Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Рекомендации для воспитателя в период адаптации детей к условиям ДОУ | Фадюнина Анна Александровна. Работа №274523

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Фадюнина Анна Александровна
 Рекомендации для воспитателя в период адаптации детей к условиям ДОУ

Рекомендации для воспитателя в период адаптации детей

к условиям ДОУ

 

Адаптация — от лат. «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Успешность адаптации ребенка к условиям ДОУ зависит от:

-условий воспитания в семье;

-особенностей детско-родительских отношений, степени привязанности ребенка к матери;

-организации воспитательно-образовательного периода в адаптационный период;

-возрастных, индивидуальных психологических, психофизиологических, психогенетических особенностей ребенка (прежде всего темперамента).

Выделяют следующие степени адаптации:

-легкая (физиологическая, природная), поведение ребенка нормализуется в течение 10-15 дней;

-средняя: ребенок болеет, но без осложнений; срокадаптации-15-30 дней;

-тяжелая(патологическая): более2 месяцев.

В норме дети адаптируются к детскому саду в течение 3-6 месяцев.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

-от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;

-от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы;

-от состояния здоровья;

-от резкого контраста между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в детском саду;

-от разницы в методиках воспитания.

Факторы, влияющие на адаптацию ребенка к условиям ДОУ:

-компетентность педагога, создание соответствующих условий;

-уровень здоровья ребенка, темперамент;

-детский коллектив;

-социальное развитие ребенка, условия семейного воспитания.

Воспитатели ответственные за построение педагогического процесса в адаптационный период.

Воспитателю в своей деятельности в период адаптации ребенка к условиям сада необходимо внести следующие направления:

-организация работы с родителями по подготовке ребенка к ДОУ;

-создание благоприятного психологического климата в группе;

-развитие коммуникативных навыков у детей в ДОУ;

-организация работы по физическому и гигиеническому воспитанию и развитию ребенка в ДОУ.

 

Рекомендации родителям в период адаптации ребенка к условиям ДОУ от воспитателей группы:

- привести домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок;

-познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда;

бучить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста.

асширить "социальный горизонт" ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т.д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми;

еобходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации;

первые дни предложить ребенку взять в группу любимую игрушку. В новой обстановке игрушка поможет ребенку успокоиться, отвлечет его внимание от грустных мыслей.

-планировать свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у родителей была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения детского сада должны быть ограничены 2-3 часами, позже можно оставить малыша до обеда, затем, (если это рекомендует воспитатель и психолог), приводить малыша на целый день;

период адаптации дома необходимо соблюдать режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку.

 

Анкета для родителей «Тип темперамента»

 

А

Б

В

Г

Поведение

неуравновешенное

В меру уравновешенное

Достаточно уравновешенное

Очень уравновешенное

Эмоциональное переживание

Сильные

кратковременные

Поверхностные

кратковременные

Слабые

Глубокие долговременные

Настроение

Неустойчивое, бодрое

Устойчивое, жизнерадостное

устойчивое

Неустойчивое,

пессимистичное

Речь

Громкая, радостная, неравномерная

Громкая, резвая, постепенная

Монотонная

Тихая, с одышкой

Терпение

Слабое

Умеренное

Крепкое

Очень слабое

Адаптация

Хорошая

Отличная

Умеренная

Тяжелая

Коммуникабельность

Высокая

Умеренная

Невысокая

Низкая (замкнутость)

Поведение

Агрессивное

Миролюбивое

Сдержанное

Истерическое

Отношение к новому (восприятие нового)

Позитивное

Негативное

Равнодушное

Оптимистическое

Всего баллов:

 

 

 

 

 

Тип темперамента, по которому набрано самое большое количество баллов, - основной: А-холерик, Б-сангвиник, В-флегматик, Г - меланхолик

 

Сангвиник. Такой ребенок верток и подвижен. Слезы появляются мгновенно, но он быстро утешается. Быстро переключается с одного задания на другое. Родителей беспокоит несобранность, рассеянность, несерьезность, неаккуратность, но ребенок все же приятен в общении, заводила, выдумщик, фантазер. Засыпает легко, быстро, так же и просыпается, встает рано. В играх любит лазать, ползать, раскачиваться, бегать. Быть «непостоянным» – не порок, а свойство этого темперамента. Такие дети миролюбивы, не помнят зла, добры и не жадны. Ребенок сангвиник весел, жизнерадостен, ловок и общителен.

