Статья Звукоизвлечение классе скрипки. Автор: Короткова Алла Петровна

Автор: Короткова Алла Петровна
Красивый, певучий, осмысленный звук - главное качество музыканта-исполнителя скрипача


Автор: Короткова Алла Петровна


Содержание

1.Введение
2.Основная часть:
2.1.Принципы формирования качественного звукоизвлечения на скрипке
2.2.Музыкальная педагогика как искусство
2.3.Школа педагога 
2.4.Работа над штрихами 
2.4.1.Легато 
2.4.2.Деташе 
2.5.Понятие художественного образа в музыке 
3.Заключение
4.Список литературы
5.Об автора

 1.Введение

 

«Пойте на скрипке. Это единственное средство сделать

вашу игру выразительной»

Л. Ауэр

 

Одним из самых привлекательных качеств скрипки, сделавших её “царицей инструментов” является её способность соперничать с человеческим голосом в красоте, певучести и выразительности звучания. Именно к формированию данных звуковых качеств, и их усилению стремились выдающиеся скрипачи – Амати, Гварнери, Страдивари. Их инструменты отличались узнаваемостью звучания. Б. Асафьев писал: “Когда говорят про скрипача: у него скрипка поёт, – вот высшая ему похвала”.

Красивый, певучий, осмысленный звук - главное качество музыканта-исполнителя. Кроме того, красивый звук - это и разнообразная динамическая палитра исполнителя, тонкость фразировки и акцентировки, это и свой, подчас оригинальный, взгляд на данное произведение. Это и умение музыканта находить такие звуковые краски, которые способны передать стиль эпохи, характер исполняемого произведения.

Еще при жизни слагались легенды об искусстве великого итальянского скрипача и композитора Никколо Паганини. Его мастерство настолько поражало слушателей, что современники Паганини считали его музыку «дьявольской». Он виртуозно владел новыми техническими приемами и штрихами. Наши современники - Д. Ойстрах, Л. Коган, В. Спиваков - обладают своим неповторимым звуком, отражающим их личность, у каждого из этих музыкантов присутствует собственная манера исполнения, свой взгляд, свое видение, своя концепция данного произведения.

Вопросы культуры звука скрипача освещены в работах наших известных педагогов - музыкантов. Это труды К.Г. Мостраса, А.И. Ямпольского, Ж. Сигети, Ю.И. Янкелевича. Основоположник русской скрипичной школы Л. Ауэр считал наличие красивого звука делом обучения и сокрушался, что игровым навыкам правой руки и технике смычка уделяется недостаточное внимание. Проблема качественного звукоизвлечения на скрипке сохраняет свою актуальность и в настоящее время. Наряду с такими критериями оценки исполнителей, как артистизм, свобода самовыражения, понимание стилевых особенностей данного композитора, владение разнообразными приемами игры, пластика игровых движений, всё же, самое главное требование - качество звукоизвлечения и высокий художественный и технический уровень исполнения.

 

2.1  Принципы формирования качественного звукоизвлечения на скрипке

Проблема формирования основных приемов звукоизвлечения

История скрипичной педагогики сохранила немало высказываний крупнейших музыкантов-педагогов, считающих, что в сложном процессе звукоизвлечения и художественного исполнения на скрипке ведущая роль принадлежит слуху. Это высказывания Дж. Тартини и Л. Моцарта, Л. Шпора и Ш. Берио, Л. Ауэра.

А.И. Ямпольский писал: «В основу правильного метода воспитания культуры звучания должно быть положено систематическое развитие внутреннего слуха - ценнейшего качества музыканта». Следовательно, в формировании и развитии звуковых навыков активно участвует музыкальный слух.

Осваивая основные приемы звукоизвлечения, нужно стремиться вносить в процесс обучения скрипача элементы творчества, развивать слуховое восприятие и музыкальное мышление учащихся, именно к этому стремились многие известные музыканты-педагоги.

Современная музыкальная педагогика, исходя из данных психологии и физиологии, считает, что методы обучения исполнительскому мастерству должны быть комплексными - слуходвигательными. Кроме того, метод овладения основами звучания и техники смычка должен быть ориентирован на организацию исполнительских приемов профессионального музыканта.

