Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Выразительные средства в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль». Легенда о Данко . Автор: Тулькубаев Расиль Равилевич. Работа №330711

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Исследовательские работы
Описание:
Доброй ночи, как и в прошлый раз,хорошо бы только 1 и 2 места
Работа:

МОБУ СОШ с.Старосубхангулово

муниципального района Бурзянский район

Республики Башкортостан

Выразительные средства в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль». Легенда о Данко

(На материале «Старуха Изергиль». Легенда о Данко)

Исследовательская работа


 

Автор: Тулькубаев Расиль

Равилевич

ученик 7 класса;

 

руководитель: Рахматуллин

Ильяс Мирович

учитель русского языка и литературы

МОБУ СОШ с.Старосубхангулово


 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение

1. Немного об авторе. История создания произведения

2. Роль выразительных средств в «Легенде о Данко»:

- эпитеты;

- метафоры;

-сравнения;

-олицетворения;

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

«Общая теория тропов»

Классическая теория тропов восходит к Аристотелю, Деметрию, автору «Риторики к Гереннию», Цицерону, Квинтилиану. Под тропом понималось «такое изменение собственного значения слова или словесного оборота, при котором получается обогащение этого значения» (Квинтилиан). Автор «Риторики к Гереннию» считал, что для всех Т. характерны «отказ от обычного значения слов и сопровождаемый некоторой приятностью переход речи к иносказанию». Античность рассматривала тропы с двух позиций: 1) в составе фигур, как единое образование, причем, признаки, различающие их, точно не были сформулированы; 2) самостоятельно тропы как средство изобразительности и фигуры как средство выразительности.

Качественно новый этап в разработке учения о тропах (тропологии) наступает во второй половине ХХ века. И происходит это по двум причинам.

Во-первых, исследования Р.О. Якобсона, которые подтвердили противопоставление метафоры и метонимии, ибо метафора генерирует ассоциации по сходству, а метонимия - по смежности. Это позволило, как подчеркивает В.Н. Топоров, не только операционно различать поэтический (метонимический) язык, но и связать два основных вида тропа с двумя осями структуры языка: 1) парадигматической, на которой совершается выбор элементов и устанавливается смысловая связь по сходству; 2) синтагматической, на которой происходит комбинация выбранных элементов, устанавливается сочетание слов и устанавливается смысловая связь по смежности.

 

Во-вторых, возникновение новой, или общей, риторики (неориторики), в первую очередь во Франции и франкоязычной части Бельгии. Н.А. Безменова выделяет несколько направлений неориторики: аргументативная Р (Х. Перельман, Льеж), метариторика (Р. Барт и др.) и общая риторика (Ж. Дюбуа и др.). Принципиальными по значимости были работа Р. Барта, основанные на идеях структурализма.В современной стилистике и поэтике так же, как и в античности, нет единства в классификации тропов. Они нередко рассматриваются как одна из разновидностей фигур. В частности, М.Л. Гаспаров (Литературный энциклопедический словарь, статья «Фигуры»), рассматривая тропы как одну из разновидностей фигур, традиционно квалифицирует их как фигуры переосмысления.Авторы «Общей риторики» (Ж. Дюбуа и др.) предполагают достаточно прозрачные отношения между фигурами и тропами: тропы, по их мнению, затрагивают только одно слово, причем, лишь его семантику, в то время как фигуры есть операции с группами слов.

Немного об авторе. История создания произведения

 

Без любви жить человеку невозможно: затем ему и душа дана, чтобы он

мог любить…..

(М.Горький)

 

 

Максим Горький (1868 – 1936) – русский писатель. Настоящее имя в биографии М. Горького – Алексей Максимович Пешков. Родители рано умерли, так Горький детство провел в жестких, тяжелых условиях, живя у своего деда.

Путешествуя по стране, Горький пропагандировал революцию, за что был взят под надзор полиции, арестован. Первый напечатанный рассказ Горького вышел в 1892 году. Затем опубликованная в 1898 году библиотека Горького из двух томов «Очерки и рассказы», принесла писателю известность. Ему было присвоено звание члена Академии наук, однако по приказу Николая II вскоре признано недействительным.

После этого писатель эмигрировал в США, затем в Италию. Даже там творчество Горького защищало революцию. Возвращение в Россию в биографии Горького произошло в 1913 году. Он работает в издательствах, проводит общественную деятельность. После 12 лет проживания в Италии, снова возвращается в Москву.

