Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Взаимосвязь музыкальной грамотности и музыкальной культуры младших школьников | Кузнецова Елена Ивановна, преподаватель; Уений Анастасия Вячеславовна, студентка. Работа №271405

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Кузнецова Елена Ивановна, преподаватель; Уений Анастасия Вячеславовна, студентка
В статье раскрывается взаимосвязь двух компонентов музыкально-эстетического воспитания: музыкальной грамотности и музыкальной культуры младших школьников. Приведены различные точки зрения ученых и музыкантов на определение музыкальной культуры (Д.Кабалевского, Ю. Алиева, О.Радыновой и др.), представлены пути формирования музыкальной культуры школьников, а также кратко рассмотрены компоненты музыкальной культуры.

ВЗАИМОСВЯЗЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ И МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» БУ «НСГК»

Преподаватель кафедры Музыкального образования:

Кузнецова Елена Ивановна,

Студентка специальности 53.02.01.Музыкальное образование

Уений Анастасия Вячеславовна, группа 318А

Аннотация: В статье раскрывается взаимосвязь двух компонентов музыкально-эстетического воспитания: музыкальной грамотности и музыкальной культуры младших школьников. Приведены различные точки зрения ученых и музыкантов на определение музыкальной культуры (Д.Кабалевского, Ю. Алиева, О.Радыновой и др.), представлены пути формирования музыкальной культуры школьников, а также кратко рассмотрены компоненты музыкальной культуры.

Ключевые слова: музыкальная грамота, музыкальная грамотность, музыкальная культура, художественно-эстетические предпочтения, социально-художественный опыт, музыкальная развитость и образованность.

 

Младший школьный возраст характеризуется стремлением к взрослению, к самоутверждению, поиску собственного места в жизни, к самооценке. Именно в этом возрасте происходит становление определенных ценностных ориентаций, формируются художественно-эстетические предпочтения, в частности - музыкальные вкусы и пристрастия.

Если внимательно присмотреться к тому, как входит музыка в жизнь наших учащихся, то мы заметим и многообразие путей, форм и в то же время нередкое отсутствие их взаимосвязи, последовательности, приводящее к серьезным проблемам в музыкальном развитии и воспитании подрастающего поколения.

Все музыкальное образование школьников направлено на формирование музыкальной культуры, и немаловажным является формирование музыкальной грамотности. Мы считаем, что знание нотной грамоты как элемента музыкальной грамотности в целом, может стать одним из путей постижения музыкального искусства, и, как следствие, развитием музыкальной культуры детей младшего школьного возраста.

Понятие «музыкальная грамотность», безусловно, шире, а музыкальная грамота лишь составная часть музыкальной грамотности человека, на формирование которой (как музыкальной культуры) направлено все музыкальное образование школьников. Следовательно, изучение музыкальной грамоты не самоцель, а лишь один из путей достижения цели музыкального образования. Тем не менее, преподавание музыкальной грамоты имеет свои особенности, этапы, логику, которую учитель должен знать.

Важное значение приобретают слова Д.Кабалевского, который сказал: «Музыкальная грамотность - ϶ᴛᴏ в сущности музыкальная культура, уровень которой не находится в прямой зависимости от степени усвоения музыкальной (нотной) грамоты, хотя и предполагает знания этой грамоты».

Развитие музыкальной грамотности школьников - тема, несомненно, актуальная, так как является составной частью формирования музыкальной культуры в целом. В работах многих исследователей отмечается сходство мнений на определение и характеристику музыкальной культуры. По мнению Л.В. Школяр, музыкальный опыт наиболее видимый, самый первый «слой» музыкальной культуры. Он позволяет судить о музыкальных интересах ребёнка, его пристрастиях, широте музыкального и жизненного кругозора, и собственно, музыкальная грамотность, которую Д.Б. Кабалевский назвал «по сути музыкальной кулътурой» и, которая действительно является ее стержнем, ее содержательным выражением.

Музыкальная культура духовно-материальна по своей природе. Основное ее содержание составляют музыкальные образы и другие явления общественного музыкального сознания (интересы, идеалы, нормы, взгляды, вкусы и т. д.).

Рассмотрим понятие музыкальной культуры школьников. Д.Б. Кабалевский музыкальную культуру личности ребенка связывал с духовным постижением музыкального искусства. Он считал, что музыкальная грамотность, по сути, и является музыкальной культурой, которая проявляется в качествах восприятия музыки:

- способности воспринимать музыку как живое образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное;

- особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать ее эмоционально, отличать в ней хорошее от плохого;

- умение на слух определять настроение музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения.

Ю.Б. Алиев под музыкальной культурой личности ребенка подразумевает индивидуальный социально-художественный опыт, обуславливающий возникновение высоких музыкальных потребностей. Музыкальная культура понимается как интегративное свойство личности, главнейшими показателями которого являются:

- музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное к нему отношение, потребность в различных образцах художественной музыки, музыкальная наблюдательность;

- музыкальная образованность (вооруженность способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями, эмоционально-ценностным отношением к искусству и жизни, «открытость» новой музыке, новым знаниям об искусстве, развитость музыкально-эстетических идеалов, художественного вкуса, критическое избирательное отношение к разнообразным музыкальным явлениям.

