Значение и методика проведения словесных дидактических игр | Тонеева Ольга Владимировна. Работа №232781
Автор: Тонеева Ольга Владимировна
Данная консультация предлагается воспитателям дошкольных учреждений. В ней подробно освящены цели и задачи словесных дидактических игр,а также методика проведения по каждой возрастной группе.
Одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие
мышления и речи. Эти два неразрывно связанных между собой психических процесса формируются,
развиваются при познании ребенком окружающего мира.
Воспитателю детских садов в своей работе следует уделять как можно больше внимания разви-
-тию умственной деятельности детей, приучению их к самостоятельности мышления, к
использованию полученных ими знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной
перед ними задачей.
Чтобы приучить ребенка к умственному труду, необходимо сделать его интересным, занимательным.
Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом
месте стоит словесная дидактическая игра, содержащая в себе большие возможности для развития
умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В
игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра — вид деятельности,
присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не
замечая, что его учат. В зависимости от образовательной задачи воспитатель может сам варьировать
условия игры.
В словесной дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время
непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о
ранее воспринятых предметах, а «представление — это все равно, что обобщенное воспоминание.
Этот переход к мышлению в общих представлениях есть первый отрыв ребенка от чисто нагляд-
ного мышления». (Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956, с.431).
Словесная игра требует использования приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых
обстоятельствах. В этих играх ребенок должен решать самостоятельно разнообразные мыслительные
задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия,
группировать предметы но различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях,
самому придумывать рассказы с включением небылиц и т. д.
Дать ребенку возможность самому найти ответ, вспомнить, догадаться, сделать правильное
умозаключение, используя свой прежний опыт, знания, — вот основное направление в решении
этой задачи. «Почему здесь висят сосульки, а на той стороне их нет?» — спрашивает ребенок.
Один педагог начнет объяснять, где теневая сторона, где солнечная. Другой педагог поступит
иначе. Он скажет: «Догадайся сам, почему так получилось. Посмотри, с какой
стороны светит солнце, и ты сам ответишь на свой вопрос!»
В работе воспитателя очень много таких случаев, когда
можно подвести ребенка к самостоятельному решению
вопроса, и в своей практике он должен чаще использовать
эти моменты.
Самостоятельность мышления в большой мере зависит от
жизненного опыта человека, от богатства накопленных знаний,
поэтому педагог, заботясь о развитии самостоятельности
мышления ребенка, должен помочь ему приобрести
разнообразные знания и использовать их в соответствии
с поставленными задачами.
Признавая окружающий мир, красоту природы возбудителем
мышления и речи детей, В. А. Сухомлинский считал, что было бы
ошибкой утверждать, что сам по себе окружающий мир научит
ребенка думать. Без своеобразного «исследовательского» мышления
вещи по-прежнему будут скрытыми от детей непроницаемой стеной.
Природа становится школой умственного труда лишь при условии, что
ребенок отвлекается от окружающих его вещей, абстрагирует.
Особенно серьезнее внимание воспитанию самостоятельности и
активности мышления детей следует уделять в старших группах
детского сада. Перед воспитателями, работающими в этих группах,
стоят такие задачи: учить детей видеть предмет как бы со всех сторон
(его форму, цвет, расположение в пространстве и т. д.); выделять в нем
наиболее характерные признаки сходства и различия с другими предметами, т. е. сравнивать их;
воспитывать умение классифицировать предметы; приучать рассуждать, делать правильные выводы,
умозаключения, высказывать самостоятельно суждения; приучать применять знания в соответствии
с обстоятельствами; развивать находчивость, сообразительность, умение найти разные способы
решения одной и той же задачи. Для выполнения этих задач используются разнообразные приемы
и методы, одним из которых является словесная игра.
Словесная дидактическая игра, как мы уже говорили, — доступный, полезный, эффективный метод
воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала,
определенных условий, а требует лишь знания воспитателем самой игры. При этом необходимо
учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления
лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием
необходимой методики.
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШИХ ГРУПП
Кто из взрослых не замечал, как любят играть со звуком совсем маленькие дети? Ребенок еще не
произносит слов, вдруг случайно вырывается звук, и вот малыш уже повторяет его на все лады —
гулит. Сколько радости в глазах ребенка во время гуления!
Затем, играя со словом, дети начинают понимать родной язык, усваивают его структуру, учатся
разговорной речи. Не случайно почти все народные потешки построены на диалогах.
