«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Мастер-класс для воспитателей ☼
Автор: Мухаметсафина Татьяна Николаевна
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка — это самая главная задача не только для родителей, и для педагогов. Для эффективного решения данной проблемы в дошкольном учреждении используются здоровьесберегающие технологии. В своей работе мы используем как традиционные, так и нетрадиционные методы: пальчиковую гимнастику, массаж и самомассаж, Су - Джок - терапию, кинезиологические упражнения, дыхательную и вибрационную гимнастику, релаксацию. Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющими здоровъесберегающих технологий. И нам бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с вышеназванными методами. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.
1 упражнение для снятия напряжения и, создания психологического комфорта и настроя на НОД.
1. «Давай познакомимся» (психологический настрой; сундучок и клубок)
Группа стоит в круге. Вот волшебный сундучок
В нем малиновый клубок.
По дорожкам красоты
Побежим и я и ты.
Каждый, у кого окажется клубок в руках расскажет, что интересного (красивого) видели по дороге в детский сад.
В своей работе педагоги используют дыхательную, звуковую, вибрационную гимнастику.
Вот такие яркие бутылочки мы используем в своей работе с детьми для упражнений дыхательной гимнастики с использованием нетрадиционного физ. оборудования. (Показ)
Для профилактики простудных заболеваний можно использовать чесночные амулеты и стаканчики для напитков здоровья.
2. Вибрационная гимнастика
«Радужные брызги»
Встряхивание расслабленных кистей в различном ритме, имитирующие разбрызгивание капель воды. При этом дети пытаются «обрызгать» друг друга. Далее им предлагается представить, как капли переливаются на солнце всеми цветами радуги. Задаются вопросы: «Куда летят брызги», «Какого они цвета?». Можно предложить набрать в ладошки холодной, ледяной воды и вылить её на себя, при этом отряхивая произнести «б-р-р».
Наряду с задачами оздоровления детей решаются задачи образовательного характера.
Также мы используем пальчиковую гимнастику перед НОД по художественно – эстетическому развитию.
3. «Пальчиковая гимнастика»
Одной из форм оздоровительной работы является – пальчиковая гимнастика. Я вам предлагаю разделиться на команды. У каждой команды лист с текстом пальчиковой гимнастики. Командам нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом.
1 вариант «Зайчики»
Зайчики по лесу шли - поочередно загибают пальцы рук
Зайца нового нашли - показывают большой палец
Ни один не поленился - поочередно загибают пальцы кроме большого
Зайцу в пояс поклонился - загнули пальцы кроме большого
Здравствуй, здравствуй - поднимать пальцы поочередно вверх
Здравствуй милый друг ушастый –
Заяц новый им кивал - загибают большой палец
В обе щеки целовал
Чмок, чмок, чмок - соединяют большой палец с каждым пальцем
Был я очень одинок, чмок
С вами я хочу дружить - соединяют пальцы в замок
Дружбой нашей дорожить! - соединяют пальцы в замок.
4. Точечный массаж С успехом в своей работе используем элементы точечного массажа. Учёным давно известно, что есть связь между участками кожи и внутренними органами. В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма. И он сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного безопаснее таблеток. Сейчас я вам продемонстрирую несколько комплексов точечного массажа.
Массаж можно выполнять самому себе, так и в группе детей.
1 вариант
Бежал ручей по камушкам - постукивая ладонями
Бежал, бежал, бежал
Потом в прозрачной лужице - постукивают пальчиками
Лежал, лежал, лежал
То снова он помчался вскачь - постукивая кулачками
То будто бы уснул
Увидел речку
Прыг туда - потирание плеч, рук
И сразу утонул
2 вариант Музыкальная физминутка с элементами самомассажа
«А на улице мороз»
Су-Джок терапия
Ещё я хочу Вас познакомить с Су – Джок терапией, которую разработал Южно – Корейский учёный, профессор Пак Чже Ву. Ещё я хочу Вас познакомить с Су – Джок терапией, которую разработал Южно – Корейский учёный, профессор Пак Чже Ву.
