Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Языковая компетенция и её формирование на уроках русского языка | Дроздова Жанна Владимировна. Работа №323450

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Данная статья написана на тему "Языковая компетенция  и её формирование на уроках русского языка".Она отражает важность формирования данной компетенции для учащихся при изучении русского яыка и других учебных предметов.В статье представлено понятие "компетенции",выделяются следующие компетенции: языковая, лингвистическая, коммуникативная, культуроведческая. Даётся краткая характеристика языковой компетенции, предлагается обзор некоторых форм и методов, способствующих формированию языковой компетенции

 

Языковая компетенция и ее формирование на уроках русского языка.

Языковая компетенция , несомненно, должна формироваться на уроках русского языка, но она может быть признана и надпредметной компетенцией, которая должна совершенствоваться при изучении всех учебных предметов в школе, в условиях единого речевого режима.

Современные методики преподавания русского языка имеют новые подходы к определению целей обучения и выбору конкретных технологий. В Федеральном компоненте государственного стандарта в качестве специальных целей преподавания русского языка в школе выделяются коммуникативная, лингвистическая, языковая, и культуроведческая компетенции.

Введение этих понятий не случайно, так как одним из оснований модернизации российского образования признан сегодня компетентностный подход.

Понятие «компетенции» в методике преподавания русского языка связано с поисками более точного определения целей обучения с выявлением уровней владения языком. Компетенция – способность к выполнению какой-либо деятельности на основе приобретенных знаний, навыков, умений. Под компетенцией в современной методике понимается совокупность знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе обучения русскому языку и обеспечивают овладение им и, в конечном счете, служат развитию личности школьника.

В теории и практике преподавания русского языка выделяются следующие компетенции: языковая, лингвистическая, коммуникативная, культуроведческая.

Содержание языковой компетенции :

Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические конструкции в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счете, - владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности.

Формирование языковой компетенции является важным аспектом обучения родному языку, потому что языковая компетенция – это способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические конструкции в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в итоге - владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности.

 

 

Формированию языковой компетенции в последнее время придается особое значение, так как это залог успешного формирования социально активной личности.

 

С научной точки зрения языковую компетенцию раскрывают чаще всего как совокупность конкретных умений, необходимых члену языкового сообщества для речевых контактов с другими и овладения языком как учебной дисциплиной.

Организация комплексной работы с текстом имеет особое значение в формировании языковой компетенции ,в структуре современного урока становится необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений и навыков и делает процесс обучения увлекательным.

Чаще всего приносят результат следующие формы и методы организации работы с текстом:

- анализ текста при работе над типами речи;

- лингвистический эксперимент;

- комплексный анализ текста;

- работа с текстом при подготовке к написанию сочинения-рассуждения;

- сопоставительный анализ текстов;

- письмо по памяти;

- работа с «деформированным» текстом;

- составление текста по опорным словам;

- письмо по памяти.

 

Нетрадиционные формы проведения уроков : урок-дискуссия; урок-практикум; урок-исследование; урок-игра; интегрированные уроки активизируют творческую активность учащихся и повышают интерес к предмету.

 

Работа с «деформированным» текстом

В работе над орфографической зоркостью учащихся важную роль играет работа с «деформированным» текстом. Так, например, при изучении курса русского языка в 6иклассе большие возможности предоставляет работа с отрывком из рассказа А.Иванова «Верблюд и Муравей». На уроке можно не только тренировать орфографические и пунктуационные навыки, знакомить учащихся со средствами выразительности, но и проводить воспитательную работу

 

Анализ текста( при работе над типами речи)

Выразительно прочитав текст, определяется принадлежность текста к определённому типу речи и приводятся доказательства.

При описании изображаются животные, природа, люди, предметы, ,различные действия и т.д. Описание статично.

При повествовании обычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих друг друга во времени. Повествование динамично.

При рассуждении устанавливается взаимосвязь событий и явлений, раскрываются их причины. В схеме рассуждения выделяются три части:

-тезис (утверждение );

- доказательства (аргументы);

- вывод ( итог).

Работе над смешанными типами речи необходимо уделять особое внимание ,ведь именно они вызывают затруднения у учащихся и часто предлагаются в заданиях ГИА и ЕГЭ.

 

 

Письмо по памяти

Следующее важное упражнение , которое способствует формированию орфографической зоркости, способствует развитию речи, является письмо по памяти (воспроизведение заранее выученного текста небольшого объёма).

Письмо по памяти развивает эстетическое отношение к русскому языку, формирует у учащихся языковую компетенцию, умения применять правила в процессе упражнений для закрепления изученного материала. Подобная работа занимает на уроке немного времени, но приносит хорошие результаты. Ребята всегда с интересом готовятся к её выполнению.

В ходе предварительной работы полезно познакомить учащихся с автором миниатюры, с историей её создания.

Описанные формы и методы организации работы с текстом играют очень важную роль в формировании языковой компетенции.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×