «неправильном» ряду находятся слова либо с разными орфограммами в корне, либо с одной, но не требуемой в задании орфограммой; в «правильных» рядах слова с одной, требуемой в задании орфограммой. Буквы пропущены, требование одинаковости вставляемой буквы в правильном ответе нет.)

Примечание: если ученики правильно поняли принцип составления задания 9 КИМ, то это упражнение можно дать в качестве Д/З, тогда задание 10 переносится на следующий урок.

10. Поменяйтесь с соседом по парте своими вариантами задания, выполните их и проверьте правильность ответов

Примечание: составление алгоритма выполнения этого задания возможно после выполнения нескольких подобных упражнений, когда умение сопоставлять, сравнивать, анализировать и обобщать будет освоено. Необходимо также обращать внимание обучающихся на то, что в задании как уловие могут быть указаны разные орфограммы корня, единообразия условия в этом задании нет.

 

Варианты упражнений к заданию 10 (КИМ-2019)

1)Слова предлагаются детям в произвольном порядке: пр..образовать, сверх..естественный, п..никнуть, чере..чур, и..синя-чёрный, вз..скать, с..ёмка, пр..дедушка, бе..крайний, сверх..зысканный, пр..неприятный , поз..вчера, без..нициативный, двух..ярусный, , пр..следовать

Примечание: в этом задании слова уже сгруппированы по видам орфограмм, и поэтому, чтобы дать возможность обучающимся поработать над умением анализировать, обобщать, выделять закономерности, мы меняем порядок слов. Общий вид задания, как и формулировка от учеников пока скрыты.

 

Вставьте пропущенные буквы. Выделите морфемы, в которых пропущены буквы.

В какой морфеме пропущена буква в большинстве слов? (

В приставке

).

Что мы с вами будем повторять на этом уроке? (

Правописание приставок)

Выпишите в два столбика слова, в которых буква пропущена в другой морфеме. (

Сверхъестественный

, съемка, двухъярусный; взыскать, безынициативный, сверхизысканный

).

Почему в упражнение по правописанию приставок включены слова с орфограммой в другой части слова?

(Эти орфограммы связаны с приставками

) Вспомните правила правописания таких слов.

Примечание: слабоподготовленным ученикам можно предложить справочный материал со всеми правилами на правописание приставок, чтобы они имели возможность найти, выбрать эти правила самостоятельно.

Сгруппируйте оставшиеся слова по видам орфограмм в приставках. Выпишите их в столбик.

 

пр..образовать п..никнуть, чере..чур

пр..неприятный пр..дедушка, и..синя-чёрный

поз..вчера пр..следовать бе..крайний

Посмотрите внимательно на свои рабочие материалы. Как вы думаете, сколько в русском языке орфограмм в приставках? Перечислите их.

(всего 5 орфограмм: правописание исконно русских приставок, правописание приставок при- и пр

е-

; правописание З-С на конце приставок; правописание Ъ и Ь разделительных знаков; чередование и-ы в начале корня после приставок на твердый согласный

)

 

Вспомните и расскажите правила. В каждый столбик добавьте по три своих примера.

Примечание: это задание может вызвать затруднение, если орфограммы в приставках давно не повторялись, в этом случае потребуется справочный материал, распечатанный или зафиксированный в тетрадях-справочниках. Мы сознательно просим учеников еще раз повторить правила правописания слов с чередованием И-Ы и разделительных знаков. Обращаем особое внимание на слова-исключения, тем более что приставка «сверх-» встречается в этом задании дважды.

Посмотрите, как выглядит это упражнение

в

КИМ. По какому принципу оно строится? Попробуйте сформулировать задание. Что вам для этого надо сделать? Назовите правильные ответы

.

1) пр..образовать, пр..неприятный, пр..следовать

2) сверх..естественный, с..ёмка, двух..ярусный

3) п..никнуть, пр..дедушка, поз..вчера

4) чере..чур, и..синя-чёрный, бе..крайний

5) вз..скать, без..нициативный, сверх..зысканный

Ответ:1,2, 4 ( Необходимо вставить пропущенные буквы, проанализировать языковой материал, сравнить, найти соответствия и несоответствия, установить закономерность) Принцип построения: в каждом ряду по три слова на один вид орфограмм в приставках, задание: найти ряды, в которых во всех словах пропущена одна и та же буква, в каждом ряду своя, правильных ответов 2-4)

Примечание: если дети столкнулись с непреодолимыми трудностями в формулировке задания, учитель может показать КИМ полностью

11.Из ваших примеров составьте аналогичное задание, соблюдая принцип его построения.

10. Обменяйтесь с соседом по парте своими вариантами задания, проверьте правильность выполнения.

Примечание: задание на самостоятельное составление может быть выполнено в классе или дано на дом. Правильное выполнение этого упражнения покажет, что ребенок усвоил структуру задания, владеет теоретическим материалом, у него сформированы или находятся в процессе формирования такие УУД, как умение анализировать языковой материал, обобщать, классифицировать и устанавливать закономерности. Составление алгоритма выполнения этого задания ЕГЭ возможно уже после первых нескольких занятий, так как в нем есть единообразие условия.

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x