 

Меланхолик. В его поведении много непонятного, но оно вытекает из богатого внутреннего мира. Когда он не играет, то чаще всего бывает задумчивым и грустным. Такой ребенок эмоционально очень чувствителен и легко раним. Если расстроится, то плачет долго и горько. Любые эмоциональные переживания длятся у него долго и мешают сосредоточиться на каком-либо деле. Ребенок – меланхолик очень нуждается в поддержке и похвале близких, из-за неуверенности в себе трудно идет на контакт со сверстниками, обидчив и настороженно относится ко всему новому. С трудом включается в игры других детей, но, преодолев себя, способен почувствовать радость и удовольствие. Пугается чужих людей и сверстников, но с теми, кого любит, добр, мягок, открыт и доверчив. Часто слишком рассудителен, ведет себя и рассуждает, как «маленький взрослый». Любит уединяться, не играет в «грубые» игры. Разборчив в еде, быстро устает, с трудом переключается на другой вид деятельности. Засыпает поздно, в кровати любит размышлять и фантазировать. Утром встает плохо, в хмуром настроении. Любит тепло, боится спорта. Меланхолик болезненно реагирует на смену привычного эмоционального окружения (приход в семью гостей, развод родителей и пр.), быстро утомляется. Такой ребенок требует много заботы и любящего понимания.

 

Холерик. Такой ребенок быстрый, очень подвижный, с трудом переносит ожидания, у него легко возникают эмоциональные вспышки, настроение неустойчиво (быстро переходит от радости к гневу). Холерик не выносит монотонной работы, требующей усидчивости и терпения. В то же время ребенок всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск и приключения. С трудом идет на компромисс. Не прислушивается к мнению других, излишне самостоятелен, чтобы добиться своего, бывает вспыльчив и агрессивен.

 

Флегматик. Невозмутимый и спокойный, эмоционально сдержанный, усидчивый и дисциплинированный. В выполнении любых заданий чрезвычайно медлительный, нередко полненький. Любит несколько игрушек, мало фантазирует, играет спокойно, не шумно. Мало двигается, любит поспать, засыпает легко, встает поздно, кушает много, в еде не разборчив. Тщательно складывает игрушки, одежду, любит порядок и добротность во всем: пьет только из своей чашки, ест только своей ложкой, в садике играет только своей игрушкой. Если что-то не так, может добиваться своего с почти холерической энергией. Разговаривает медленно, с паузами, терпеть не может игры, где надо проявить быстроту, сноровку. Это «надежный» ребенок, послушный и пунктуальный. Самостоятельно принимать задание затрудняется, спокойно отдает право выбора другому. Знает много стихов и песен, новое не любит, а с удовольствием выполняет уже известное.


Условия проведения адаптационных игр

 

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

Взрослый выступает инициатором и активным участником игр. Своими действиями, эмоциональным общением он вовлекает детей в игровую деятельность, делает ее значимой для них.

Игры выбираются с учетом возраста, возможностей детей, места проведения.

Добровольное участие детей. Заставляя, мы можем вызвать чувство протеста, негативизма. Если не все дети сразу включаются в игру, можно начинать ее с небольшой группой желающих. Для остальных наблюдение за сверстниками будет интересным и полезным занятием.

Во время игры нельзя ребенка критиковать за ошибки, надо лишь корректно указывать на них и хвалить за каждое правильное действие.

