Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 07.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

МБДОУ ДС № 47, Ростовская обл., г. Новочеркасска. Автор: Русских Светлана Викторовна, Бородулина Ирина Владимировна. Работа №142185

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Детский сад
Описание:
Внедрение передового опыта в работу учителя-логопеда
Работа:

Муниципальное бюджетное дошкольное бюджетное образовательное

учреждение детский сад № 47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья на тему:

 

«Влияние мелкой моторики кистей и пальцев рук на активизацию речевого развития ребенка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовили:

учителя-логопеды

Бородулина И.В.

Русских С.В.

 

 

 

 

 

г. Новочеркасск

2020г.

Влияние мелкой моторики кистей и пальцев рук на активизацию речевого развития ребенка.

Известные ученые и философы говорили следующее:

И.М. Сеченов

: «Рука человека есть дополнительный орган его мозга, вынесенный на периферию!»

Исаак Ньютон

:

«За отсутствием всяких других доказательств большой палец мог бы меня убедить в существовании Бога»

Иммануил

Кант

: «Большой палец человека – это просто вылезший наружу головной мозг!»

Прогноз о наличии или отсутствии у ребенка предрасположенности к патологии речи можно строить достаточно рано. Считается, что, если малыш в семимесячном возрасте уже может вытащить из кулачка только указательный палец, это свидетельствует о хорошем прогнозе: у ребенка мало вероятности иметь патологическую речь.

У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи выявлена недостаточная

сформированность

моторных функций, в частности, мелкой моторики. Изучая механизмы формирования речи ребенка, а также физиологические условия, которые могут облегчить и ускорить этот процесс, можно определить, что уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени

сформированности

мелких движений пальцев рук.

Если движения пальцев соответствуют возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи.

Движения пальцев рук исторически оказались тесно связанными с речевой функцией, поскольку первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика здесь была роль руки, поэтому развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно такова же логика развития речи ребенка. Сначала формируются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующие совершенствования речевых реакций находятся в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

В повседневной жизни ребенка кисть выполняет статическую, динамическую и сенсорную функции.

Исходя из положения кисти и ее формы выделяют три основные позиции:

- «лопата»;

- «крючок;

- «щипцы».

И включает следующий арсенал кистевых функций:

1. Опорная 11. Тактильная

2. Рессорная 12. Кинестетическая

3. Балансировочная 13. Шаговая

4. Ударная 14. Термодатчика

5. Защитная 15. Биолокационная

6. Страховочная 16. Заряжающая

7. Захватывающая 17. Рефлексогенная

8. Клавишная 18. Знаковая

9. Манипулятивная 19. Наглядно - образная

10. Инструментальная 20. Контактная и другие

 

1. Опорная функция

Именно за счет твердой опоры и возникающих при взаимодействии с ней рук опорных реакций возможно полноценное физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста. Скелет ребенка во многом формируется благодаря наличию различных видов опоры, силы тяжести и ручной двигательной активности дошкольников.

2. Рессорная функция

Наличие естественной вогнутости на ладони (vola, лат. – ладья) при взаимодействии ребенка с опорой позволяет обеспечить мягкую амортизацию ударно-сотрясающих воздействий, что щадит скелет малышей и делает их физическое развитие более комфортным и успешным.

3. Функция балансирования

Способность ребенка балансировать при ручной опоре позволяет ему не терять равновесие, сохранять устойчивое положение тела в каждой конкретной двигательно-игровой ситуации и создавать оптимальные условия для выполнения последующих эффективных движений

4. Ударная функция

За счет осуществления ударных движений ладонями по поверхности опоры, предметам и живым телам ребенок постигает окружающий его мир, пробует его на прочность, утверждает себя и при этом благотворно стимулирует развитие больших полушарий головного мозга.

5.Защитная функция

Одной из самых древних и важных функций кистей является защита руками головы, лица и уязвимых зон тела от умышленных или случайных ударов, наносимых извне другими людьми, животными или предметами. Позволяет сохранить здоровье и жизнеспособность на должном уровне.

6. Страховочная функция

Во время роста ребенка и освоения им прямостояния, ходьбы, лазания, бега и прыжков довольно часто возникают ситуации падения на опору, негативные последствия которого можно избежать за счет функции ручной страховки (держась за опору или упираясь в опору кистями)

7. Функция захвата

Для эффективного захвата предмета ребенок может использовать следующие способы:

- Крючковый

- Межпальцевый

- Плоский

- Щипцовый

- Цилиндрический

- Шаровой

Их комбинация всякий раз рождает уникальный в своем роде «скульптурный» кистевой захват!

