Языковая компетенция и её формирование на уроках русского языка | Дроздова Жанна Владимировна. Работа №323450
Данная статья написана на тему "Языковая компетенция и её формирование на уроках русского языка".Она отражает важность формирования данной компетенции для учащихся при изучении русского яыка и других учебных предметов.В статье представлено понятие "компетенции",выделяются следующие компетенции: языковая, лингвистическая, коммуникативная, культуроведческая. Даётся краткая характеристика языковой компетенции, предлагается обзор некоторых форм и методов, способствующих формированию языковой компетенции
Языковая компетенция и ее формирование на уроках русского языка.
Языковая компетенция , несомненно, должна формироваться на уроках русского языка, но она может быть признана и надпредметной компетенцией, которая должна совершенствоваться при изучении всех учебных предметов в школе, в условиях единого речевого режима.
Современные методики преподавания русского языка имеют новые подходы к определению целей обучения и выбору конкретных технологий. В Федеральном компоненте государственного стандарта в качестве специальных целей преподавания русского языка в школе выделяются коммуникативная, лингвистическая, языковая, и культуроведческая компетенции.
Введение этих понятий не случайно, так как одним из оснований модернизации российского образования признан сегодня компетентностный подход.
Понятие «компетенции» в методике преподавания русского языка связано с поисками более точного определения целей обучения с выявлением уровней владения языком. Компетенция – способность к выполнению какой-либо деятельности на основе приобретенных знаний, навыков, умений. Под компетенцией в современной методике понимается совокупность знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе обучения русскому языку и обеспечивают овладение им и, в конечном счете, служат развитию личности школьника.
В теории и практике преподавания русского языка выделяются следующие компетенции: языковая, лингвистическая, коммуникативная, культуроведческая.
Содержание языковой компетенции :
Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические конструкции в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счете, - владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности.
Формирование языковой компетенции является важным аспектом обучения родному языку, потому что языковая компетенция – это способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические конструкции в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в итоге - владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности.
Формированию языковой компетенции в последнее время придается особое значение, так как это залог успешного формирования социально активной личности.
С научной точки зрения языковую компетенцию раскрывают чаще всего как совокупность конкретных умений, необходимых члену языкового сообщества для речевых контактов с другими и овладения языком как учебной дисциплиной.
Организация комплексной работы с текстом имеет особое значение в формировании языковой компетенции ,в структуре современного урока становится необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений и навыков и делает процесс обучения увлекательным.
Чаще всего приносят результат следующие формы и методы организации работы с текстом:
- анализ текста при работе над типами речи;
- лингвистический эксперимент;
- комплексный анализ текста;
- работа с текстом при подготовке к написанию сочинения-рассуждения;
- сопоставительный анализ текстов;
- письмо по памяти;
- работа с «деформированным» текстом;
- составление текста по опорным словам;
- письмо по памяти.
Нетрадиционные формы проведения уроков : урок-дискуссия; урок-практикум; урок-исследование; урок-игра; интегрированные уроки активизируют творческую активность учащихся и повышают интерес к предмету.
Работа с «деформированным» текстом
В работе над орфографической зоркостью учащихся важную роль играет работа с «деформированным» текстом. Так, например, при изучении курса русского языка в 6иклассе большие возможности предоставляет работа с отрывком из рассказа А.Иванова «Верблюд и Муравей». На уроке можно не только тренировать орфографические и пунктуационные навыки, знакомить учащихся со средствами выразительности, но и проводить воспитательную работу
Анализ текста( при работе над типами речи)
Выразительно прочитав текст, определяется принадлежность текста к определённому типу речи и приводятся доказательства.
При описании изображаются животные, природа, люди, предметы, ,различные действия и т.д. Описание статично.
При повествовании обычно сообщается о действиях и событиях, сменяющих друг друга во времени. Повествование динамично.
При рассуждении устанавливается взаимосвязь событий и явлений, раскрываются их причины. В схеме рассуждения выделяются три части:
-тезис (утверждение );
- доказательства (аргументы);
- вывод ( итог).
Работе над смешанными типами речи необходимо уделять особое внимание ,ведь именно они вызывают затруднения у учащихся и часто предлагаются в заданиях ГИА и ЕГЭ.
Письмо по памяти
Следующее важное упражнение , которое способствует формированию орфографической зоркости, способствует развитию речи, является письмо по памяти (воспроизведение заранее выученного текста небольшого объёма).
Письмо по памяти развивает эстетическое отношение к русскому языку, формирует у учащихся языковую компетенцию, умения применять правила в процессе упражнений для закрепления изученного материала. Подобная работа занимает на уроке немного времени, но приносит хорошие результаты. Ребята всегда с интересом готовятся к её выполнению.
В ходе предварительной работы полезно познакомить учащихся с автором миниатюры, с историей её создания.
Описанные формы и методы организации работы с текстом играют очень важную роль в формировании языковой компетенции.