Не секрет, что существуют различные приемы овладения первоначальными игровыми навыками. Наиболее известный, традиционный метод - метод начальной работы над звукоизвлечением в средней и верхней половине смычка. Существует и другой метод - метод начальной работы над звукоизвлечением в нижней, затем средней части смычка. При этом игровые движения и приемы извлечения звука нужно осваивать комплексно, на сознательном уровне. Использование именно этого метода дает ряд преимуществ:

1) Исключается фиксация плечевого сустава и «жёсткая хватка» смычка благодаря тому, что в основе метода лежит ощущение руки и формирование умения уравновешивать смычок пальцами. Благодаря активным движениям плеча при игре нижней половиной смычка, сохраняется свобода плечевого сустава.

2) Уменьшается опасность мышечного напряжения, так как регулирование давления смычка на струну основывается на облегчении смычка, которое выполняется с помощью незначительного воздействия мизинца на трость.

3) Появляется возможность связывать навык удерживания смычка пальцами и исходный прием извлечения звука.

Работа над звукоизвлечением в нижней части смычка предполагает распределение внимания между слуховыми, мышечно-тактильными и двигательными ощущениями. Начальное обучение звукоизвлечению у колодки - процесс сложный, но он согласуется с тенденцией современной педагогики, считающей, что начальное обучение ребенка должно происходить на высоком уровне трудности.

В то же время начало работы над звукоизвлечением в нижней половине смычка не может гарантировать перспективных результатов. Поэтому методы обучения должны быть подобраны рационально.

Разрешение проблемы формирования основных приемов извлечения звука заключается в использовании следующих принципов:

1) При формировании двигательной смычковой техники - опора на слуховой критерий. Каждое игровое движение осваивается в тесной связи со слуховым восприятием.

2) Необходимо сформировать сознательный навык управления своими мышечными ощущениями. От расслабления - к мышечной энергии - и снова к расслаблению - принцип освоения каждого игрового движения, который должен быть осознан учеником как можно раньше.

3) Постоянная ориентировка в весовых соотношениях при игре различными частями смычка.

4) Овладение приемами звукообразования сначала в коротких отрезках смычка последовательно в нижней, средней и верхней его частях.

Данный принцип обусловлен тем, что извлечение звука целым смычком представляет собой сложный навык, качественное выполнение которого должно быть подготовлено освоением более простых элементов.

5) Освоение с самого начала комплекса основных приемов техники смычка, таких, как: звукоизвлечение при движении вниз и вверх, соединение звуков при смене смычка и при смене струн в различных частях.

Раннее овладение целым набором перспективных игровых приемов позволяет уже на первоначальном этапе обучения достигать плавности, напевности, мелодической слитности и интонационной выразительности.

Последовательное выполнение изложенных в этом разделе принципов ориентирует начинающих скрипачей на преемственность в овладении основами культуры скрипичного звука. Это возможно лишь при одном условии - двигательной свободе начинающего скрипача, его правильном приспособлении к инструменту.

 

2.2 Музыкальная педагогика как искусство.

К.Д. Ушинский называет педагогику (как практическую, педагогическую работу, а не теорию) искусством «самым высоким и необходимым из всех искусств». Общение и занятие с педагогом в классе и вне класса способствуют не только приобретению учащимися знаний, профессиональных  навыков; способствуют гармоничному всестороннему развитию их способностей, но и формированию их отношения к труду, творчеству, восприятию этических норм взаимоотношений между людьми, восприятию способов обучения и воспитания, что, конечно, окажет благотворное влияние на их будущую деятельность.

Педагог должен быть артистом в работе с учеником, должен всегда находиться в творческом поиске наиболее ярких и красочных образов, должен добиваться наиболее простых, разумных способов решения сложных художественных задач; его требовательность, доброжелательность, творческое горение должны зарождать в ученике к музыке, к искусству; укреплять волю к преодолению трудностей, желание овладеть всеми техническими и выразительными средствами исполнения.

И. Лесман писал: «Музыканта нельзя принуждать – его можно увлекать творческим горением и высокими общественными идеалами, любовью к искусству и к педагогической работе, убеждать художественно оправданной трактовкой произведений и разумностью методов развития исполнительского мастерства, привлекать чуткостью подхода к индивидуальным особенностям дарования и склада характера, покорять высокой принципиальностью и подлинной гуманностью». Во всём вышесказанном и состоит смысл понятия «искусство» в применении к науке – музыкальной педагогике.           

 

2.3 «Школа педагога»

Работа музыканта-педагога в классе по специальности охватывает три стороны, тесно связанные друг с другом и общее в воспитании учащихся:

1)     Непосредственное обучение игре на инструменте;

2) Широкое музыкальное образование;

3) Воспитание учащихся.

