. Номер работы: №30739
Автор: Старосветская Олеся Юрьевна
Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки.
Актуальность.
Сегодня перед школой стоит важная задача - создание условий для сохранения здоровья учащихся, то есть разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Постоянно возрастающая по объёму и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, что ведёт к хронической перегруженности учащихся, падению интереса к учению, ухудшению их здоровья.
Нынешняя школа должна всеми возможными средствами помочь обществу решить эти проблемы. В этой связи представляются уникальными возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий.
Цели и задачи:
v Воспитание бережного отношения к своему здоровью;
v Создание условий для развития творческой активности как одного из наиболее эффективных приёмов оптимизации психического здоровья школьников;
v Приобщение учащихся к произведениям высокого музыкального искусства;
v Развитие эмоциональной сферы и активной стороны личности школьника, связанной с освоением различных видов музыкальной деятельности;
v Приобретение устойчивости к воздействию любых неблагоприятных факторов внешней среды;
Направления здоровьесберегающих возможностей музыки.
Музыкотерапия
Музыкотерапия — психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.
Доказано, что музыка Моцарта хорошо воздействует на психику, полезна при многих соматических заболеваниях и язве желудка. А вот снять раздражительность и нервное напряжение на уроке вам поможет "Лунная соната” Л. Бетховена, "Времена года” П.И.Чайковского. Если мучают головные боли, то в качестве лекарственного средства можно использовать "Полонез” Огинского.
Основной акцент ставится на приобщение детей к произведениям высокого музыкального искусства: произведения «золотого фонда» музыкальной культуры.
Хоровое пение - не только достижение мировой культуры, но и непревзойдённое средство музыкотерапии. Три года занятий хоровым пением - и жизненный объём лёгких становится как у пловцов.
На уроках музыки с успехом может применяться следующие упражнения, позволяющие в процессе тренировки дыхания и голоса добиваться значительных результатов в процессе оздоровления детского организма.
« Бабушкин пирожок».
Детям предлагается представить, будто они « нюхают бабушкин пирожок», для чего всем вместе (по знаку учителя) надо с удовольствием сделать вдох носиком, затаить на миг дыхание и с характерным звуком через рот выдохнуть.
Таким образом, это задание способствует спокойному, ненапряженному вдоху и помогает детям избавиться от зажатости, стремления к чрезмерному объёму вдыхаемого воздуха, поднятию плеч.
« Паровоз».
Ребёнок кладёт руку себе на живот, чтобы почувствовать дыхание животом. Делает глубокий вдох и на медленном выдохе произносит длинное « ту»: тянет длинную ноту или разбивает на четверти - ту-ту-ту и т. д. Это упражнение можно делать с двумя детьми. Один тянет, второй считает до четырёх и т.д.
Ритмотерапия
Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию.
а) Музыкально-ритмические упражнения.
· «Стоп-кадр». Дети исполняют произвольный танец, во время которого внезапно дается команда «Стоп!». Следует замереть, проанализировать свое мышечное состояние и подумать, какое внутреннее состояние оно могло бы выразить. Одни и те же повторяющиеся позы говорят о бедном репертуаре физических движений и бедности эмоций.
б) Ритмические упражнения.
1. «Ритмическое эхо». Учитель показывает ритмический рисунок, который все дети, хлопая в ладоши, должны повторить.
2. Ритмизация собственных имен и фамилий.
Арт терапия
Как только ребенок берет в руки кисточку, пластилин или глину для лепки, он высвобождает свое подсознание. В итоге получается исцеление через самовыражение творческого потенциала. Рассматривая методы работы с детьми,
арт-терапия является одним из самых действенных способов. Интересен и сам процесс: размазывание, разбрызгивание, смешение, подбор или импульсивное рисование красками - это будет красиво!
Рисование под музыку (Ф.Шопен. Этюд № 12)
I этап. Слушание музыки.
"Сегодня мы отправимся в гости и познакомимся с волшебной музыкой. Музыку мы будем сначала слушать, а затем на листе бумаги красками и восковыми мелками будем изображать свои ощущения".
Ставим сначала небольшое произведение (2-3 минуты).
Прежде чем слушать музыку, скажем о том, чтобы во время звучания произведения он старался представить какие-то картины, образы, каких-то персонажей - словом, всё то, что он увидит и почувствует.
II этап. Изображение представленного.
Музыку можно слушать как с закрытыми, так и с открытыми глазами. Если дети захотят рассказать то, что они увидели во время звучания. Пусть они это сделают. Возможно, сначала они захотят нарисовать свои ощущения..Иногда это могут быть абстрактные очертания и образы. Главное, чтобы дети научились ощущать музыку, а затем передавать свои чувства на бумаге. В завершение предоставить детям возможность высказаться.
После того как дети всё завершили, обязательно сказать, как называется музыкальное произведение, и кто его написал. Лучше делать это в завершении занятия, чтобы слова взрослого никоем образом не повлияли на чувства и ощущения детей.
Улыбкотерапия
Очень важна на уроке и улыбка самого ребенка. Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ученик уже с ней смотрит на мир и на людей.
Результатами музыкально - оздоровительной работы являются:
– Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
– Стабильность эмоционального благополучия каждого ученика;
– Повышение уровня речевого развития;
– Снижение уровня заболеваемости;
– Стабильность физической и умственной работоспособности учеников. Снижение утомляемости детей к концу урока (концу дня).