«ЗНАКОМСТВО С ДЖАЗОМ. ЭТЮД №2 МИЛАН ДВОРЖАК» | Гурьянова Дарья Андреевна. Работа №272408
Автор: Гурьянова Дарья Андреевна
В статье рассматриваются вопросы из истории возникновения джаза. Затрагивается творчество М.Дворжака.
«ЗНАКОМСТВО С ДЖАЗОМ. ЭТЮД №2 МИЛАН ДВОРЖАК»
Гурьянова Дарья Андреевна, студентка II курса БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» г. Нижневартовск
Научный руководитель: преподаватель кафедры Музыкальное образование М.В. Ахметова
Аннотация: современному музыканту, как начинающему, так и профессионалу, необходимо владеть разнообразными направлениями музыки. Большую роль играют не только классические жанры музыки, но и современные направления, которые способствует развитию эмоционально-ценностного восприятия, музыкально-творческому развитию личности, укреплению и повышению навыков, ведь джаз имеет свои тонкости.
Ключевые слова: джаз, джазовый этюд, истоки, стиль, Милан Дворжак.
Познакомившись с джазовым произведением Этюд до мажор М.Дворжака я решила углубиться в мир джаза, понять его историю и суть:
Джаз как явление возник в 1910-х годах на юге США и быстро распространился во всех развитых странах. На родине оригинальный стиль обогащался, в частности, различными региональными музыкальными особенностями. В XX веке направление постоянно преображалось, пройдя несколько характерных этапов развития. В течение 1930—1940-х годов термин дестабилизировался свинговым бумом и би-боп-движением. Современное значение появилось в 1950-х годах, когда джаз объединили в музыкальный жанр, с описанием, соединившим разные стили всех временных периодов. Большинству разновидностей жанра свойственен свинг, вокальная экспрессия, импровизация, опора на риффы, использование ладов с блюзовыми нотами.
Пока джаз активно развивался в США, в постреволюционной России 20-х годов он только начал свое робкое движение. Нельзя сказать, что этот музыкальный жанр категорически запрещали, но то, что развитие джаза в России шло не без критики властей. Выражение «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст» (или еще одно менее популярное «От саксофона до финского ножа – один шаг») – ярко отражает отношение к джазу в СССР.
Первый джаз-оркестр в Советской России был создан в Москве в 1922г. поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем Валентином Парнахом и назывался «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха».
В 30-е годы певец Леонид Утесов и музыкант Яков Скоморовский создают первый советский джазовый ансамбль. С западным звучанием он не имел почти ничего общего, и именно это позволило Утесову завоевать любовь публики, не вступая в конфликт с властью.
Среди самых известных и авторитетных джазовых деятелей современной России можно выделить Давида Голощекина (скрипка, фортепиано, флюгельгорн, саксофон, контрабас, вибрафон, ударные), Игоря Бутмана (саксофон) и Алексея Козлова (саксофон, синтезатор).
И в России, и в зарубежных странах, джаз можно было легко узнать, его импровизационные мелодии не трудно уловить, потому что джаз имеет характерные черты:
- полиритмия, основанная на синкопированных ритмах;
- бит - регулярная пульсация;
- свинг - отклонение от бита, комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры;
- импровизационность;
- красочный гармонический и тембровый ряд;
- мелодические акценты, порождающие ощущение волнообразного движения;
- специфическое звукоизвлечение на музыкальных инструментах;
- широкое употребление ударных инструментов.
Все эти черты можно легко охарактеризовать - спонтанность, непредсказуемость, импровизация. В этой заразительной свободе легко и быстро рождались новые стили. К основным и самым ярким источникам джазовой музыки относятся: спиричуэл, регтайм, блюз. Рассмотрим их подробнее.
Спиричуэлс - духовные песни афроамериканцев. Как жанр спиричуэлс оформился в последней трети XIX века в США в качестве модифицированных невольнических песен афроамериканцев американского Юга (в те годы употреблялся термин «джубилиз»).