8. Клавишная функция

Именно благодаря этой удивительной способности автономно двигать каждым из десяти пальцев рук в заданной плоскости в нужном темпе и с определенной амплитудой и была написана великая музыка всех времен, а сегодня стал возможным значительный компьютерный прогресс в нашей жизни.

9. Манипулятивная функция

Успешность бытовой, учебной, трудовой и социальной адаптации ребенка во многом зависит от его умения успешно манипулировать различными предметами: при приеме пищи, гигиенических процедурах, письме, рисовании, трудовых операциях, одевании, раздевании, бытовых действиях и т.д.

10. Инструментальная функция

Наличие в руке предмета, играющего роль орудия (инструмента) позволяет превратить элементарное ручное движение в целенаправленный и осмысленный инструментальный двигательный акт, который позволит достичь желанного результата (насыпать лопаткой песок в ведро или полить цветы водой из лейки) и ощутить удовлетворение от сделанного.

11. Тактильная функция

Тактильная (кожная) чувствительность позволяет ребенку раннего возраста постигать окружающий предметно-материальный мир, знакомиться с его свойствами и особенностями, что позволяет малышу лучше приспосабливаться к каждой конкретной жизненной ситуации и эффективно развиваться.

12. Кинестетическая функция

Мышечно-суставное чувство (кинестезия) является приоритетным в адаптации ребенка к условиям жизни, реальному предметно-материальному окружению. Именно благодаря ему успешно формируются все пять уровней управления движениями (по Н.А. Бернштейну), что способствует развитию у ребенка «двигательного интеллекта» (по Глену Доману) – основы остальных видов интеллекта

13. Шаговая функция

При передвижении в упоре лежа, на животе и ползании на четвереньках первыми осваивают шаговые движения именно руки, что в дальнейшем благоприятно скажется на становлении полноценных шагов ног при ходьбе, лазании, беге и прыжках. Способствует формированию перекрестной координации верхних и нижних конечностей.

14. Функция термодатчика

На кончиках пальцев рук ребенка сосредоточена самая густая сеть чувствительных нервных окончаний (рецепторов), включая терморецепторы, с помощью которых он определяет комфортность окружающей его среды и адекватно приспосабливается к ней или своевременно сигналит о своем состоянии взрослым.

Поэтому очень важно для детей от трех месяцев до семи лет в упражнения на развитие общей моторики включать упражнения на развитие мелкой моторики кистей и пальцев. Причем элементы по развитию мелкой моторики можно применять в различных основных двигательных режимах.

1. Упражнения в воде.

2. Упражнения в положении лежа на спине, боку, животе.

3. Ползание по-пластунски различными способами.

4. Упражнения в положении на четвереньках на месте, на низких, средних, высоких.

5. Ползание на четвереньках (низких, средних, высоких) различными способами.

6. Упражнения в положении сидя на месте, в движении.

7. Упражнения в положении на коленях (низких, средних, высоких) на месте и в движении.

8. Упражнения в положении стоя.

9. Упражнения в ходьбе.

Упражнения по развитию ручной манипулятивной деятельности для развития кистевой и ручной моторики.

Их достаточно много, но мы предлагаем некоторые из них, которые Вы можете выполнять дома:

1. Поглаживание кистью различных поверхностей и предметов.

2. Набивание кистью различных предметов и поверхностей (упругих).

3. Захват предметов различными примитивными способами.

4. Захват предметов полноценным (округлым) кистевым веером.

5. Удерживание предметов.

6. Перекладывание предметов из руки в руку.

7. Двуручная одновременная манипуляция одним предметом.

8. Разбрасывание предметов.

9. Собирание мелких предметов.

10. «Роняние» предметов.

11. Катание округлых и овальных предметов.

12. Перемещение по поверхности плоскогранных предметов (кубик, кирпичик, коробка).

13. Прокатывание предметов в створ.

14. Складывание предметов в заданное место (например, в обруч).

15. Строительство заданных рациональных форм в заданном месте.

16. Подбрасывание предметов без последующей ловли.

17. Нанизывание твёрдых предметов на стержень.

18. Нанизывание твёрдых предметов на верёвку, скакалку, шнур.

19. Плетение узоров-макраме.

Своевременная (начатая как можно раньше) и целенаправленная систематическая работа по формированию арсенала кистевых функций позволит сформировать полноценные нейронные структуры головного мозга и предопределить дальнейшее успешное психофизическое, речевое развитие детей.

 

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Пожалуйста, подождите.
x
×