Цель этой терапии воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулируя речевые зоны коры головного мозга, значительно улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку.
Я хочу с вами поговорить о «Су-Джок терапии».
Су – это кисть
Джок – стопа
На поверхности кисти рук и поверхности стопы имеются БАТ - представительство всех органов и систем.
По мнению некоторых ученых, регулярный массаж большого пальца повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Подобные воздействия на указательный палец активизируют деятельность желудка,
на средний – кишечник,
на безымянный – нормализуют функцию печени,
на мизинец – стимулируют работу сердца.
Разотру ладошку сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою
Пальчик в пальчик я вложу
На замочек их закрою и тепло поберегу
Выпущу я пальчики
Пусть бегут как зайчики.
Ходьба босиком – это своеобразные сеансы точечного массажа и, как уже отмечалось, закаливания, поскольку на стопах тоже имеется представительство всего организма и есть также закаливающая зона. Вот почему всякая возможность побегать ребенку босиком – лишний шаг к здоровью.
В нашем саду во всех возрастных группах, руками творческих педагогов оформлены дорожки здоровья из пластмассовых и железных пробках, резиновые дорожки с колечками, ребристая дорожка, дорожки с массажёрами бусинами.
В каждой группе есть ящик с керамзитом, каштанами или камешками.
Дети ходят по дорожкам 2-3 раза в день, тем самым воздействуют на БАТ стоп и укрепляют свое здоровье. В летний период мы используем тропу «Здоровья» на участке. Разновысотные пеньки, бревно, емкость с песком, камешками. Все это создает условия для босохождения и укрепления здоровья.
6. " Релаксация как способ снятия психического напряжения "
Цель: применение техники релаксации в образовательной деятельности, как способ
снятия напряжения.
Задачи: показать, как с помощью техники релаксации можно помочь ребёнку
справляться со стрессом.
Медитация «Встреча с ребенком внутри себя».
Начинаем с расслабления. Примите удобную позу. Ваше тело расслаблено. Глаза закрыты. Сделайте несколько глубоких вдохов и медленных выдохов.
Представьте себя в каком-нибудь тихом и уютном месте. Может быть, это будет светлая роща ранним солнечным утром: слышите, как звонко поют птицы? Может быть, это будет маленький песчаный пляж на берегу ласкового синего моря, мягко освещенного закатным солнцем. Волны плавно накатываются одна за другой, тихо шуршат по песку. Попытайтесь вспомнить самое приятное место из своего детства, место, где вы чувствовали себя комфортно.
Мысленно произнесите слова: «Мне хорошо и спокойно. Я чувствую себя прекрасно. Ласковое солнце касается моего лица своими теплыми лучиками. Мне дышится легко, ровно глубоко. Я совершенно спокойна.»
Постепенно выйдите из релаксации, сделайте глубокий вдох – выдох, откройте глаза. Скажите себе: «Я совершенна. Я принимаю и люблю себя полностью. Я создаю свой прекрасный мир, наполненный радостью и любовью».
Также мы используем упражнения на развитие тактильных ощущений. Такие упражнения можно использовать не только в НОД, но и в любое свободное время.
«Чудесный мешочек»
В мешочке находятся разные наполнители – орехи, каштаны. Перед проведением необходимо рассмотреть предметы, посчитать их. Затем предметы помещаются в мешочек, и предлагается на ощупь определить их. Это могут быть как мелкие животные, так и геометрические фигуры.
Перебирая предметы, развиваются не только тактильные ощущения, но и одновременно идёт воздействие на БАТ по Су – Джок терапии.
Итог мастер - класса
Уважаемые коллеги, мы продемонстрировали вам вариативность использования в своей работе разнообразных методов и приёмов, используемых в работе с воспитанниками по здоровьесберегающим технологиям.