Эти три стороны единого процесса успешно развиваются, если педагог видит перспективу, цель, задачи и пути их решения. Какие эти пути?

1)     Выявление способностей учащихся,

2)     Изучение учащихся своего класса – их интересы; жизненные условия; успехи по другим предметам и т.д. – на каждом возрастном этапе.

В статье «Артиста надо воспитать» заслуженная артистка Тамара Гусева пишет: «Максимальную пользу ученику приносит тот учитель, который не столько говорит, сколько хорошо играет на данном инструменте. Отсюда понятие  «школа», то есть передача лучших исполнительских традиций от поколения к поколению».

Этот иллюстрационный метод работы педагога с учеником стимулирует художественное мышление учащегося и служит отправным началом в домашней проработке материала самим учеником.

Понятие «школа педагога» многогранно. К примеру, Ю.И. Янкелевич видел основы «школы педагога» в культуре звучания, в совершенных навыках, в красоте звука, а не во внешней форме постановки, стиле и прочее. А. И. Ямпольский, продолжая и развивая традиции школы Леопольда Ауэра, видел основу «школы педагога» в техническом развитии ученика. Основным постулатом в своей практической и методической работе Ямпольский ставил большую работу над техническим материалом. Успеваемость учащихся – процесс, протекающий в основном всегда с известными колебаниями, что связано с такими жизненными проблемами, как болезнь, колеблющаяся активность в работе, разная степень потенциальных возможностей учащихся и разное время их проявления, возникающие учебные проблемы в общеобразовательных классах, разные сроки накопления исполнительских навыков, а значит и разное время для качественного скачка у каждого ребёнка индивидуально.

 2.4 Работа над штрихами

Трудно переоценить значение штрихов в скрипичном исполнительстве, так как правильное применение различных смычковых способов произнесения мелодии в единстве с вибрато и определяют культуру звука скрипача. Штрихи в игре на смычковых инструментах – в целом явление художественного порядка, поскольку их техническая (двигательно-звуковая) форма непосредственно воздействует на музыкальное содержание. Как трудно понять подлинный смысл человеческой речи, произнесённой без артикуляции и оттенков речевой интонации, так и становление мелодической мысли неотделимо от особенностей её произнесения на инструменте. Таким образом выявляется художественная функция штрихов – они предстают как артикуляционное явление интонационного порядка.

Понятие «штрих» имеет несколько значений. Этим термином обозначают и направление движения смычка (вниз или вверх), и способ звуковедения, связанный со специфическим приёмом воздействия смычка на струну (легато, деташе, мартеле и пр.), и способ артикулирования звуков внутри музыкальной фразы. К сожалению, многие педагоги рассматривают различные штрихи смычка со стороны их двигательно-технической специфики, изолируя тем самым проблему штрихов от анализа звукоизвлечения, в результате чего получают чисто механические движения смычка, никоим образом не связанные с образно-художественными задачами исполняемого произведения. Понятие «штрих» применительно к смычковым инструментам, должно рассматриваться как продиктованный образно-интонационным содержанием мелодии характер произнесения музыкальных звуков, достигаемый соответствующими движениями смычка.

Скрипичные штрихи условно можно разделить на две группы: основные и производные.

К основной штриховой группе можно отнести легато, деташе, мартеле, сотие и спиккато.

Первые три из них представляют собой фундамент классической смычковой техники, широко используемой в сочинениях Корелли, Вивальди, Тартини и других скрипачей-композиторов 17-18 веков, а так же (в значительной мере) у Гайдна, Моцарта, Бетховена.  Сотие и спиккато рассматриваются в качестве виртуозного владения смычком, поэтому и объединены они в одном разделе, несмотря на существенные различия по ряду параметров. Остальные скрипичные штрихи правомерно считать производными, поскольку в их звуковых характеристиках и приёмах исполнения так или иначе комбинируются отдельные элементы названных пяти типов. Понятия «основные» и «производные» штрихи используются здесь лишь с методической целью, а не в качестве ещё одного варианта общей классификации смычковых штрихов. Основные скрипичные штрихи активно формируют исходные навыки управления звуком скрипки, приёмы звукоизвлечения и звуковедения, смены направления смычка, переходов с одной струну на другую. Вместе с тем штрихи в известном смысле представляют собой систему: между основными и производными штрихами существуют не только прямые, но и обратные связи. Следовательно, усиление внимания к производным штрихам совершенствует выполнение основных, улучшает звучание скрипки в целом.

