Статья Зимующие птицы. Автор: Драгунова Ирина Юрьевна

Автор: Драгунова Ирина Юрьевна
Методическая разработка для детей раннего возраста.Конспекты занятий для формирования представления о зимующих птицах, их повадках, внешнем виде, образе жизни.


Автор: Драгунова Ирина Юрьевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №35 комбинированного вида
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
(конспекты совместной деятельности педагога с детьми раннего возраста)
Составитель: Драгунова И. Ю.
воспитатель
Полысаево, 2019 год
Конспект №1
Тема: Птицы зимой
Программное содержание:
учить внимательно слушать и наблюдать;
учить отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими и 3-4 слов;
развивать способность детей к диалогической речи, упражнять в звукоподражании голосам птиц;
обогащать словарь по теме;
воспитывать заботливое отношение к птицам зимой.
Демонстрационный и раздаточный материал:
иллюстрации с изображением птиц (синица, снегирь, воробей, ворона);
кормушка;
пшено.
Ход:
Воспитатель: ребята, вы хотите познакомиться с птичками? (Дети отвечают). К нам прилетели птицы, которые живут у нас зимой.
Рассматривание изображений птиц. Воспитатель выставляет на доску изображения птиц, прикрепляет кормушку.
Воспитатель: кто к нам прилетел? (Птицы). Сколько прилетело птиц? (Много.) Воспитатель показывает и называет птиц. Это ворона. Она большая, черная и кричит: Кар-кар. Кто это? (Ворона). Какая ворона? (Большая, черная). Как кричит ворона? (Кар-кар). А это снегирь. У него красная грудка. Какая красивая птичка! Как зовут эту птичку? (Снегирь). Какая грудка у снегиря? (Красная). А кто это маленький серенький? (Воробей). Как чирикает воробей? (Чик-чирик!) Какая красивая птичка прилетела. Это синичка. У нее желтая грудка. Кто это к нам прилетел? (Синичка). Какая грудка у синички? (Желтая).
Воспитатель: зимой птичкам трудно найти корм. Нет травки, жучков, червячков. Давайте покормим птичек. Это кормушка. Кормушку вешают на дерево. И зимой насыпают в нее зерно. (Берет щепотку пшена и насыпает в кормушку).
Воспитатель: что это? (Показывает кормушку). Что насыпают в кормушку? (Зерно)
Кто будет кушать в кормушке? (Птицы). Сколько прилетело птиц? (Много). А кормушек сколько? (Одна).
Физминутка Снегири
Снегири летят, крыльями машут.Им на месте не сидится,Завертелись как волчок ,Прыг — скок, прыг — скок.Полетели пообедать,Но кругом лишь снег да снег.Хорошо, что им кормушку,Сделал добрый человек!
Д/И Какие бывают птицы
Цель: упражнять детей в умении находить нужную птицу, способствовать запоминанию названий птиц.
Дети должны в соответствии с текстом найти нужную птицу.
Сел на ветку снегирек,
Брызнул дождик – он промок.
Ветерок, подуй слегка,
Обсуши нам снегирька.
Воспитатель: Сережа, иди, найди и покажи нам картинку, где нарисован снегирь.
Чики, чики, кички,
Летели две синички,
Собою невелички.
Воспитатель: Кирилл, иди, найди и покажи нам картинку, где нарисована синичка.
По тропинкам, по дорожкамСкачет серыйворобей.Что он ищет? Ищет крошкиДля себя и для детей.
Воспитатель: Вика, иди, найди и покажи нам картинку, где нарисована птица воробей.
Ворона - птица умная,Ей видно всё вокруг,Пускай немного шумная,Зато отличный друг-
Воспитатель: Никита, иди, найди и покажи нам картинку, где нарисована птица ворона.
Рефлексия: с какими птицами познакомились?Как о зимующих птицах заботятся?
Пойдём гулять на улицу и покормим птичек в кормушке, насыпав туда пшено.
Конспект №2
Тема: Прогулка по зимнему лесу
Программное содержание:
учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы;
развивать логическое мышление, память и внимание;
воспитывать умение слушать других детей;
воспитывать заботливое отношение к птицам.