О.П. Радынова музыкальную культуру ребенка рассматривает как интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, музыкально-образного мышления и воображения, накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания - эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах), рождающего эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке, актуализирующееся в проявлениях эстетической и творческой активности.

Ядром понятия «музыкальная культура школьника» является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начала вкуса, представления о красоте.

Остановимся на характеристике понятия «музыкальная культура детей школьного возраста» и проанализируем его структуру.

Музыкальную культуру детей можно рассматривать как специфическую субкультуру определенной социальной группы. В ней можно выделить два компонента:

1) индивидуальная музыкальная культура ребенка, включающая его музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности;

2) музыкальная культура школьников, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, музыкально-эстетическое сознание детей и разные институты, регулирующие музыкальную деятельность детей и удовлетворяющие потребности их музыкального воспитания.

Влияние семьи на формирование начал музыкальной культуры ребенка определяется ее традициями, отношением членов семьи к музыкальному искусству и общей культурой.

Основой музыкальной культуры ребенка можно считать его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности. С помощью музыкально-эстетического сознания (эстетического отношения человека к музыке) происходит постижение музыкальных произведений, своих собственных впечатлений от них.

Для полноценного восприятия слушателю необходимо пережить музыкальное произведение, уметь различать основные средства музыкального выражения, иметь музыкальный опыт, некоторые сведения о музыке, то есть обладать общей музыкальной грамотностью.

Музыкальное сознание постепенно поднимается на более высокий уровень, если у ребенка появился интерес к музыкальной деятельности, дана установка на восприятие музыки, если ребенок способен дать оценку прозвучавшему произведению, дать свое, пусть пока элементарное суждение. Основное средство, при помощи которого формируется музыкально-эстетическое сознание и музыкальная культура в целом – это сама музыка и, собственно, музыкальная грамотность, которая является её стержнем, её содержательным выражением, и музыкально-творческим развитием.

Параметры музыкальной грамотности связаны с качествами восприятия музыкальных произведений. Это индивидуально-личностная способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное; особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать её эмоционально, отличить в ней хорошее от плохого; умение на слух определить характер музыки и ощущать внутреннюю связь между содержанием музыки и характером её исполнения; а также способность определить на слух автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора.

Обратимся к такому параметру музыкальной грамотности, как способности определять на слух автора незнакомой музыки, если она характерна именно для него. Наличие такой способности свидетельствует о достаточно высоком уровне развития музыкальной культуры, ибо такая способность возможна только при остром «музыкальном чутье», при ощущении стилистических особенностей музыки. Конечно, она развивается только тогда, когда уроки музыки ведутся систематично и полноценно на протяжении многих лет.

В целом, в музыкальной грамотности детей нас интересует, с одной стороны, то, насколько ребенок открыт незнакомой музыке, умеет ли находить в ней существенное после однократного прослушивания; с другой стороны, есть ли у него любимая высокохудожественная музыка и формируется ли потребность постоянного возвращения к любимым произведениям, чтобы все глубже вникать в их содержание. Если первую сторону мы проверяем с помощью специальных методик, то вторую можно выяснить в процессе регулярных музыкальных занятий известным всем способом: на протяжении учебного года учитель фиксирует музыку, которая становится у детей наиболее любимой и предпочитаемой, замечает, насколько обращение школьников к одной и той же музыке постоянно. С этой целью всегда можно на уроке спросить детей, какую музыку они хотели бы послушать в конце урока. Но делать это надо не просто для констатации детских музыкальных предпочтений, а важно выяснить, как со временем меняется отношение детей к этой музыке: открывают ли они в ней все новые грани и качества. Поэтому не лишним будет каждый раз снова проанализировать ее вместе с детьми, тщательно фиксируя появление нового отношения в их ответах.

В старшем возрасте, с накоплением музыкального опыта, дети могут традиционно изложить свои мысли в сочинении, где расскажут, как часто слушают свою любимую музыку и за что ее так любят. Сравнивая сочинения одного ученика на протяжении ряда лет, можно в динамике проследить, как развивается один из основных показателей формирования музыкальной культуры школьников.

Итак, каждому компоненту музыкальной культуры соответствуют определенные методики. Некоторые из них — анкеты, вопросы, наблюдения. Одни носят традиционный характер, другие созданы специально для программы изучения музыкальной культуры и являются авторскими, но и они близки к традиционным Новизна подхода к исследованию процесса формирования музыкальной культуры заключается, в основном, в интерпретации полученных данных.. Идея такой интерпретации данных становится «ключом» ко всем методикам, где духовное обязательно присутствует и должно «прочитываться» учителем-исследователем.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×