 

2.4.1 Легато

 Певучая, мелодическая природа скрипки в наибольшей степени связана со штрихом легато, который, по словам Л.Ауэра, представляет собой «осуществление идеала мягкого, округлённого, непрерывного потока звуков». Поэтому, как считал выдающийся педагог, данный штрих «должен быть развит каждым скрипачом до совершенства, если он хочет, чтобы пение его инструмента не прерывалось, а звук был всегда ровным и плавным». Большим подспорьем в  освоения различных приёмов связывания звуков смычком может послужить сольфеджирование, но достижение звуковысотной чистоты интонации здесь не является главной задачей, главное состоит в том, чтобы добиться правильного осмысления мелодии, её грамотной фразировки, мелодического дыхания.

      Трудно преувеличить значение общей свободы и целесообразности движений при игре на скрипке для становления культуры скрипичного легато. Действительно, в результате даже самой незначительной зажатости какого-либо сустава или излишней напряжённости мышц рук, кисти, плечевого пояса движения смычка становятся угловатыми, ухудшается атака звука, ограничивается слуховое восприятие. Важная роль отводится умению сочетать свободно выполняемый начальный двигательный импульс руки, подобный естественному вздоху, с атакой и последующим ограничением скорости (некоторым торможением) движения смычка. Такое сочетание движений часто применяется в начале лиги и имеет немало общего с певческим дыханием. Приём «дыхания смычка» способствует тому, что при смене направления движения смычка (как и в начале штриха) оптимально сочетаются факторы скорости и давления его на струну. Типичный в этом отношении недостаток – неуправляемую в самом начале в самом начале скорость его движения, особенно при игре вниз от колодки, - следует преодолевать настойчивой работой над воспитанием соответствующего навыка. 

Соединение звуков легато при переходах с одной струны на другую требует использования специального приёма, заключающегося в заблаговременном приближении волоса смычка к последующей струне и некотором увеличении плотности прилегания к ней в момент перехода. Иными словами, речь идёт о хорошей атаке звука на другой струне. Важное значение здесь имеет и подготовка пальца левой руки на этой струне. Притом палец, завершающий игру на оставляемой струне, не поднимается сразу, а остаётся на ней, пока оба звука не соединятся. Этот переход осуществляется в основном кистью, благодаря которой смычок мягко соединяет обе струны. 

Важнейшее условие хорошего легато – умение рационально использовать длину всего смычка, его частей и отрезков – неотделимо от образно-художественного постижения смысла и строения музыкальной фразы.

В основе процесса овладения выразительной фразировкой лежит формирование двух навыков:

умения расчленять мелодию на синтаксические единицы (периоды, предложения, фразы, мотивы) 

умения определять кульминационные моменты (подход к кульминации, саму кульминацию и

посткульминационный

спад).

 

Варианты распределения смычка можно классифицировать на несколько видов:

Равномерное распределение целого смычка – употребляется в тех случаях, когда мелодия носит спокойный, повествовательный характер. Естественно, что всякие ускорения или замедления ведения смычка в подобных случаях могут вызвать разрыв единой линии мелодической

линии

поэтому движение исполняется ровно, без каких-либо динамических изменений.

Неравномерное распределение всей длины смычка употребляется обычно при исполнении музыки взволнованного характера, когда восходящая направленность мелодии к опорным звукам, смысловым акцентам и кульминациям сопровождается обычно значительным крещендо. В этом случае движение смычка, сдержанно-экономное вначале, к концу лишь постепенно ускоряется. 

Третий вид представляет собой такой вариант неравномерного распределения, когда в пределах одной, обычно краткой лиги, происходит спад динамики в момент отхода от кульминационного (или опорного) тона мелодии с филировкой звука (диминуэндо). Активная вначале атака звука и быстрое проведение смычка сменяются постепенным замедлением его инерционного движения. 

Короткое легато (по два звука), где смены смычка не совпадают с переменой пальцев левой руки.

К особым видам скрипичного легато относится и специфическая его  форма –

бариолаж

(в переводе с французского – пёстро раскрашивать),  когда при быстром чередовании смежных струн два или несколько звуков объединяются одним движением смычка, при этом происходит быстрый перевод его с одной струны на другую с помощью кистевого движения, при участии предплечья и свободно «подвешенного плеча».

Как же организовать перспективное формирование и развитие многочисленных приёмов и навыков, составляющих мастерство владения скрипичным легато?