Малыши любят рифмованную речь, ее звучание, они испытывают огромное удовольствие, когда
им читают стихи. Е. И. Тихеева не раз подчеркивала эту особенность детей. Основная цель
словесных игр для малышей — развивать их речевую активность, умение соотносить действие со
словом потешки, стиха, добиваться понимания ими значения слов, правильного их произношения.
Воспитатель младшей группы в процессе игры руководит ею, обучает детей. Речь воспитателя
должна быть грамотной, эмоциональной и в то же время спокойной. Большую требовательность
следует предъявлять к жестам, мимике. Кто не замечал, как маленькие дети быстро реагируют на
выражение лица воспитателя.
Сидеть или стоять во время игры следует так, чтобы каждый
ребенок мог видеть лицо воспитателя, его рот, глаза.
Читать стихотворение надо так, чтобы каждому казалось,
что это ему читают и рассказывают, т. е. все время надо
обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего.
Поэтому стихотворение, потешку, шутку воспитатель
должен знать наизусть.
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
Дети среднего дошкольного возраста более активны в стремлении
познавать окружающий мир. Это возраст «почемучек», когда у
малышей интенсивно развивается мышление и речь, увеличивается
запас слов, речь становится более связной и последовательной. Дети
начинают выделять существенные признаки предметов, группировать
предметы по материалу, качеству и назначению. Могут, например,
объединить в одну группу различные овощи, цветы, деревья, одежду,
посуду, игрушки и т. п. Они начинают понимать простейшие
причинные связи, если встречаются с явлениями, знакомыми им из
прошлого опыта, а в 4 года уже знают, что бывает, а чего не бывает, если рассказывать
им о знакомых предметах и явлениях.
Воспитатель развивает любознательность детей, отвечая на их вопросы; побуждает к попытке
самостоятельно находить ответ, наблюдая явления и производи действия с различными предметами.
Он учит малышей сравнивать предметы по цвету, величине, форме, правильно называть их
признаки; во всех видах игр поощряет активное речевое общение детей, расширяет их словарный
запас, развивает связную речь.
Воспитатель проводит словесные игры, основываясь на накопленных у детей представлениях об
окружающем. И в средней группе он продолжает руководить игрой, или лично участвуя, или
наблюдая за ней. Но роль ведущего в игре все чаще поручается то одному, то другому ребенку.
Вначале воспитатель может использовать игры, уже знакомые детям по младшей группе, целью
которых было развитие речевой, умственной и двигательной активности, а затем уже приступать
к играм с более сложным заданием.
Игры проводятся как со всей группой, так и с небольшими группами играющих. Воспитатель
поощряет самостоятельные словесные игры детей.
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ
К ШКОЛЕ ГРУПП
Наблюдая явления природы и общественной жизни, участвуя в жизни семьи и детского сада,
играя и приучаясь к организованным занятиям, дети старшего дошкольного возраста (6—7 лет)
приобретают в меру своих возможностей сравнительно широкий круг знаний, которые должны
составить основу последующего умственного развития и помочь им при обучении в школе.
Детям 6—7 лет свойственны большая любознательность, наблюдательность, пытливость, интерес
ко всему новому, необычному. Самому отгадать загадку, высказать суждение, придумать рассказ
или его конец, начало, обобщить предметы по определенным признакам — вот далеко не полный
перечень интересных умственных задач, решаемых детьми этого возраста.
Решать головоломки, соблюдать определенные правила игры детям этого возраста увлекательнее,
чем играть и выигрывать без выдумки и без усилия. Главным в умственной деятельности
становится стремление узнать новое. Большее, чем раньше, место приобретают мотивы
соревнования. У детей старшего дошкольного возраста появляются новые мотивы
умственной деятельности, интенсивно развивается словесно-
логическое мышление. При проведении словесных игр со
старшими детьми меняется и роль воспитателя: он больше
советует, помогает, поощряет находчивых, больше уделяет
внимания индивидуальной работе с детьми застенчивыми,
медлительными, менее сообразительными. Детям
представляется большая самостоятельность не только в выборе
самой игры, но и в творческом решении её задач.
(по материалам Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду.
Пособие для воспитателя дет. сада. Изд. 2-е, испр. и доп. М.,
«Просвещение», 1977.
Учитель-логопед
Тонеева О.В.