Урок можно назвать довольно простой формой работы, удобной для учителя. В процессе можно легко контролировать класс. Требуются лекции и задания, общие для всех. Если кто-то не справляется, можно пригласить его на дополнительное занятие. Есть некие требования, которым должен соответствовать каждый ребёнок. В случае серьёзных проблем родители могут нанять репетитора или самостоятельно позаниматься с сыном или дочерью. Итак, как уже говорилось, для учителя это удобно.
Но насколько эта система хороша для учеников? Ведь общие требования – нечто далёкое от реальности. По сути, каждый из детей уникален, у него свои сильные и слабые стороны. Нужно ли подгонять его под это прокрустово ложе? Бывает, что предмет интересен ребёнку, он даже хочет выбрать его в качестве своей специальности, но подача материала, выбранная учителем, не подходит: сложна, непонятна или слишком безэмоциональна.
Именно поэтому в настоящее время идёт речи о дифференциации и индивидуализации, а также вообще, в целом, о подборе программы для каждого конкретного ребёнка. Да, это потребует больше усилий от педагогов, а руководству придётся больше платить им либо нанимать дополнительных сотрудников. Но разве это так важно, по сравнению с целью дать ребятам наилучшее образование? Позже, в вузе, они тоже становятся жертвой «одного на всех» обучения. Вероятно, и там требуются изменения.
Тест «Урок как феномен образовательной практики: возникновение, эволюция, культурно-историческая обусловленность» поможет вам вспомнить для себя историю урока как явления. Нужно понять истоки наших проблем, чтобы предпринимать шаги к улучшению. Для желающих также открыта запись на курс «Федеральный государственный стандарт ООО и СОО по истории: требования к современному уроку». Применительно к исторической науке новаторство столь же необходимо – и, может быть, даже более необходимо, чем по отношению к остальным дисциплинам.
Современными требованиями к подготовке ученика стали способность к рефлексии и самостоятельность. Это означает, что мышление должно быть более развитым, нежели у человека, который учился по общей программе. Ведь мыслим мы все по-разному, и было бы жаль потерять множество вероятных профессионалов, сильных в своём деле. Между тем их вполне возможно потерять, потому что изменения в системе образования довольно неторопливы. Со стороны учителя требуется личная инициатива, чтобы даже при сегодняшнем устройстве школы ребята получали самое главное – индивидуальный подход.