Прежде всего нужно как можно раньше сформировать у ученика представление о том, что исполнить на скрипке музыкальную фразу легато означает не просто сыграть несколько звуков одним движением смычка. Главное состоит в том, чтобы достичь особого характера звучания: слитности, непрерывности, выразительности – качеств, исконно присущих певческому голосу.

Поскольку осмысление характерных черт какого-либо штриха более эффективно происходит путём сравнения с другим штрихом, целесообразно привлекать внимание начинающего скрипача к различию двух способов соединения звуков в мелодии – менее связного, осуществляемого разными движениями (деташе) и более связного, выполняемого одним движением смычка (легато). В представлении ученика младшего возраста это может ассоциироваться с разграничением понятий «говорить» и «петь».

Подобный дидактический приём заметно способствует осознанию характера связной игры. Знакомить ребёнка  с подобным разграничением штрихов можно  уже на стадии, когда осваиваются элементарные приёмы игры. Такой сравнительный метод позволяет ещё на ранней стадии обучения приступать к систематическому изучению штриха легато (сначала по два, затем по четыре звука на  одно движение смычка), используя материал мелодически целесообразных этюдов и пьес. С этого момента начинается детальная работа над умением правильно, в соответствии с поставленной задачей распределять длину целого смычка.  

Этюд А. Комаровского (Избр. этюды вып.1 №9)

 

 можно начать разучивать с ровного разделения частей смычка на количество нот в лиге, но вместе с тем не следует надолго откладывать ознакомление ученика с закономерностями неравномерного распределения смычка в связи с фразировкой. Поэтому и при работе над указанным этюдом оправданно   некоторое замедление смычка в начале второй половины первого такта с последующим ускорением (для возрастания громкости к кульминационному звуку «ми») и, напротив, ускорение-замедление смычка при интонировании нисходящего квинтового тона от пятой ступени к тонике во втором такте (диминуэндо в конце фразы). В то же время можно объяснить ученику, что при исполнении мелодии произнесение звуков легато далеко не всегда ограничено лигой, выписанной в нотном тексте, а нередко простирается на значительно больший отрезок музыки, подчас на несколько тактов. При этом ряд небольших лиг объединяется одной длинной (воображаемой) лигой, обозначающей границы фразировочной волны. 

Строение песенной мелодии «Соловьём залётным» (русская нар. песня в обр. А Комаровского) определяет протяжённость фразировочных лиг. В первом предложении – две фразировочные лиги, каждая из которых объединяет  фразу из двух тактов. Второе предложение объединено одной большой фразировочной лигой, включающей четыре такта.

 

С возможностью мягкого разделения звуков в связной игре (подготовка к декламационному легато и портато) ученик знакомится ещё в том периоде занятий, когда изучается «Сурок» Л. Бетховена.

 

 При исполнении этой пьесы отдельными штрихами обычно нелегко достичь хорошего звучания и верной акцентировки: ребёнок не может правильно сочетать скорость и давление смычка, так как ещё не владеет навыком мгновенной перемены скорости смычка при смене его направления. Поэтому более логичны и художественно оправданны такие штрихи, когда восьмая, слигованная с предшествующей четвертью, мягко отделяется от неё.

Задача озвучивания разнообразных технических эпизодов в различных сочинениях тесно связана с воспитанием беглости пальцев. Возьмём для примера пьесу А. Яньшинова «Прялка».

 

При непрерывной игре на разных струнах и необходимости выделять мелодический голос решение этой задачи связано с несколькими факторами. Во-первых, смычок здесь нужно распределять равномерно, добиваясь чётких и мягких переходов на другую струну. Главная роль в этом принадлежит свободной кисти, взаимодействующей со вспомогательными движениями остальных частей руки. Во-вторых, необходимо как можно естественнее извлекать звук, то есть максимально использовать правой руки и смычка для полнокровного звучания всей мелодической ткани, наконец, требуется чутко корректировать давление смычка при его перемещении от колодки к концу (и в обратном направлении), а так же с одной струны на другую.

На основании вышеизложенного можно суммировать главные требования в работе над штрихом легато это:

Слуховая настройка (установка) на мелодическую слитность, текучесть, напевность звучания.

Фразировка мелодии как музыкальная основа работы над разнообразными техническими приёмами.

Последовательное изучение различных вариантов распределения смычка, основанное на анализе метроритмической структуры и выразительности музыкальной фразы (с учётом взаимодействия трёх основных факторов звукоизвлечения – скорости движения смычка, его давления на струну, игровой точки)

Систематическое совершенствование навыков соединения звуков при перемене направления смычка и его переходах с одной струны на другую.