Демонстрационный и раздаточный материал:
макет – зимний лес,
иллюстрации птиц – снегирь, воробей, ворона,
карточки с изображением зимующих птиц,
иллюстрация с изображением кормушки.
Ход:
Воспитатель: приготовьте свои пальчики, поиграем в игру
Птичья кормушка
Мы повесили кормушки,
В них насыпали зерно.
Для голодных птиц зимоюДети имитируют движения.
Очень вкусное оно.Имитируют движения
Прилетайте к нам, синицы, Загибают по очереди пальцы.
Голубь, клест и воробей!
И, конечно, ждем мы в гости
Красногрудых снегирей
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в какой красивый лес мы с вами попали. Но почему так тихо, почему не слышно птичьих голосов? Сейчас зима и птицы улетели в теплые края, им холодно и голодно у нас. Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? (зимующие птицы). Давайте с вами рассмотрим зимующих птиц и вспомним, как они называются.
Каждый год я к вам лечу,Зимовать у вас хочу.И ещё красней зимойЯрко-красный галстук мой.(Снегирь)
Воспитатель: посмотрите, какой он красивый! Что вам в нем нравится? Чем он отличается от других птиц?
Любит прыгать и летать,Хлеб и зёрнышки клевать,Вместо Здравствуйте привыкГоворить всем Чик-Чирик.(Воробей)
Воспитатель: а воробушек вам понравился? А почему он вам нравится (Весело, звонко чирикает),
Кар-кар-кар!
Кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут её? (Ворона)
Воспитатель: как ворона голос подаёт?
Воспитатель: холодно и голодно птицам зимой. Как же нам помочь им перезимовать? Покормить, сделать кормушки. Скажите, а чем можно подкармливать птиц?
Д/И Покормите птиц
Цель: развивать память, внимание, воспитывать желание помогать птицам, особенно в зимнее время.
Материалы:карточки с изображением зимующих птиц, иллюстрация с изображением кормушки.
Дети должны поместить около кормушки зимующих птиц, рассказать о том, чем можно подкармливать птиц зимой, как часто это надо делать. Дети выполняют игровую роль защитников природы.
Воспитатель: молодцы, хорошо поиграли! А для вас у меня есть сюрприз. Посмотрите, что это? Верно, это зернышки пшеницы и крупа – это корм для птиц.Покормим птичек на прогулке.
Рефлексия: кто в гости приходил? В какую игру играли? Чем кормили птичек?
Конспект №3
Тема: Поможем воробью
Программное содержание:
учить детей отгадывать загадки о зимующих птицах;
закрепить понятие зимующие птицы;
упражнять в установлении сходства и различия между птицами;
активизировать в речи обобщающие слова: зимующие птицы; расширять словарный запас (корм, кормушка, холодно, голодно, клюет, щебечет, посвистывает, воркует, прыгает и т.д.);
развивать воображение, внимание, мышление; воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
Демонстрационный и раздаточный материал:
игрушка – воробей;
наглядный материал Зимующие птицы;
наглядный материал Зимний лес;
аудиозапись Звуки природы - Зима.
Ход: организационная игра Дружно за руки возьмемся
Дружно за руки возьмемся
И почувствуем тепло.
Повернемся, улыбнемся
Словно наше солнышко.
Мы ребята дружные - да - да – да.
Мы совсем не скучные – да – да – да.
Настроение – отличное – да – да - да.
Все к занятиям готовы – да – да – да.
Ну, тогда уже приступим - да – да – да.
Воспитатель: Наступила зима, задуло холодом, запорошила снегом землю, заморозила реки и озера. Наступило самое трудное время в жизни птиц. Ребята, а всех ли птиц мы можем встретить на улице зимой? (Нет, некоторые птицы улетают в теплые края). Но некоторые птицы остаются зимовать. Таких птиц называют – зимующими.
В это время воспитатель неожиданно достаёт игрушку птицы - воробья.
Воробей:Здравствуйте, ребята. Был сегодня я в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?