К известным произведениям Горького относятся «На дне», «Мещане», «Детство», «Жизнь Клима Самгина», а также многие циклы рассказов

Что касается истории создания «Старухи Изергиль», то год написания — 1894 г. История создания — Мысль о создании рассказа посетила писателя в результате путешествий по землям Бессарабии еще в 1891 году. Писатель долго вынашивал идею произведения, которая вылилась в «Старуху Изергиль». Тема — Тема любви, свободы, времени и личностных отношений с обществом. Композиция — Интересно построение композиции в этом повествовании. По сути, это рассказ в рассказе. Старуха рассказывает путнику три истории.

 

Цель исследования: найти, анализировать средства художественной выразительности и выявить суть гражданской позиции героев легенд М. Горького; сравнить ее с позицией современной молодежи.

 

Задачи:

1. Дать определение средствам художественной выразительности

2. Изучить и сопоставить гражданскую позицию Данко и народа

3. Передать чувства и намерения героя с помощью средств эпитетов, метафор

 

Объект исследования: произведение М. Горького «Старуха Изергиль».Легенда о Данко

 

Проблемный вопрос: можно ли передать чувства с помощью средствами художественной выразительности (тропами)

 

Методы исследования:

поисковый (подобрать материал в соответствии с темой исследования, используя научную литературу и Интернет-ресурсы);

2. Роль выразительных средств в «Легенде о Данко»:

Как мы знаем из теории русского ни одно художественное произведение не может обойтись без средств художественной выразительности (тропов), и из этого следует, что:

ТРОП - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности. К тропам относятся такие художественные приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относят гиперболы и литоты и ряд других выразительных средств:

-ЭПИТЕТЫ - это слово или фраза, которые добавляют выразительность стоящим рядом словам. Может использоваться с положительным или отрицательным оттенком, в прямом или переносном значении. Эпитеты могут быть выражены:

прилагательным

(

кислое

 лицо

),

наречием

(

горячо

 любить

),

существительным

(

веселья

 шум

),

числительным

(

вторая

 жизнь

)

 

Вот следующие эпитеты мне удалось обнаружить в произведении:

Жадная, гнилая пасть (болото)- вызывают тревожные чувства

Бодр и ясен (Данко)- показывает, что он полон сил

Торжествующий шум леса- помогает почувствовать беспомощность, слабость людей перед грозными силами природы

Могучего огня ( в глазах Данко)- показывает силу духа героя, придает торжественность фразе

Чистого, промытого дождем воздуха- создает ощущение радости, чистоты, победы добра над злом

Радостный взор- передает торжество Данко, радость победы

Радостные и полные надежд (люди)- помогает вызвать у читателя радостные чувства

Могучей стеной (деревья)- подчеркивает слабость людей по сравнению с окружающей природой, усиливает тревожное ощущение

Зашептали глухо и грозно (Деревья)-вызывают тревожные чувства

Проанализировав все эти эпитеты, действительно, можно соболезновать не только герою, но и природе.

- МЕТАФОРЫ- (от др.-греч. μεταφορά — «пере­нос», «пере­нос­ное зна­че­ние») — слово или выра­же­ние, упо­треб­ля­е­мое в переносном значении, в основе которого лежит срав­не­ние неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.

Чтобы появилась метафора, следует найти точки соприкосновения двух предметов или явлений в чем-то, например:

озе­ро как зер­ка­ло — зер­ка­ло озера;

руки как золо­то — золо­тые руки;

воло­сы как сереб­ро — сереб­ря­ные волосы

Источник: https://russkiiyazyk.ru/leksika/metafora.html

 

Метафоры в произведении:

гроза грянула над лесом-появилась

молнии разрывали тьму в клочья-светало

сердце вспыхнуло огнем желания спасти людей- появилось сильное желание 

тьма разлетелась от света его (т.е.сердца) - появилась надежда

лучи падали- появилось солнце

ужас родили женщины - женщинам особенно было страшно

Таким образом, после обнаружения этих метафор, стало понятно, насколько красочно передают они явление природы и страх людей.

 

-СРАВНЕНИЯ в любом языке (и в русском - в частности) - это, по своей сути, риторическая фигура, образующаяся различными языковыми приёмами. Этот термин можно назвать и языковедческим, и литературоведческим одновременно. Любой троп, в том числе и сравнение, изучается в лексике, но применяется и в разговорном языке, и в любых других стилях; и в художественной литературе, например, Щёки у Наташи порозовели, как будто (словно, подобно, как будто, как бы, точно) два яблока (обычное, самое простое сравнение, с помощью "сравнивающего" союза).

Щёки у Наташи были похожи (походили) на два розовых яблока (такое же простое сравнение, но вместо союзов другие части речи);

 

Сравнения в произведении:

 

Тогда в лесу стало так темно ,точно в нем собрались сразу все ночи

Вот вы шли,шли ,как стадо овец

Данко смотрел на тех ,ради которых он понес труд , и видел ,что он, как звери

Оно(сердце) пылало так ярко ,как солнце , и ярче солнца

Река казалась красно , как та кровь , что била горячей струей из разорванной груди Данко 

В данных примерах мы видим, что автор, с помощью сравнений, только усиливает напряжение у читателей, и передает атмосферу происходящего еще глубже

 

И напоследок рассмотрим ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.

