ЗДОРОВЬЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ ☼
Автор: Михалёва Людмила Сергеевна
Л.С. Михалёва
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 г.Рославль, Смоленская область, Российская Федерация
ЗДОРОВЬЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ
В статье раскрывается вопрос о здоровье обучающихся как духовно-нравственной ценности и формировании гражданской позиции личности через приобщение к отечественным духовно-нравственным ценностям.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, здоровьесбережение, духовная ценность.
«Здоровье - это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.
Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Закономерно возросло и внимание к здоровью обучающихся. О нем стали говорить на всех уровнях, так как состояние здоровья – важнейший показатель благополучия общества и государства, определённый прогноз на будущее. Это не только отсутствие заболеваний и дефектов, это и состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
Задача школы, учителей создать условия и научить ребёнка сохранять и укреплять здоровье с первого класса, что полноценно подготовит детей к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. Без здоровья это не достижимо. Поэтому, обеспечивая сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формируя у них культуру здоровья, школа закладывает фундамент благополучия будущих поколений. Школа и педагоги перестраивают работу с учётом приоритета сохранения и укрепления здоровья детей, используя приёмы, формы, методы организации обучения детей без ущерба для их здоровья.
Всё это может быть выполнено по следующим направлениям:
1. Осознание проблемы здоровья и убеждённость, что привычное отношение к здоровью необходимо менять;
2. Поиск путей исправления ситуаций: признание своей ответственности за результаты;
3. Обретение соответствующих профессиональных компетенций;
4. Перестройка работы в соответствии с полученными знаниями;
5. Активное участие педагога и учащихся в работе всей школы по реализации принципов сохранения и укрепления здоровья.
Реализация предполагает формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства, которое включено как одно из направлений в программу развития школы, где одной из задач, которые заявлены в этом направлении, является формирование гражданской позиции личности через приобщение к отечественным духовно-нравственным ценностям. Здоровьесберегающего образовательного пространства такого, при котором исключаются или минимизируются вредные для здоровья учащихся воздействие образовательного процесса. То есть последовательно реализуются задачи минимума и максимума. Гуманизация образования и воспитания предполагает применение в повседневной жизни основных принципов гуманизма, уважение и доброжелательное отношение к каждому человеку.
Теория и практика обучения стала уделять больше внимания эмоциональной основе, то есть духовно-нравственному развитию личности, к формированию эстетических и нравственных качеств, что в значительной степени определяется как духовно-нравственная ценность. Глобальные задачи здоровья и нравственного воспитания в школе, во всех её формах и видах – это духовное развитие личности в процессе освоения различных видов знаний, приобщение к культуре своего народа и народов мира. Воспитание нравственных качеств личности основывается на понимании и освоении нравственных ценностей, составляющих общественную мораль.
Здоровье человека как духовно – нравственная ценность, определяется через действенно-практическую сферу личности, представляя совокупность общественно необходимых знаний, умений, способностей, черт характера, обеспечивающих успешность практической деятельности учащихся. Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных структур. Сотрудничество школы и семьи становится все более актуальным и востребованным.
Таким образом, совместными усилиями педагогического коллектива родительской общественности в школе должно создаваться все для создания комфортных, адаптированных, адекватных условий для развития школьников.
Задача учителя создать такие условия, чтобы ребёнок хотел заниматься своим здоровьем, при этом испытывая радость и удовольствие от своих “побед”, то есть всё это не только сохраняет и укрепляет здоровье, но и способствует реализации духовно-нравственных ценностей.
И самое главное, состоит в том, что учитель должен стремится к нужным результатам. А именно, дать определённые знания это хорошо, но следует отслеживать успехи и неудачи на каждом этапе – воспитания обучающихся. Отслеживать в индивидуальных маршрутах знания и применения полученных знаний не только в игровых ситуациях, но в жизни. Простраивать диаграммы на каждого ребёнка основываясь на критериях факта и критериях качества, отражать и взаимодействие с родителями.
Современный национальный воспитательный идеал здорового человека, который представляет собой духовно-нравственную ценность – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Таким образом в процессе совместной деятельности педагогов и обучающихся в работе по здоровьюсбрежению показано:дети стали меняться стало меньше конфликтов, стараются быть сдержаннее, заботливее и внимательнее по отношению к друг другу. Поэтому школа развития, а именно направление здоровьясбережения будет продолжать вести свою работу для того, чтобы воспитать духовно-нравственную личность.
Литература
1.Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М. : Просвещение, 2009. – 23 с. - (Стандарты второго поколения).
2.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» : утверждено Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04. 02. 2010. № Пр - 271 [Текст] // Официальные документы в образовании.- 2010. - № 9. - С. 5 - 12.
3.Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я. И. – Калуга, 1969-126с.