ЗНАЧЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФАРМАЦЕВТ» | Алейникова Елена Ивановна. Работа №207056
Автор: Алейникова Елена Ивановна
В процессе получения профессионального фармацевтического образования большое значение имеет поиск путей совершенствования подготовки конкурентоспособных специалистов. Современное общество предъявляет достаточно сложные требования к личности будущего фармацевта, как специалиста: высокий образовательный уровень, профессиональная мобильность, гибкое мышление, умение вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности.
ЗНАЧЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФАРМАЦЕВТ»
Алейникова Елена Ивановна
Преподаватель профессионального модуля
специальности 33.02.01 Фармация
ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»
В процессе получения профессионального фармацевтического образования большое значение имеет поиск путей совершенствования подготовки конкурентоспособных специалистов. Современное общество предъявляет достаточно сложные требования к личности будущего фармацевта, как специалиста: высокий образовательный уровень, профессиональная мобильность, гибкое мышление, умение вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности.
Проведённые исследования в сфере труда и занятости показали, что рынок труда на фармацевтическом рынке в современных условиях требует от претендента на вакансию фармацевта наличия целого комплекса навыков и знаний, причём не обязательно узкопрофильных и специальных, умений, качеств, таких как:
1) готовность к повышению профессиональной квалификации и непрерывному самообразованию;
2) обладание навыками делового общения;
3) способность принимать ответственные решения в нестандартных ситуациях;
4) способность к критическому мышлению, самоуправление деятельностью;
5) способность к работе с информацией, т.е. её поиск, обработка, хранение;
6) готовность к эффективному поведению в конкурентной среде в условиях.
Одной из ключевых профессиональных компетенций конкурентоспособного фармацевтического специалиста на сегодняшний день является наличие стремления к самостоятельности в образовательной и научной деятельностях. Однако сущность воспитания самостоятельности студентов к образовательной деятельности раскрыта недостаточно, нет единого подхода в понимании структуры этого процесса.
Самостоятельная деятельность – это деятельность, субъект которой в процессе целеполагания предвидит результат своей деятельности и соотносит с ним необходимые средства деятельности в условиях мотива и цели деятельности. Процесс воспитания самостоятельности у студентов – процесс целенаправленного, закономерного анализа результатов деятельности, что обеспечивает наличие совокупности навыков и умений к самоорганизации деятельности.
Самой благоприятной областью деятельности для формирования профессиональных навыков является научно-исследовательская деятельность студентов. Это обусловлено логикой проведения научного исследования: выявление противоречий, формулирование проблемы, построение гипотез, её проверка, анализ полученных результатов. Научное исследование – одна из возможностей приобретения новых научных знаний. Исследование рассматривается как субъективный процесс получения новых научных знаний либо одним исследователем, либо группой исследователей.
За время обучения в СПО по специальности «фармацевт» студенты не раз выполняют исследовательские работы в виде курсовых работ и выпускной квалификационной работы. В процессе исследовательской работы, познавательная активность субъекта, направленная на объект, не модифицирует его, не разрушает, не конструирует, а отражается им и возвращается в виде знания об это объекте. Таким образом, исследовательская деятельность отражается как форма познавательной активности субъекта, конечным результатом которой является усвоение новых знаний.
Существует ряд функций, которые выполняет научно-исследовательской деятельность в образовательных учреждениях:
1) обучающая - направлена на запоминание, умение использовать и воспроизводить изучаемый материал в конкретных условиях и в новых ситуация.
2) организационная – направлена на формирование системы способов и методов, необходимых для самореализации в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, т.е. на проявление инициативы, формирование умения представлять план предстоящих действий, умение входить в активную умственную работу, предусматривающее осознание материала и готовности к самостоятельной исследовательской деятельности. 3) мотивирующая – направлена на побуждение интереса студента к продолжению своей образовательной деятельности, а также на позитивное отношение к научно-исследовательской деятельности и формированием внутреннего мотива к исследовательскому проектированию, поощрением инициативы и нестандартных подходов в деятельности студентов, организацией индивидуальной ситуации успеха.
4) рефлексивная – направлена на достижение результата в научноисследовательской деятельности, т.е. на развитие личностного потенциала и ряда способностей студента: самооценка, самоанализ и самоконтроль.
5) активизирующая – направлена на развитие самоактуализации, которая обусловлена наличием эмоционально окрашенного отношения к деятельности, а также на реализацию жизненных планов в процессе самостоятельной исследовательской деятельности;
6) мобильности – направлена на формирование профессиональной и академической мобильности, т.е. воспитание некоторых личностных характеристик: социальная активность личности; высокая адаптивность к различным общественным ситуациям; креативность и настроенность на творческое отношение к любому делу.
Таким образом, научно-исследовательская деятельность, обладая функционально-педагогическим потенциалом, является средством воспитания самостоятельности студентов к образовательной деятельности, которая является одной из ведущих характеристик современного фармспециалиста и, несомненно, повышает уровень профессионализма молодого специалиста.