Целенаправленная координация движений правой руки и смычка с элементами техники левой руки – чёткой артикуляцией пальцев, сменами позиций, вибрато.

2.4.2 Деташе

 Среди других скрипичных штрихов деташе (значит «отделяемый») по своим музыкально-выразительным возможностям в наибольшей мере приближается к легато. Несмотря на иной способ игры – извлечение каждого звука отдельным движением смычка – деташе, как и легато, прежде всего выявляет вокальную, мелодическую природу скрипки. Поэтому важнейшая особенность этого штриха состоит в большей или меньшей слитности, певучести звучания, что в первую очередь связано с плавным соединением звуков при смене направления смычка. Отличается деташе от легато более отчётливым началом каждого звука, благодаря чему появляется возможность варьировать характер их соединения. Исходя из артикуляционных особенностей можно выделить три разновидности деташе:

 

певучее, слитное

декламационное (часто называемое «

баховским

»)

маркированное

 

Слитное деташе, отличающееся кантабильностью, требует соответствующей слуховой настройки. Ученик должен прежде всего ясно представлять и активно воспринимать напевность звукового потока, нужна постоянная забота о выравнивании силы звучания, осуществляемом противоположными движениями смычка (вниз и вверх).

Работа над деташе в начальном периоде обучения должна быть самым тесным образом связана с правильным формированием элементарных двигательных навыков и основных приёмов звукоизвлечения. В первую очередь над штрихом следует работать в верхней и нижней частях смычка (как в подвижных, так и в медленных темпах), где легче достичь полноценного и разнообразного звучания. Что же касается средней части, то деташе в этой части смычка, особенно при игре в быстрых темпах, несколько ограничено в своих выразительных возможностях. Хотя деташе  в принципе может быть исполнено любой частью смычка, наиболее целесообразно использование верхней его части. Именно здесь особенно ярко выявляется певучая природа и вместе с тем его живой, устремлённый характер. 

Декламационное деташе отличается  иной артикуляцией смежных звуков – скорее разделительным, нон-легатным соединением. Эта разновидность штриха применяется в умеренных темпах, когда характер музыки требует более чёткого произнесения каждого звука фразы. Подобное речевое артикулирование звуков свойственно исполнению скрипичных сочинений И.-С. Баха.

Способ исполнения декламационного  деташе имеет две особенности. Первая состоит в том, что в момент смены направления смычка давление на струну несколько ослабляется. Другой особенностью является то, что ведущее движение здесь осуществляется не предплечьем, а плечом.

Маркированное деташе чаще всего применяется при исполнении музыки, энергичной по характеру, требующего особого подчёркивания, как бы утяжеления каждого звука. Маркированное деташе, как правило, употребляется в мелодических построениях, изложенных четвертями или восьмыми, реже – половинными нотами. (А. Вивальди «Концерт a-moll, ч.1)

 

Штрих этот характеризуется акцентировано-активной атакой, насыщенностью основной части звука и некоторым ослаблением к концу. При этом реально воспринимаемая пауза между звуками отсутствует. Важнейшую роль в освоении деташе (как и других основных штрихов) на начальном этапе обучения должно сыграть целенаправленное изучение этюдного материала. Следует особо тщательно изучать те этюды, которые наиболее  полезны для освоения разбираемого штриха, к их числу относится этюд Ф. Вольфарта (Избр. этюды вып.1 №33)

 

На основе мелодического строения данного этюда, где восьмые попеременно исполняются в различных частях смычка – верхней и нижней, - отрабатывается навык выравнивания звучания при помощи регулирования весового давления на струну. Четверти следует играть более быстрым проведением смычка, восьмые – ограниченной скоростью, так как здесь возникают различные ситуации: необходимость искусственного увеличения тяжести смычка в верхней части или облегчения  у колодки. Чередуется и направление смычка относительно сильной доли, которые играются «прямым» или «обратным» (сильная доля вниз или вверх) штрихом.

На начальной стадии обучения ребёнка вполне оправдана увеличенная вдвое запись нотного текста в «Избранных этюдах», что способствует созданию у ребёнка правильных темпо-ритмических и двигательных представлений. Однако в дальнейшем для развития хорошего звучания и технических навыков ученика необходимо использовать текст оригинала, что потребует исполнения верхней половиной смычка с использованием его коротких отрезков. 

