"Я умею слушать других" | Последова Оксана Николаевна. Работа №148442
Автор: Последова Оксана Николаевна
Познакомить с новым видом работы: иллюстрирование сказки цветной бумагой
Последова Оксана Николанвна
Педагог – психолог
Класс: 1
Тема занятия: «Я умею слушать других» (Конспект «открытого» занятия с использованием новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов и средств ИКТ для обучающихся 1 класса).
Тип занятия: учебное, изучение нового материала.
Оборудование, необходимое для проведения занятия: компьютер с выходом в Интернет и колонками, проектор с экраном, доска с магнитами (не обязательно).
Раздаточный материал для каждого ребёнка: набор из 15 цветных прямоугольников в конверте; лист А5 с набором из 4 – х чёрно – белых картинок с изображениями детей [3, с. 12], чёрно – белая картинка с изображением рюкзака [3, с. 14], лист А5 для рисования, цветные и простой карандаши.
Технологии, использованные при проведении занятия:
проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, здоровье сберегающие, рефлексивного обучения, сказкотерапия, цветовая терапия, музыкотерапия; ЦОР: видеоролик с физкультминуткой; ИКТ: презентация.
Цели:
Образовательная
Познакомить с новым видом работы: иллюстрирование сказки цветной бумагой
Развивающие
Способствовать развитию психологической речи, анализа, синтеза, абстрактного, образного и критического мышления, слуховой и зрительной произвольной памяти, произвольного внимания, наблюдательности, произвольности и саморегуляции поведения. Развитие зрительно – двигательных координаций.
Воспитательная
Научить уважать собеседника, уметь слушать других людей (одноклассников, учителя, взрослых)
Задачи:
Направленные на достижение личностных результатов обучения
формирование уважительного отношения к иному
мнению, иной точке зрения;
формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности;
формирование желания освоения новых видов деятельности;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях
(личностные УУД)
.
направленные на достижение метапредметных результатов обучения
развитие умения работать с информацией;
развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
формирование умения использовать знаково-символические средства;
развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;
формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
формирование умения договариваться о распреде
лении функций и ролей в совмест
ной деятельности;
формирование умения взаимодействовать в статичных парах на основе диалога;
формирование умения работать в мигрирующих группах;
формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров)
(коммуникативные УУД)
направленные на достижение предметных результатов обучения
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания
Ход занятия.
1. Организационный этап (2-3 минуты) (слайд 2)
Здравствуйте, ребята!
Создаём хорошее настроение: «Улыбнитесь!»
Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «В» (весёлый, внимательный, воспитанный, вежливый, великодушный, вкусный, всезнающий, волшебный и т.д.)
2.Основная часть (26-34 минуты)
Упражнение 1. (2-3 минуты)
«На уроке так хочется, чтобы учитель спросил тебя, если ты знаешь верный ответ. Но в классе есть и другие ребята, которые тоже хотят ответить на вопрос учителя. Но школьнику надо учиться слушать других. Поэтому мы сегодня отправимся путешествовать в горы, где без этого умения путешествовать просто невозможно».
Здесь заканчивается текст второго слайда (слайд 3)
«Посмотри на эту картинку. Расскажи, что на ней нарисовано? И ответь на вопрос: «Умеет ли эта девочка слушать других?» По каким признакам ты это определил(а)?»
Здесь заканчивается текст третьего слайда (слайд 4,5,6 повторяется тот же текст, что и для слайда 3).
Детям предлагаются 3-4 картинки из школьной жизни, из которых нужно выбрать те, где нарисованы дети, которые умеют слушать других. Сначала ребёнок рассказывает небольшой рассказ по картинке, состоящий из двух – трёх предложений, а затем отвечает на вопрос: умеет ли этот ребёнок слушать других. Затем обучающимся предлагается в своих листочках раскрасить аккуратно те картинки, где нарисованы дети, умеющие слушать других (из 4-х одна картинка).
Здесь заканчивается текст шестого слайда (слайд 7)
Упражнение 2. Физкультминутка с весёлыми котятами. (4 минуты).
«Ребята, встали, вышли из – за парт, и повторяем движения за весёлыми котятами!»
Здесь заканчивается текст седьмого слайда (слайд 8)
Упражнение 3. «Цветная сказка» (7-10 минут).
Каждому ребёнку раздаётся конверт с набором из 15 цветных прямоугольников, которые обучающиеся выкладывают в верхней части парты в ряд.
«Давайте посмотрим на прямоугольники и перечислим цвета. Раскладываем прямоугольники вместе со мной на верхней части парты по порядку: жёлтый, жёлтый, коричневый, коричневый, синий, белый, чёрный, розовый, серый
Здесь заканчивается текст восьмого слайда (слайд 9)
Синий, оранжевый золотой, красный, зелёный, фиолетовый»
«А теперь при помощи этих прямоугольников мы выложим с вами сказку «Репка». Сказка необычная. Я буду рассказывать вам сказку и называть разные цвета, а вы будете находить подходящий прямоугольник и размещать его на парте».
Сказка:
«Пришёл дед в огород и стал копать чёрную землю. Решил сажать жёлтую репу. Стала репа расти. Ботва у неё зелёная. Созрела репа. Стал дед репу тянуть. Лицо у него стало красное. Сбросил дед фиолетовую фуфайку на землю. Небо над ним голубое. Позвал дед бабку. Стали тянуть репку. Лицо у бабы стало белое. Солнце над ними светит оранжевое. Сели дед с бабой на коричневую скамейку и зовут внучку. Прибежала внучка в золотом платочке. Зовут Жучку. У неё язычок розовый. Позвали Мурку дымчатую. Стали тянуть репку. Наступил синий вечер. Достали они коричневый горшок, сварили репку и сели есть жёлтую кашу».