Блюз - вид афроамериканской светской, в основном вокальной, музыки. Зародился в конце XIX века в афроамериканском сообществе Юго-востока США.
Регтайм - жанр американской музыки, особенно популярный с 1900 по 1918 год. Это танцевальная форма, имеющая размер 2/4 или 4/4, в которой бас звучит на нечётных, а аккорды — на чётных долях такта, что придаёт звучанию типичный «маршевый» ритм; мелодическая линия сильно синкопированная.
Рваные ритмы этих стилей пленили многих композиторов, но мало кому приходила идея включать джаз в учебную программу. Этим и прославились джазовые этюды Милана Дворжака, которые не теряют популярность у учителей.
Практически каждый педагог практик, используя в своей работе репертуар джазового направления, сталкивался с его произведениями.
Милан Дворжак — чешский композитор, известный преимущественно как автор музыки к фильмам и джазовых этюдов. Родился в декабре 1934 года в городе Простеёв, на востоке Чехии. С 1944 по 1952 год посещал местную музыкальную школу имени Леоша Яначека, где обучался игре на фортепиано, и показывал блестящий результат.
Говоря о нем, нельзя не сказать о его фортепианном творчестве, в частности об этюдах, которые пользуются неизменной популярностью у пианистов. Несмотря на то, что в России сборники никогда не издавались, первое издание этюдов было в Чехословакии, затем тем в 80х годах они были выпущены издательством "Музычна Украина" в Киеве, так вот, несмотря на малое количество изданий, они очень востребованны в фортепианной музыкальной педагогике. Педагог и прекрасный композитор сочетает легкость ритмики и темпа с характерной энергичностью исполнения в джазовой манере. Элегантность и практичность пьес Дворжака составляют основу для начинающих в джазовой грамоте. Джазовые этюды - жанр популярный и настолько же необходимый для обучения основам джаза, насколько без инструктивных этюдов невозможно представить обучение инструменталиста в области классической музыки. И его Этюд №2 яркое представление.
Предлагаемый этюд постепенно вводит юных пианистов в мир джазовой ритмики, мелодики и гармонии. Написан в стиле «буги-вуги» – фортепианный стиль, отличительной особенностью которого, являются характерные покачивания в левой руке на басах главных трезвучий, чередуя то квинту, то сексту, чередуя тонику и доминанту, доминанту и субдоминанту. Характерен подвижный темп, остинатное звучание аккомпанемента. К особенностям этюда, можно отнести обилие синкоп, пунктирного ритма, акцентов на слабую долю. Этот этюд не стоит играть примитивно, простым текстом, здесь можно позволить с большей свободой обыграть все неровности. И мелодия, и аккомпанемент предполагают хорошую артикуляцию, чуткое ощущение клавиатуры. Фактура произведения разнообразна от гаммообразных хроматических пассажей до аккордов.
Этюд №2 написан в тональности до мажор состоит из 3 частей и коды.
Главным требованием в этом этюде является сохранение быстрого темпа исполнения (Presto). Обратить внимание нужно на 9-10 такт, где левая рука не должна играть раньше исполнения предыдущей синкопы в правой руке. Во второй части отчетливо слышна "перекличка" и "эхо" между партиями правой и левой руки.
Несмотря на все трудности в исполнении этюд удобен в разучивании, легко запоминается, при возникновении каких-либо сложностей, следует исполнить по фразам, мотивам, в разных ритмических рисунках для лучшего усвоения.
Можно долго спорить, являются ли фортепианные этюды Дворжака элементом познания начинающих или же они будут полезны и настоящим виртуозам, но мы придерживаемся того факта, что пьесы развивают как и технику исполнителя, так и являются интересными для совершенствования техники профессионалов, причем, в особенности это касается расширения ценного репертуара музыканта. Джазовые этюды всегда вдохновляют как начинающих джазистов, так и мастеров этого ремесла на создание шедевров мирового уровня.