Одна из главных особенностей современного урока – это сценарный план. Традиционное занятие является жёстким по своей структуре. Оно по большей части монологично, причём импровизация не предусмотрена. Новый формат уроков более свободный, детям даётся возможность говорить больше, а также много рефлексировать, переосмысляя сказанное учителем. Это диалог, и в классе преобладает атмосфера сотрудничества. Здесь педагог – помощник, а не лектор.
Можно также отметить, что на современном уроке затронуто множество личностных вопросов, не всегда напрямую связанных с предметом. И на первый план выходит роль учителя именно как педагога – то есть того человека, который помогает индивидуальности развиваться. Безусловно, такие уроки вести довольно сложно, учитывая, что на детей и преподавателя давит необходимость готовиться к ОГЭ и ЕГЭ. Однако можно заранее продумать такие ходы, которые позволят сочетать творческий настрой и подготовку к шаблонному экзамену.
Отдельно следует сказать про домашние задания. Ведь в случае современного формата урока у каждого ученика есть выбор из нескольких заданий. Это повышает вероятность того, что всё будет выполнено в срок. Мотивация становится более эмоциональной, свободной. Дети чувствуют, что они тоже управляют процессом, что их мнение учитывается. Это влияет на общение, делая его более доверительным и взаимоуважительным.
Тест «Специфика предметного содержания современного урока при изучении курсов истории» поможет понять, как вышесказанное соотносится с такой сложной и строго регламентированной дисциплиной, как история. При желании можно также приобрести курс «Федеральный государственный стандарт ООО и СОО по истории: требования к современному уроку». Он даст более широкий взгляд на те же вопросы, и у педагога будет возможность увидеть, как проявляются общие принципы в каждом конкретном случае.
Кажется, что творческая свобода плохо совместима с исторической точностью. Однако нужно помнить, что история учит нас, в первую очередь, самостоятельно мыслить об общественных процессах. Именно поэтому недопустимы какие-либо внушения. Идеи у детей должны быть собственные, пусть они и покажутся учителю незрелыми. Ученикам предстоит пройти долгий путь, выстраивая понимание многогранных социальных вопросов. Лучшая помощь им – это предоставление выбора в любой ситуации.