Изучая данный этюд, нужно обращать внимание на его мелодическую выразительность, следует как можно раньше  разъяснить ученику, что напевный характер мелодики этюда требует применения слитного деташе.

Подобный певучий характер имеет и другой этюд, представляющий определённую веху на пути овладения штрихом деташе — Ф. Мазас «Этюд № 5»

 

Его можно изучать, используя различные виды штриха деташе, а так же различных его комбинаций с легато. Характер мелодии этого этюда позволяет использовать его для освоения декламационного деташе. Применять этот штрих в музыкальной школе приходится довольно рано, например, при изучении «Гавота» И.С.Баха.

 

В старших классах владение этим штрихом необходимо для художественно полноценного исполнения многих произведений, в частности первой части концерта И.-С. Баха.

 

Маркированное деташе обычно изучают на материале этюда  № 2  Ф. Мазаса.

Данный этюд содержит фрагменты, исполняемые иными видами деташе, а так же другими штрихами. Немалое место в нём занимают мартеле, пунктирные штрихи и т.д. Всё это делает этюд №2 своего рода «мини-энциклопедией» штриховой техники начинающего скрипача.

В учебном репертуаре младших классов школы имеются сочинения, требующие использования маркированного штриха. Например – «Концертино» А. Яньшинова, исполнение темы которого слитным звучанием потеряло бы свою художественную содержательность. 

 

Поэтому знакомить ученика с приёмом «маркирования» звука нужно довольно рано, задолго до систематического изучения этюдов Ф. Мазаса. Итак, раннее освоение всех трёх видов деташе – слитного, декламационного и маркированного – создаёт прочный фундамент  для дальнейшей разносторонней работы над данным штрихом и гибкого его применения в процессе исполнения музыки самого различного характера.

  

2.5 Понятие художественного образа в музыке

 Художественный образа – форма отражения действительности путём создания эстетических воздействующих объектов. Иными словами, это субъективное воссоздание мира, окружающего художника: картин природы, портретных зарисовок, событий и т.п. Это единство мыслей и чувства, рационального и эмоционального. Эмоциональность – исторически раннее и эстетически важнейшая первооснова художественного образа.

В современном музыкознании образом считают и музыкальную тему (по аналогии с первой характеристикой героя драмы) и тему вместе с её   и всеми метаморфозами (по аналогии со всей судьбой героя в драме) и единства нескольких тем – произведения в целом. Если исходить из гносеологического понимания образа, то очевидно, что музыкальным образом можно назвать как всё произведение, так и любую значащую его часть, независимо от её размеров. Образ есть там, где есть содержание. Границы музыкального образа можно установить лишь в том случае, если имеется ввиду не отражение действительности вообще, а конкретного явления, будь то предмет, человек, ситуация или отдельное психическое состояние. Тогда в качестве самостоятельного образа мы воспримем музыкальное «построение», объединённое каким-либо настроением, одним характером. Где нет содержания, образа, там нет и искусства.

В музыкальной педагогике проблема трактовки художественного образа стоит очень актуально. Возникает ряд задач, направленных на решение этой проблемы. Это воспитание в детях творческого начала, развитие интеллекта, кругозора учеников. Цель педагога в этом направлении – воспитать способность воспринимать музыкальный образ в его конкретном звуковом воплощении, прослеживать его развитие, прислушиваться к соответственным изменениям средств выражения. Существуют способы, способствующие восприятию музыки.

1. Способ вслушивания. Этот способ лежит в основе всей музыкально-слуховой культуры и является обязательным условием развития простейших слуховых навыков, восприятия музыкальных образов и формирования музыкального слуха.  Дети постепенно овладевают произвольным слуховым вниманием, избирательно направляя его на те или иные музыкальные явления в связи с новыми ситуациями и задачами.

2. Способ дифференциации музыкальных явления путём сопоставления их конкретных и сходных отношений. В основе музыки как временного искусства лежит принцип контраста и тождества. Дети способны к сопоставлению простейших отдельных свойств звука (громче – тише, выше – ниже и т.д.), контрастных музыкальных образов, различных музыкальных построений.

3. Способы ориентировки музыки как в идейно-эмоциональном явлении.

Музыка всегда должна волновать, радовать ребёнка, вызывать ответные переживания, рождать раздумья. Постепенно возникают сравнения музыкальных произведений, появляются наиболее любимые из них, создаётся избирательное отношение, появляются первые оценки – зарождаются первые проявления музыкального вкуса. Это обогащает личность ребёнка, служит средством его всестороннего развития.

