Знакомство с творчеством Льва Николаевича Толстого

Автор: Миспахова Людмила Камиловна

 Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе

 

Тема: «Знакомство с творчеством Льва  Николаевича Толстого»

Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством великого русского поэта Л. Н. Толстого.

Задачи: прививать  любовь к чтению русской литературы на примере  произведений Л.Н.Толстого;  развивать интерес к жизни  писателя.
Вызывать удивление, восхищение произведениями Толстого.
Продолжить воспитывать доброе отношение ко всему живому.
 Развивать речевую активность, диалогическую речь, умение выражать свои мысли; воспитывать нравственные качества личности.

Используемые методы: словесные, наглядные.

Предварительная работа:  рассматривание иллюстраций, открыток буклетов о Ясной Поляне, знакомство с произведениями Л.Н.Толстого, просмотр мультфильмов по произведениям Л.Н.Толстого, театрализованная деятельность по произведениям Л.Н.Толстого.  

Предварительная работа:

чтение детям произведений Л.Н. Толстого “Умная галка”, “Косточка”, “Лев и собачка”, “Два товарища” и др.; рассматривание открыток о его жизни, о “Ясной Поляне”, разучивание рус. нар. игры “Редька”, пословиц и поговорок о дружбе и Родине.

 

 Словарная работа: активизировать в речи детей слова : “усадьба”, “музей-усадьба”, флигель, университет, розги,  крестьянские дети, граф, фортепиано, гимназия, юридические науки, дьячок, горница,  божий закон.

Материалы к НОД:

портрет Л.Н.Толстого, иллюстрации к рассказам для детей Л.Н.Толстого,
выставка книг для детей Л.Н.Толстого, репродукции и фотографии из серии “Ясная Поляна”; шапочка-маска медведя для  инсценировки, ноутбук, экран. 

Ход НОД.

Воспитатель:  Показывает портрет Л.Н.Толстого. А как вы думаете, кто изображен на этом портрете? Правильно, это – портрет Льва Николаевича Толстого. Кто он? (ответы детей). Как вы думаете, для кого он писал свои произведения? (ответы детей). Вспомните, пожалуйста, какие рассказы Толстого мы с вами читали? (ответы детей). А как вы думаете, где родился Лев Николаевич?.. Правильно, в Ясной Поляне, в Тульской области. А мы с вами в какой области живем? (ответы детей). Можно сказать, что Лев Николаевич наш с вами земляк? (ответы детей). Правильно, Лев Толстой – наш земляк и сегодня мы с вами поговорим о жизни и творчестве великого русского писателя Л.Н. Толстого.(Рассматривание открыток “Ясная Поляна”)

Воспитатель: Недалеко от Тулы, в усадьбе “Ясная Поляна” родился и долгие годы жил великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Здесь прошли его детство и юность, здесь им было написано много замечательных произведений, ставших всемирно известными. Именно с этого маленького уголка России и началась любовь Льва Толстого к своей Родине, такой большой и необъятной. “Без Ясной Поляны,- писал Толстой – я трудно могу представить Россию и свое отношение к ней”. В ее окрестностях  есть красивые леса и луга, речки и пруды, где, гуляя, писатель придумывал продолжения своих произведений, размышляя над судьбами героев. Красоту природы Ясной Поляны Лев Толстой часто описывал в своих произведениях. 

В 1844 году он поступил в Казанский университет. Занятия по программе и учебникам тяготили его и проучивший 3 года, он решает покинуть заведение. Лев Толстой уехал из Казани, на Кавказ, где его старший брат Николай Николаевич Толстой служил в действующей армии в чине офицера-артиллериста.


Молодому Льву Толстому хотелось проверить себя, храбрый ли он человек, и увидеть своими глазами, что такое война. Он поступил в армию, сначала был юнкером, потом сдав экзамены, получил младший офицерский чин. 
Лев Николаевич Толстой был участником обороны города Севастополя. Награжден орденом святой Анны с надписью "За храбрость" и медалями "За защиту Севастополя. Русские люди издавна славили смелость, храбрость и отвагу. Послушайте, какие поговорки слагались на Руси: Где смелость, там и победа. Не теряй отвагу, назад ни шагу. Солдатское дело - воевать храбро и умело. Кто в бою не бывал, тот и храбрости не испытал. Сейчас мы проверим, какие наши мальчики смелые и храбрые. 

Проводится игра: Перетягивание каната.

Литературная игра “Назови ,из какого рассказа  отрывок”

 1. «Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую отцовскую и пошел в школу.

(Филипок).

2.«Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котенка, серого с белыми лапками, и принесли в дом.

(Котёнок).

3.«Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».

(Косточка).

4. Старшая девочка кричала: «Брось грибы!», а маленькая девочка думала, что ей велят собрать грибы, и ползала по дороге».

(Девочка и грибы).

Воспитатель: Много произведений вы вспомнили. А чему учит Лев Николаевич в них? (ответы детей). Правильно, книги Толстого учат нас быть честными, отзывчивыми на чужую боль и беду, не бросать друга в беде, стараться из любой трудной ситуации найти выход.

Эти книги Лев Толстой написал не только для своих детей, но и для учеников школы, которую он открыл в своей усадьбе для простых крестьянских детей. Это была первая в России бесплатная школа и первым учителем в ней был сам писатель. Для обучения в ней Лев Николаевич придумал и азбуку, по которой его ученики обучались грамоте и письму. Как вы думаете, почему Толстой стал учить простых крестьянских детей, да еще и бесплатно? (ответы детей). Потому что он был добрым и умным человеком и очень любил детей. Ребята тоже любили Льва Николаевича и с удовольствием изучали трудные науки. В школе дети не только изучали грамоту, но и учились дружить, уважать друг друга. А еще они любили играть на переменах в простые игры. Давайте и мы с вами поиграем в одну из народных игр. А называется она ...“Редька”... 

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, вот на эти книги (“Севастопольские рассказы”, “Кавказский пленник”, “Казаки”), как вы думаете, о чем они? (ответы детей) Эти книги о войне, о боевых действиях и защитниках своей Родины. А вы знаете, что в юности Лев Николаевич был военным и служил на Кавказе? Там он участвовал в различных боевых действиях. Свои впечатления, а также подвиги героев (своих товарищей) он отразил в этих книгах. Как вы думаете, чему учат нас они?  (ответы детей). Правильно, они учат нас не бросать друга в беде, любить свою Родину, стойко и храбро защищать ее.

Давайте, вспомним, какие вы знаете пословицы и поговорки о Родине и дружбе?

·         Нет ничего краше – чем Родина наша;

·          Если дружба велика, будет Родина крепка.

·         Кто служит Родине верно, тот долг исполняет примерно.

·         Родина – мать, умей за нее постоять;

·         Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет.

·         Нет друга – ищи, а нашел – береги;

·         Берись дружно – не будет трудно;

·         Родина любимая — мать родимая.

·         Все за одного - один за всех;

·         Сам погибай, а товарища выручай.

Воспитатель: В семье Толстого любили театр и часто в семейном кругу сами

устраивали различные спектакли.

 Давайте и мы с вами разыграем рассказ “Два товарища”.

(проводится инсценировка рассказа). 

 

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Много нового и интересного узнали мы на нем о жизни и творчестве великого русского писателя, нашего земляка – Льва Николаевича Толстого, которого помнят и не забывают до сих пор

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x