Здоровье-это положительные эмоции | ирина юрьевна дмитриева. Работа №334333
Младший школьный возраст – благоприятный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-школьник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, воспринимать действительность и правильно реагировать на нее.
У многих детей снижается самооценка, возрастает уровень детей младшего школьного возраста с признаками тревожного поведения и даже с признаками выраженной агрессии. Чтобы помочь преодолеть эти трудности, научить детей правильно реагировать на ситуации, события, ориентироваться в состояниях, настроениях окружающих людей, научить регулировать свое эмоциональное поведение, нами был разработан проект «Мир эмоций», как компонент обучения в системе работы по сохранению и укреплению психологического здоровья учащихся нашего класса.
Проект
«Эмоции и здоровье»
Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 4»
«Эмоции и здоровье»
Проект
Участники проекта: УчительДмитриева И.Ю.
Родители, учащиеся 1 Б (1) класса
Актуальность
"Почему в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность и почему все понимают одаренность и талантливость применительно лишь к интеллекту? Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать. Любовь может сделаться таким же талантом и даже гениальностью, как открытие дифференциального исчисления. И здесь и там человеческое поведение принимает исключительные и грандиозные формы..."
Мысль эта принадлежит выдающемуся психологу Льву Семеновичу Выготскому. Изменился ли "односторонний" взгляд на человеческую личность? Практика свидетельствует: психическому развитию ребенка стали уделять внимание и в детском саду и в семье. Основной акцент, как правило, делается на интеллектуальные и волевые качества, однако эмоциональной сфера ребенка зачастую уделяется недостаточно внимания.
Младший школьный возраст – благоприятный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-школьник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, воспринимать действительность и правильно реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни школьника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении. Поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, возможных перспективах развития.
У многих детей снижается самооценка, возрастает уровень детей младшего школьного возраста с признаками тревожного поведения и даже с признаками выраженной агрессии. Чтобы помочь преодолеть эти трудности, научить детей правильно реагировать на ситуации, события, ориентироваться в состояниях, настроениях окружающих людей, научить регулировать свое эмоциональное поведение, нами был разработан проект «Мир эмоций», как компонент обучения в системе работы по сохранению и укреплению психологического здоровья учащихся нашего класса.
Цель проекта: формирование представления детей о разнообразном мире эмоций, понимать свои чувства и чувства других людей.
Задачи проекта:
Для достижения поставленной цели выделили следующие задачи:
Для детей:
- Познакомить детей с миром эмоций;
- Формировать умения ребенка выражать свои эмоции и чувства;
- Развивать способность выражать свои чувства гнева, страха, злости в социально приемлемой форме (не толкаться, не бить другого, не кидать игрушку);
- Формировать нормы общения, принятые в обществе (приветствовать других людей при встрече и прощаться, вежливо разговаривать, благодарить за помощь или угощение и прочее)
Для педагогов
- Повысить профессиональный уровень и профессиональную компетентность;
- Создать информационную базу по данной теме;
- Разнообразить формы взаимодействия школы, учителя и семьи.
Для родителей
- Привлечь внимание родителей к эмоциональному миру их детей, познакомить их способам воздействовать на эмоциональную сферу ребенка.
- Вызвать желание родителей участвовать в жизни школы;
- Повышение педагогической компетентности у родителей.
Ожидаемые результаты:
На уровне ребенка:
- формирование культуры совместного общения и деятельности детей;
- развитие эмоционально-ценностной сферы обучающихся;
На уровне педагога:
- повышение педагогической компетентности школы.
- создание материально - технической базы для плодотворной работы по данной теме.
- вовлечение родителей в педагогический процесс школы.
На уровне родителей:
- укрепление детско-родительских отношений, за счет совместной деятельности с детьми.
- рост уровня информированности родителей о деятельности школы.
Участники проекта: учащиеся 1Б класса, учитель, психолог, учитель АФК, родители.
Возраст: 7-8 лет.
Продолжительность проекта: февраль-март
Тип проекта: проект носит практико-ориентировочный, познавательно – игровую направленность.
Ресурсное обеспечение проекта:
- Материалы Интернет-ресурсов;
- Технические средства обучения: использование мультимедиа, видео, аудио материала;
- Наглядный материал: иллюстрации, книги;
- Детская художественные произведения, потешки, песенки.
Содержание реализации проекта
Реализация проекта проходила в 3 этапа:
Этапы проекта
Содержание деятельности педагога
1 этап
Организационные
1. Изучение литературы, поиск информации в
интернете, обработка данной информации для детей: - Подбор художественной литературы для чтения.