4. Способы творческого отношения к музыкальным явлениям.

Благодаря овладению этими способами у детей появляется творческое воображение в  процессе восприятия музыкальных образов, появляются зачатки простейших форм музыкального творчества.

Развитие эстетического восприятия музыки требует определённой системы и последовательности. Применительно к детям младшего школьного возраста возможно путём подбора произведений вызвать у детей и различные эмоции. Кроме того, им прививаются навыки, закладывающие первые основы слушательской культуры: умение выслушать до конца произведение, следить за его расположением, запоминать и узнавать его, различать его основную идею и характер, наиболее яркие средства музыкальной выразительности. Важно также, чтобы молодой музыкант как можно больше  получал ярких художественных впечатлений. Надо слушать хорошие произведения в возможно лучшем исполнении.

Большое значение для  понимания  учеником художественного образа произведения играет знание стиля. Термин «стиль музыкальный» определяет систему средств музыкальной выразительности, которая служит для воплощения определённого идейно-образного содержания. Общность стилевых признаков в музыкальных произведениях опирается на социально-исторические условия мировоззрения и ощущения композиторов, их творческий метод, на общие закономерности музыкально-исторического процесса.

Большое значение имеет и то, насколько эмоционально художественный образ воспринят и передан. Подготовка «душевного аппарата» к исполнительскому творчеству в конечном счёте имеет ввиду воспитание способности «воспламеняться», «хотеть», «увлекаться» и «желать», другими словами – эмоционального отклика на искусство и страстной потребности волновать и передавать другим исполнительские замыслы. Способность «увлекаться – хотеть» воспитуема. Если в душе ученика тлеет огонёк отзывчивости на музыку, огонёк этот можно раздуть. Педагогическое воздействие может усилить эмоциональный отклик на музыку, обогатить палитру его чувств, поднять температуру его «творческого нагрева».  Этот эмоциональный комплекс можно «выманить», развивая и воспитывая ряд способностей. К ним в первую очередь надо отнести творческое воображение. Очень важно понимать то, что ребёнок, обладающий способностью фантазировать, неординарно мыслить, будет значительно интереснее для слушателей, будет разнообразней передавать музыку. Воображение активируется именно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Этот период сенситивный для формирования фантазии. Дети с увлечением будут заниматься творчеством в том случае, если педагог будет постоянно уделять внимание развитию функции воображения учащихся, т.к. психологической основой творческой деятельности является именно воображение. Развитие воображения идёт по линии всё большего и большего соотнесения создаваемых образов с практикой. В подростковом возрасте творческое воображение нередко выступает во взрослой форме вдохновения. Подростки испытывают наслаждение от творческого созидания. В этом возрасте воображение опирается на специальные знания и на освоение технических приёмов действия в той или иной области творческой деятельности. Необходимо учитывать возрастные изменения при организации учебной деятельности юных музыкантов.

Заключение

 Поскольку мы не вправе предрешать музыкальное  будущее ребёнка, первое время надо вести всех одним путём: учить слушать и воспринимать музыку как со стороны, так и в собственном исполнении (слушать себя), развивать эстетический вкус, прививать любовное отношение к звучанию скрипки, элементарному владению звуком и ритмом; и, наконец, как итог всего сказанного, добиваться выразительного и образного исполнения детских пьес. При таком подходе к обучению музыка доставляет детям не только радость, но и сливается с их собственными переживаниями, пробуждает фантазию. Отсюда увлечение занятиями, а увлечение, насколько нам известно, - залог успеха в  любом деле.

Список литературы:

Гуревич Л. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации. Л., «Музыка», 1988.

Мищенко Г. Методика обучения игре на скрипке. С.-Пб

.,

2009.

Степанов Б. Основные принципы практического применения смычковых штрихов. М., «Музыка, 1984.

Турчанинова Г.О. О первоначальном этапе развития виртуозной техники юного скрипача//Вопросы музыкальной педагогики. Вып.2. М., 1980.

К.

Мострас

. «Система домашних занятий скрипача». М. 1956

Л. Ауэр.  «Моя школа игры на скрипке». М. 1965.

 Ямпольский А.И. К вопросу о воспитании культуры звука у скрипачей. - М., 1968.

 Янкелевич Ю.И. Педагогическое наследие. - М.: Постскриптум, 1993.

Якубовская В. Вопросы смычкового искусства. Сборник трудов.

Вып

. 49. - М.: ГМПИ им.

Гнесиных

, 1980

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x