Олицетворение — прием, когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами.
Чтобы создать образность, придать речи выразительности авторы прибегают к  литературным приемам, олицетворение в литературе — не исключение:

Деревья проснулись, трава шепчет, страх подкрался

Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает.(С.Есенин).

Рассмотрим олицетворения в произведении:

 

великаны-деревья- большие

ветер бил- сильный ветер

тени прыгали-исчезали,появлялись

ветер пел похоронную песню-дул ветер

торжествуют злые духи- темнота

болото разевало пасть-страшное болото

зашептали деревья-листья шуршали

деревья простирали корявые длинные руки-ветки были длинные

блестела трава в брильянтах дождя- утренняя роса
золотом сверкала река- отражение солнечных лучей
ползли тучи-двигались
Море шумело-сильные волны

Также проанализировав этот троп, я узнал, чем отличается данный троп от метафор, и действительно, олицетворение в буквальном смысле оживляет неживое в живое, еще раз усиливает смысл слов.

 

Заключение

Таким образом, использование  изобразительных средств подчинено  идейному содержанию рассказа. Они помогают писателю передать мысль о том, что подлинная красота человека  заключается в стремлении одолеть силы, враждебные людям.

Суровый пейзаж леса, зловонных болот не пугают героя. Данко полон любви к людям, ради них он способен пожертвовать своей жизнью. Но народ не может оценить этого подвига. Слабые и пугливые, люди страшатся самого героя. Оттого и наступают на пылающее сердце Данко, чтобы не разгорелся от него пожар.

Вечная и величественная природа равнодушно к людским заботам  и интересам. Автор восхищен великолепием окружающего мира. Картины природы в ранних романтических рассказах М. Горького не только являются фоном, они составная часть содержания. Описания природы позволяют автору переходить от темы к теме, украшают повествование, дают простор фантазии писателя, подчеркивают красоту авторской речи.

Только  избранные, подобные Данко, способны подняться над толпой и погибнуть ради жизни, непонятые и неоцененные: «Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер. Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с бездыханным Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой.. . И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло.. . — Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой! »

Список использованной литературы

Алдохина Любовь Николаевна

.

М.Горький

"Легенда о Данко" (по рассказу "Старуха

Изергиль

") (7-й класс), 

http://festival.1september.ru/articles/583939/

 

А. М.

Сапир

, Н. Л.

Лейдерман

«Целостный анализ рассказа М. Горького „Старуха

Изергиль

»,  

«Филологический класс» № 5 (2000)

 

О.М.Субаева

, Как организовать и провести урок-исследование, 

http://him.1september.ru/article.php?ID=200901205

http://uchitelslovesnosti.ru/publ/analiz_na_urokakh_literatury/analiziruem_literaturnoe_proizvedenie/vyrazitelnye_sredstva_jazyka_kak_osobennosti_avtorskogo_stilja/54-1-0-1622

http://fb.ru/article/161999/sredstva-hudojestvennoy-vyirazitelnosti-primeryi-v-literature

http://interneturok.ru/ru/school/literatura/7-klass/russkaya-literatura-20-veka/cherty-romantizma-v-rasskaze-maksima-gorkogo-staruha-izergil

Приложение

Предмет на размышление. Какие тропы мог использовать автор уже в другой главе из цикла рассказов "Старуха Изергиль"

Анализ легенды о Ларре.

— Кто является главным героям первой легенды?

— Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?

— Как относится герой к другим людям? (презрительно, высокомерно. Он считает себя первым на земле).

— Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми? (его гордыня, крайний индивидуализм).

— Чем отличается гордость от гордыни. Разграничьте эти слова. (Карточка №1)

 

— Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре.

— К чему приводит крайний индивидуализм героя? (к преступлению, к эгоистическому произволу. Ларра убивает девушку)

— Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? (одиночество и вечное существование, бессмертие).

— Как вы думаете, почему такое наказание страшнее наказание смертью?

— Каково отношение автора к психологии индивидуализма? (Он осуждает героя, в котором воплощена античеловеческая сущность. Для Горького неприемлемы образ жизни, поведение, особенности характера Ларры. Ларра – это антиидеал, в котором индивидуализм доведен до крайности)

Источник: https://needlewoman.ru/articles/kakoy-hudozhestvennyy-priem-ispolzuet-avtor-v-rasskaze-staruha-izergil-chtoby-usilit.html

 

Благодарю за внимание!!!

 

 

 

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Пожалуйста, подождите.
x
×