Дети с ограниченными возможностями здоровья точно так же хотят радоваться жизни, как и обычные ребята. Им необходимо дружеское тепло, веселье, интересные события. И для этого не должно быть никаких препятствий. Вероятно, физически такие ваши ученики могут не всё. Но важно проследить, чтобы это было единственным ограничением. Было бы печально, если бы детство ребят оказалось испорчено негативными реакциями сверстников на них.
Одним из способов объединить таких разных детей является внеурочная деятельность. Вместе поработать над интересным проектом, посмотреть фильм или пройти квест – богатый выбор приключений. Важно, чтобы у ребят был повод для общих переживаний. На уроках для этого может не возникнуть повода: обстановка слишком серьёзная. Именно поэтому атмосфера должна быть более неформальной, уютной.
Главное – дать возможность детям с ОВЗ раскрыть свои сильные стороны. Пусть другие ученики видят, что у них есть не только слабости. Это будет поводом для уважения, а значит – и для дружбы. Наверняка у каждого есть какой-то талант. Вероятно, он не демонстрируется из-за стеснения. Нужно осторожно выяснить эту информацию. И тогда есть возможность подобрать именно такое событие, которое бы показало необычные таланты ребёнка. Если он не рисует и не вышивает бисером, то, вероятно, обладает какими-то интересными психологическими особенностями. Речь идёт о некоторой «изюминке», за которую его полюбят.
Тест «Развитие познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ во внеурочной деятельности» даст вам повод для небольшой самопроверки. Если вы не совсем довольны результатом, всегда можно записаться на курс «Инклюзивное образование». Он поможет вам расставить все нужные акценты даже в уже знакомом материале. Это хороший способ заново открыть для себя изученное.
Помощь детям может заключаться не только в демонстрации их силы. Важно, чтобы другие ребята умели и к слабостям относиться лояльно. Для этого они должны увидеть, что у них самих тоже есть какие-то недостатки, ограничения. Иными словами, что в этом смысле они ничем не отличаются от детей с ОВЗ. Вероятно, в этом поможет осторожно сформулированная тема для сочинения или разговор о примерах из жизни. Важно, чтобы именно сейчас, в начальной школе, сформировались навыки равенства. Это поможет детям уважительно сотрудничать и с радостью помогать.