Воспитатель: тише, тише не шуми. Ты кто такой лучше расскажи.
Воробей:
Я- смелый и храбрый птенец-воробей,
Живу, не боясь ни зверей, ни людей.
Везде, где хоть кто-нибудь, что-то жует,
Птенец-воробей свою крошку найдет.
Воспитатель: Так какую новость ты нам принес?
Воробей: В нашем лесу случилось что-то необычное - одни птицы улетели, другие остались, тихо в лесу, ничего не пойму.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем воробью разобраться, какие птицы остались в лесу и почему. Садись воробей, а мы тебе сейчас все расскажем. Ребята, отгадайте мои загадки.
Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?
(Воробей)
Выставляется картинка воробья.
Воспитатель: Ребята какого цвета воробей?(Коричневый, серый). Какой он большой или маленький? (он маленький).
Ребята, отгадайте загадку!
Все ворует что блестит,Глаз её, за всем следит.На хвосте, приносит вести,Нрав болтливый, всем известен.На ветвях сидит высоко,А зовут её?(Сорока)
Выставляется картинка с изображением сороки.
Воспитатель: Посмотрите на сороку, какая она? (Сорока крупная птица с черно-белыми пёрышками)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появиться опять. (Снегирь)
Выставляется картинка с изображением снегиря.
Воспитатель: Опишите снегиря. (у снегиря на голове черная шапочка, серая спинка, а грудка- красная)
Непоседа. Невеличка,
желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал её? (Синичка)
Появляется картинка с изображением синички.
Воспитатель: Как она выглядит синичка? (на голове черная шапочка, спинка желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост – серые).
Молодцы, ребята, вы отгадали загадки о птицах. Давайте еще раз их назовем.Как можно назвать, одним словом этих птиц? (Это зимующие птицы) Почему? (зимующие, потому что они не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас).
Дидактическая игра Что делает птица?
Цель: расширять представления о птицах, развивать логическое мышление.
Что птица делает клювом? (клюет, стучит)
Что делает крыльями? (машет)
Для чего нужны лапки? (бегать, прыгать).
Д/И Какой птички не стало?
Цель: обогащение словарного запаса по теме. Развитие зрительного внимания.
На доске –три иллюстрации с изображением зимующих птиц. Педагог незаметно для детей убирает одну иллюстрацию и спрашивает: Какой птички не стало? Дети отвечают: Не стало воробья. И т.д.
Воспитатель: теперь, воробей, пошли в лес, посмотрим, что там случилось, почему тихо.
Дети идут в лес. Звучит запись Звуки природы – зима
Физ. минутка Согреваем ручки ножки.
Не замёрзнут ручки-крошки,
Мы похлопаем в ладошки.
Вот как хлопать мы умеем,
Вот как ручки мы согреем!
Ножки тоже мы погреем,
мы потопаем скорее:Топ – топ – топ.
Мы согреем щеки, шею.
Не боимся мы метели.
Воспитатель:а вы знаете, как зимующие птицы подают голоса?
Д/И Кто как голос подает?
Цель: закреплять знания детей о птицах, упражнять в звукоподражании птицам.
Воробей – что делает? – чирикает, как? – чик – чирик!
Ворона -каркает - кар – кар!
Сорока -стрекочет -ча – ча- ча!
Синица - щебечет - синь- синь- синь!
Снегирь -посвистывает- рюм-рюм-рюм!
Голубь - воркует - груу- груу- груу!
Воспитатель:молодцы, ребята, помогите мне определить лишнюю птицу.
Игра Четвертый лишний
Цель: развивать мышление и внимание дошкольников.Развивать умение детей классифицировать предметы по одному признаку
Необходимо выделить лишнее слово и объяснить свой выбор.
Снегирь – воробей – петух – ворона.
Голубь – ворона – синица – ласточка….
Воспитатель: Воробей, помогли мы тебе разобраться, какие птицы улетели, а какие остались в зимнем лесу? (зимующие).
Рефлексия:О каких птицах мы говорили? Как сказать, одним словом? Приготовили для них угощение. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете им помогать.
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x