- Подбор наглядно – информационного материала.
- Подбор мультфильмов.
- Подбор музыкальных произведений.
- Подбор наглядно – демонстрационного материала и оборудования.
2. Разработка перспективного плана по реализации проекта.
3. Разработка плана мероприятий с родителями.
2 этап
Практический
1. Создание условий и предметно-развивающей среды
2. Осуществление взаимодействий между участниками проекта, проведение совместной работы в образовательном процессе.
3. Анализ и систематизация материала.
3 этап
Заключительный
1. Выставка рисунков «Мои эмоции»
2. Коллективная работа аппликация «Эмоции»
3. Создание в классе «Уголка настроения»
4. Презентация проекта.
Организация деятельности детей в рамках проекта нашла отражение в каждой из образовательных областей.
Речь и альтернативная коммуникация
Беседы: «Эмоции это?», «Как узнать настроение?»;
Чтение- Стихотворения: «Радость», «Обида», «Я злюсь», «Жалость», «Безразличие», «Я улыбаюсь» «Я плачу», «Я смеюсь», «Я боюсь», «Я удивляюсь».
- Энциклопедия для малышей Елена Ульева «Что ты чувствуешь?»
Альтернативная коммуникация
Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Найди такую же», «Покажи эмоцию»
Человек
Беседы: «Спешите делать добро».
«Наше хорошее настроение».
Игровые упражнения по развитию мимики.
Сюжетно-отобразительные игры: «Подари радость другу», «Угостим друзей чаем».
Физическое развитие
Подвижные игры: «Молекулы», «Море волнуется», «Пузырьки»
Пальчиковая игра: «Зайцы», «Цветок», «Дождик», «Прогулки в лес»
Дыхательная гимнастика: «Часики», «Паровозик»
«Подуй на снежинку», «Надуй шарик»
Музыка и движение
Прослушивание песни «Хорошее настроение» - хор «Волшебники двора»; Сергей Васильев и Марина Ланда «Грусть, прощай» для сериала «Летающие звери»
Просмотр мультфильма:
«Учим эмоции», «Монсики», «Эмоции» https://youtu.be/upK6NNjS8jw Малышарики
«Дом эмоций»;
Изобразительная деятельность:
Аппликация: «Эмоции»,
Рисование: «Мои эмоции»
Психолог:
Тема: «Радость», «В мир удивления»; Посещение сенсорной комнаты.
Учитель АФК:
Инд. З. Лыжи,,
Работа с родителями
Форма
Тема
Цель
Беседа на родительском собрании
«Эмоции все важны»
Обогащение знаний и привлечение внимания родителей на важность всех эмоций ребенка.
Папка-передвижка
« Эмоции и чувства в жизни ребенка»
Обогащение знаний родителей об детских эмоциях.
Буклет
Стихотворения про эмоции.
Создание условий и привлечения внимания родителей, домашнему чтению совместно с ребенком.
Мастер-класс
Изготовление колпачков эмоций для детей.
Вовлечения родителей в образовательный процесс посредством изготовления колпачков.
Заключение:
Система работы по сохранению и укреплению психологического здоровья младших школьников в рамках проекта «Мир эмоций – это здоровье» позволила:
1) развивать эмоционально-ценностную сферу учеников, повысить уровень их эмоциональности;
2) сформировать у детей умение регулировать свое эмоциональное поведение;
3) научить детей адекватно реагировать на различные ситуации, события, проявления эмоций окружающих;
4) приобщить родителей к решению проблемы сохранения психологического здоровья школьников;
Во время реализации проекта, дети узнавали, что такое эмоции. Родители приобрели положительный опыт совместной творческой деятельности. Педагоги повысили свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса, подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов школы, родителей, учеников.
Проект оправдал наши ожидания, принёс эмоционально радостное настроение. Дал большой толчок в творческом развитии детей, раскрепостил и сблизил всех участников проекта.
Таким образом, в результате проведенной работы дети получили знания «Что такое эмоции?», «Как выражать свои эмоции в социально приемлемой форме». За время проведения проекта в классе была атмосфера радости.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Выготский Л.С. Проблема возраста/Собр. Соч. в 6 т. М. 1984. Т.4.
2. Ежова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности // Дошкольное воспитание. 2003. № 8.
3. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. - М., 2002.
4. Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.- М., 1996.
5. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста.- Ростов н/Д: Феникс
6. Белопольская Н.А. и др. «Азбука настроения». Развивающая эмоционально-коммуникативная игра.
7. Клюева И.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению». – Ярославль: Академия развития, 1996 г.