А теперь кто готов нам рассказать эту сказку ещё раз, глядя на свои прямоугольники. Во время рассказа психолог на доске выкладывает прямоугольники с учётом места расположения объектов: земля внизу, на ней скамейка, в земле – репка, на небе – солнышко и просит поднять руку тех ребят, у кого похоже разложены прямоугольники.
Или в случае отсутствия магнитной доски сразу показывается слайд из презентации.
Здесь заканчивается текст девятого слайда (слайд 10)
«Я тоже перед занятием попробовала разложить сказку по цветам. У меня получилось так»
Здесь заканчивается текст десятого слайда (слайд 11)
«Давайте ответим на вопрос: Чем «Цветная» сказка «Репка» отличается от сказки, которую тебе в детстве рассказывали дома?»
Далее обсуждается вопрос: чем «цветная сказка» отличается от сказки, которую они читали или слышали дома.
Дополнительное задание (проводится в случае, если хватит времени занятия): а теперь попробуйте разложить эту сказку при помощи тех предметов, которые есть в ваших пеналах.
Здесь заканчивается текст одиннадцатого слайда (слайд 12)
Упражнение 4. (4-5 минут)
Расскажи соседу интересный случай, потом послушай его историю. Договорись с ним, к какому случаю вы будете рисовать картинку. Нарисуй её и красиво подними руку.
Здесь заканчивается текст двенадцатого слайда (слайд 13)
Упражнение 5. (4-5 минут)
«А теперь вспомним, куда складывает свои вещи путешественник? Конечно, в рюкзак! У вас есть у каждого листочек с изображением рюкзака. Вы должны договориться с соседом о том, как вы будете его раскрашивать. Пусть каждый его у себя раскрасит так, чтобы рюкзаки получились одинаковые. Когда справитесь с заданием, сравните рисунки и красиво встаньте около своей парты».
Здесь заканчивается текст тринадцатого слайда (слайд 14)
Упражнение 6. Игра «Растущая скульптура» (5-7 минут)
«Во время похода нужно уметь отдыхать. Давайте попробуем. Встаньте в 2-3 круга (в зависимости от количества детей) и посчитайтесь от 1 до 8. У каждого будет свой номер. Сейчас я включу музыку, и вы начнёте ходить по кругу. Можно пританцовывать в ритме музыки. Когда я скажу: «Номер один!» ребёнок под номером один должен выйти в середину круга, принять какую – нибудь позу и перестать двигаться. В этом положении он будет находиться до конца игры. Затем я позову ребёнка под номером два. Он тоже должен будет выйти в середину круга и принять какую – то позу, но при этом обязательно соприкоснуться с первым ребёнком. И так по очереди до тех пор, пока вы все не выстроитесь в одну большую скульптуру в своей группе».
Музыка звучит разной интенсивности по темпу и звуку.
Здесь заканчивается текст четырнадцатого слайда (слайд 15)
3.Заключительная часть. (2-3 минуты)
Подведение итогов занятия. Рефлексия. Отвечаем на вопросы: «Что нового вы узнали сегодня?», «Что было необычного?», «Что получилось?», «Что не получилось?».
«Вам понравилось сегодняшнее занятие?
Вы сегодня молодцы!
До следующей встречи!»
Дополнительно:
С диагностической целью в начале и конце занятия обучающимся предлагается выбрать цветной кружок (шесть основных цветов по два кружка каждого вида стоят на парте в коробочке), соответствующий настроению и положить его на край стола. На детей, у которых в начале занятия цвет: коричневый или чёрный, нужно обратить особое внимание, чаще, чем к другим обращаться. Если в конце занятия цвет изменится на более яркий, то это будет свидетельствовать о положительной динамике. Также нужно обратить внимание на детей, у которых цвет изменится наоборот.
Список используемой литературы:
Локалова
Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся
I
–
IV
классов). Часть 1. Книга для учителя. – 4-е изд., стер. –
М. :
«Ось-89», 2008. – 272 с.
Фопель
К. Чуткие ушки! Игры для маленьких детей от 3 до 99 лет. Набор из 24 карточек. – М.: Генезис, 2012.
Хухлаеева
О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1 – 4). – М.: Генезис, 2008. – 344с.
Хухлаеева
О.В. Тропинка к своему Я. Рабочая тетрадь для 1 класса. – М.: Генезис, 2013. – 79с.
Электронные источники информации:
Статья «
Технологическая карта урока. Опыт внедрения ФГОС в начальной школе
»
http://festival.1september.ru/articles/624812/
Видео физкультминутки
:
http://www.youtube.com/watch?v=6WJaf2YtMzA
И
зображения
девочек:
http://babypodarok.ru/p/posts/origin/2363.jpg
,
http://fashionforyou.ru/img/jurnal/yhod_za_kozhei/f92e94250878770657638dd5c9cf7b66.jpg
Изображения
мальчиков:
http://veselajashkola.ru/wp-content/uploads/images/825e63caa786dccfb8f48d228de901d2-501x332.jpg
http://ya-uznayu.ru/images/img-content/zevaet.gif
Изображение рюкзака:
http
://
microstocker
.
com
.
ua
/
upload
/
image
/
fotos
/
big
/26
f
6
bac
08
cd
87
eb
6085
dc
4230493
ee
9
e
.
jpg