Игры должны многократно повторяться, систематически участвуя в игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создает игра для освоения и применения нового опыта.

 

Советы воспитателям по адаптации детей.

Во время адаптационного периода нужно использовать гибкость в режимных процессах: принимать детей сначала на 2 часа, затем удлинять время пребывания с учетом того, как быстро ребенок привыкает.

 

Воспитатель должен быть хорошим актером: уметь вовремя рассказать сказку, спеть песенку, знать много произведений устного народного творчества:

потешек

,

пестушек

, колыбельных песен, чтобы при случае отвлечь ребенка; использовать игры-забавы в качестве сюрпризного момента.

 

Несмотря на отношение ребенка

к вам ненавязчиво проявляйте к

нему любовь и заботу, оказывайте помощь,

утешайте и поддерживайте.

Ребенок, который боится разлуки с

мамой, может долго сторониться

воспитателя, не признавать и не принимать е

го. В этом нет ничего страшного

и странного.

 

Помните, что некоторые

особенности вашего облика могут

вызывать у него неприятие и страх: высо

кий рост, громкий голос, резкие

движения, излишняя активность или суетли

вость, длинные острые ногти или

некоторые детали одежды.

Учитывайте это и по возможности

минимизируйте их влияние на детей.

 

Заботьтесь о создании благоприятного

для ребенка

взаимодействия с новым взрослым, оно должно быть эмоционально

положительным, ярким и доверительным.

 

Чаще давайте ребенку

ощущение безопасности, находите

способы, вселяющие в него ув

еренность, чувство успешности в

разнообразных действиях, помогайте

справляться с бытовыми делами.

Ребенку нужен веселый,

оптимистичный,

СО-чувствующий

и

СО

-

участвующий взрослый, умеющий эмоционально и физически поддержать.

 

Старайтесь понимать потребно

сти ребенка, предугадывайте его

желания - это вызывает у детей чувство радости и прилив сил.

 

Говорите с ребенком о до

ме, его маме и папе, акцентируя

внимание на том, какие они хорошие, забо

тливые, думают о своем ребенке,

обязательно вечером придут и чем-нибудь порадуют.

 

Старайтесь использовать

косвенные методы воздействия -

переключите внимание с острых пережива

ний на стихи,

потешки

, песенки,

других детей.

 

Чаще используйте телесный

контакт- поглаживания, объятия,

прикосновения, усаживания на колени и пальчиковые игры.

 

Встречайте радостно каждого

ребенка, особенно испытывающего

страх: «Дети, посмотрите, кто к нам пр

ишел! Мы давно тебя ждем, будем

вместе играть».

 

Используйте в общении с детьм

и яркие игрушки, занятия с ними

помогают стабилизировать эмоциональное

состояние тревожного ребенка,

вовремя и к месту подобранные игруш

ки помогают отвлечь от грустных

переживаний, организовать деятельнос

ть, привлечь к ребенку внимание

других детей.

 

Не настаивайте на игровом общ

ении с вами или другими детьми,

если ребенок боится, не может успокоиться

, но при этом не теряйте малыша

из виду. Если возможно, привлекайте его

в общие подвижные игры, где вы

выступаете в роли мамы: мама-кошка, мама-к

оза, мама-курочка - это создаст

дополнительную опору для того, чтобы дождаться маминого прихода.

 

Ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка.

Радовать родителей

успехами

малыша, его хорошим настроением. Рассказывайте

о предстоящем на следующий

день интересном деле, которое ждет ребенка

(«Без тебя никак не справимся»,

«С тобой будет веселее, интереснее».)

 

НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ! силой н

е отрывайте ребенка от мамы; не

игнорируйте страх малыша, его плач, ны

тье и хныканье; не стремитесь к

быстрому установлению контакта; не заставляйте ребенка насильно делать

то, что делают другие - есть, спать, играть с другими детьми.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×