ЗЕЛЁНЫЙ МИР ВОКРУГ НАС | Реймген Наталья Владимировна. Работа №243423
Автор: Реймген Наталья Владимировна
Классический закон психологии гласит: «Человек формируется как личность в процессе собственной преобразующей деятельности, а также общения, в которое он вступает, совершая различные виды деятельности». Поэтому главная задача учителя – не декларировать личностно-деятельный подход, а организовать педагогический процесс так, чтобы учащиеся в ходе учебной деятельности создавали собственный образовательный продукт, активно применяли знания в социуме, формировали и закрепляли соответствующие компетенции
ЗЕЛЁНЫЙ МИР ВОКРУГ НАС
Реймген Н.В.,учитель начальных классов,
Май О.В., учитель начальных классов,
КГУ осш №4, г. Жезказган
«Научить человека мыслить»-
главная задача образования.
Джон Дьюи
Классический закон психологии гласит: «Человек формируется как личность в процессе собственной преобразующей деятельности, а также общения, в которое он вступает, совершая различные виды деятельности». Поэтому главная задача учителя – не декларировать личностно-деятельный подход, а организовать педагогический процесс так, чтобы учащиеся в ходе учебной деятельности создавали собственный образовательный продукт, активно применяли знания в социуме, формировали и закрепляли соответствующие компетенции.[1:3]
Методика преподавания ориентируется на то, как передать содержание определённой темы на уроке. А технология обучения направлена на получение определённого результата. Одним из основных вопросов в преподавании является создание условий для формирования экологической культуры. Экологическое воспитание является одним из важнейших направлений формирования личности учащихся.(4:1)
Мы остановимся на разработке проекта по развитию экологической воспитанности школьников и выдвинем свои предложения по решению вопроса, как изменить отношение людей к живой природе с детского возраста.
Тема проекта : «Роль человека в природе.»
Название проекта: «Природа и мы.»
Краткая аннотация проекта
В ходе выполнения проекта дети знакомятся с ролью растений и животных в жизни человека. Учатся правильно ухаживать, охранять и беречь природу. Также создаются условия, которые способствуют экологическому воспитанию детей, воспитанию уважения к родной природе.
Проблемный вопрос проекта: "Как должен вести себя человек в природе?"
Ожидаемый результат:
Достижение личностных результатов: У учеников будет формироваться целостный взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.
Достижение метапредметных результатов : Ученики будут осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера ,активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач, использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Естествознание», «Познание мира», готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, осваивать доступные способы в изучении природы (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация).
Предметные результаты: У учеников будут развиваться навыки и умения устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. (2:5)
Тип проекта: познавательно – творческий.
Актуальность проекта: Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:
представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
осознание того,
что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое
из них
имеет свою экологическую нишу,
и все они могут существовать одновременно.
(3: 48)
Цель проекта: формирование экологической культуры младших школьников, развитие экологической воспитанности школьников, активизация познавательной деятельности у детей, определение роли человека в жизни растений.
Задачи проекта: Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
-Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
-Развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхищаться ею, желание сохранить ее)
-Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Работа с родителями: Приобщение родителей к совместной деятельности.
Сроки реализации проекта : долгосрочный ( при разработке дополнительной учебной программы)
Участники проекта: учащиеся начальных классов
Этапы проекта:
Направляющие вопросы
Основополагающий вопрос
Как должен вести себя человек в природе?
Проблемные вопросы
1.Как я могу помочь сохранить природу?
2.Что я могу сделать для сохранения равновесия в природе?
Учебные вопросы
1.Как правильно выбрасывать мусор?
2.Как утилизировать пластиковые бутылки?
3.Куда деть пустую консервную банку?
4.Как не засорять реки?
5.Что думают о человеке растения?
6.Важны ли растения и животные в нашей жизни?
7.Какова роль растений и животных в природе и жизни человека?
8.Как мы можем спасти природу?
9.Что произойдет, если не беречь природу?
10.Человек – часть природы или её хозяин ? ... и др.
План проведения проекта
1.Подготовительный этап. Сбор информации, деление на команды (группы)
2.Основной этап. Практические занятия по темам охрана природы, разработка правил поведения в природе. Обработка и оформление собранной информации. Создание рисунков, сообщений, эссе, презентаций.
3.Заключение. Создание свода правил поведения в природе. Оформление уголка (рисунки, сообщения)"Природа - наш дом." Просмотр презентаций.
Примеры проектной деятельности учащихся
До начала работы над проектом
Разбиение на группы.
Стартовая презентация учителя.
Критерии оценивания презентации.
В процессе выполнения проекта
Памятка по выполнению проекта.
Лист движения по проекту.
После завершения работы над проектом
Презентация проекта.
Тестирование, решение кроссворда.
Свод правил поведения в природе.
Оформление уголка "Природа - наш дом
."
В условиях, когда сознание каждого учащегося открыто для обучения, для взаимообмена знаниями, идёт целостное развитие личности школьника, данный проект способствует формированию основных компетентностей учащихся, определённых в государственном общеобязательном стандарте образования.
Что даёт ученику участие в проекте [4:35]:
Структура
занятия
позволяет вовлечь учащихся в процесс познания.
Цель
занятия
направлена на развитие
экологической культуры
учащихся.
Взаимодействие учителя и уче
ника основано на сотрудничестве самих учащихся друг с другом и учителем.
Формы работы направлены на :
Повышение эффективности восприятия информации.
Повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения.
Умение критически мыслить.
Умение ответственно относится к собственному образованию.
Умение работать в сотрудничестве с другими.
Повышение качества образования учеников.
Желание
стать человеком, который учится в течени
и
всей жизни.
Реализация проекта позволяет учителю организовать работу следующим образом :
Умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества.
Возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения.
Стать практиками, которые умеют грамотно
анализировать свою
деятельность
и умело используют знания в повседневной жизни.
Стать источником ценной профессиональной информации для других.
Участие в проекте способствует реализации полученных знаний в потребности их выполнения в повседневной жизни, понимание проблем приводит к формированию способности адекватной оценки своей собственной деятельности и поведения.
Задача учителя в современном преподавании- организовать продуктивное взаимодействие с учащимися и учащихся между собой в образовательном процессе.
Литература:
Гин
А.С. Приёмы педагогической технологии – ИПП «СОЖ», Гомель, 1999
Джакупов
С.М. «Психологическая структура процесса обучения» -
Алматы
, Казахский Университет, 2004
Ковалёв Г.А. «Психическое развитие ребёнка и жизненная среда» - Москва, 1999
Попова Т.А. «Экология в школе. Мониторинг окружающей среды»- Москва, 2008