Значение сказки в воспитании и развитии дошкольников ☼
Автор: Горбунова Вера Викторовна
Работая в детском саду воспитателем, я обратила внимание на один очень важный момент: количество детей, имеющих те или иные речевые проблемы ,с каждым годом увеличивается. Наблюдая за этими детьми, я отметила также наличие у них и поведенческих проблем разного характера (агрессивность, драчливость, неумение идти на контакт и др.).
В ходе многочисленных бесед меня насторожило одно обстоятельство: во всех таких разных и непохожих друг на друга семьях присутствовало одно сходство – современные родители перестали уделять должное внимание чтению книг, в частности сказок. Конечно, о полном отсутствии книгочтения речь не идет, родители иногда читают детям, не задумываясь, что именно несет в себе та или иная печатная продукция. Как правило, это различные детские журналы-комиксы, которые так популярны в наше время. Чтение таких изданий с упрощенным диснеевским стилем пересказа, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращают сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия произведения. Но есть и другая категория родителей, которая вовсе не утруждают себя этим занятием, считая, что развитием ребенка должны заниматься воспитатели в детском саду.
В наше время взрослые настолько поглощены повседневными рутинными заботами, что времени на своего собственного ребенка катастрофически не хватает. И, как ни печально это признавать, главная роль в воспитании и развитии ребенка отводится «механическим помощникам» - телевизору и компьютеру.
Конечно, согласитесь, очень удобно заняться собственными делами, посадив детку перед экраном. А что никто не мешает, не крутится под ногами. Не будем лукавить, иногда «чудо техники» служит нам палочкой-выручалочкой, но перекладывать полностью свои родительские функции на «электронный мозг» совершенно неприемлемо.
Длительное просиживание перед экраном телевизора или компьютера развивает в ребенке апатию и жестокость, тормозит психическое и физическое развитие дошкольника. А ведь именно в период дошкольного детства закладывается фундамент здоровья, складываются привычки и черты характера. Спустя несколько лет, родители таких детей начинают пожинать горькие плоды, жалуясь на то, что ребенок агрессивный, раздражительный, грубый, у него отсутствует мотивация к обучению, ведущая к большим проблемам в школе. Вот тут-то и начинаются бесконечные походы к психологам, с просьбой решить возникшие проблемы.
Но всем давно известно, что лучшее лекарство – это профилактика. Болезнь (проблему) легче предотвратить, нежели тратить драгоценное время и деньги на поиски путей ее разрешения. В запущенных случаях даже психологи разводят руками, не в силах помочь.
Что можно посоветовать родителям, желающим избежать такой участи ,стремящимся вырастить полноценную, гармоничную личность? Способов множество, все они широко применяются и успешно используются в повседневной педагогической практике. Но без активного участия родителей они малоэффективны. Один из самых легких и доступных способов я рекомендую всем, без исключения, родителям. Универсальнее способа человечество еще не придумало. Так что же это за чудодейственное средство? Ответ прост - это сказки!
Давайте разбираться, чем же сказка поможет в решении наших задач. Среди дошкольников часто встречаются дети с проблемами в речевом развитии.
Культура речи является важнейшим и неотъемлемым условием воспитания общей и внутренней культуры человека. Становление речи происходит именно в период дошкольного детства.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский указывал на необходимость приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи. Он говорил, что « Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни…».
Одним из наиболее эффективных путей развития речи дошкольников, исследователи признают использование разных жанров литературы, устного народного творчества, в особенности - русской народной сказки.
Сказка – это кладезь народной мудрости, она воспитывает детей интеллектуально и нравственно, а также оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на ее основе у детей развивается мышление и воображение. В процессе чтения сказки перед ребенком раскрывается все великолепие и богатство русского языка. Дети приучаются замечать красоту родного языка, постепенно осваивая его, обогащают свою речь образными выражениями и литературными оборотами. Читая сказку, мы учим детей замечать художественную форму, выражающую содержание. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова.
Сказка помогает расширить словарный запас малыша, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь дошкольника становится более эмоциональной, образной, выразительной. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.
Хочется отметить важный момент, и родителям не стоит забывать о том, что сказка должна соответствовать возрасту. Правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает уверенность ребенка в своих силах.
Благодаря сказкам, прививаются жизненные ценности, формируется характер и привычки малыша, приобретаются хорошие навыки. Так же сказки способствуют психологическому развитию ребенка и его становлению полноценной личности.
Влияние сказок на гармоничное эмоциональное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному , что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.
В заключение, хочется отметить еще один немаловажный момент. На мой взгляд, он не менее ценен, чем все вышеперечисленные достоинства, открывающиеся в процессе чтения книг. Время, которое родители проводят с ребенком, сближает их и в дальнейшем поможет открыто общаться между собой, делясь самыми сокровенными чувствами и мыслями.