"Влияние социальных сетей на подростков". Автор: Плотко Елизавета Олеговна. Работа №386460
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12 имени В.Н. Сметанкина»
Находкинского городского округа
Индивидуальный итоговый проект
На тему: «Влияние социальных сетей на подростков»
Выполняла:
Плотко Елизавета Олеговна
Учащаяся 9-В класса
Руководитель проекта:
Мишарева Анна Евгеньевна
Школьный психолог
г. Находка
2023 г.
Паспорт проекта
Проблемный вопрос (или замысел, идея проекта):
Влияние социальных сетей на подростков и детей
Область знаний, жизнедеятельности:
Психология
Тема:
«Влияние социальных сетей на подростков»
Актуальность:
Моя тема актуальна, так как в наше время у каждого подростка на мобильном телефоне или компьютере есть множество социальных сетей. Миллионы детей выходят в Интернет ежеминутно, посещая различные сайты с совершенно разными целями. И видят там огромное количество разной информации, позитивной и так же негативной, которая по-разному влияет на них, поэтому данная проблема является наиболее актуальной сейчас.
Цель:
Выявить положительное и отрицательное влияние интернета и социальных сетей на детей и подростков
Задачи:
1. изучить материал о социальных сетях и интернете
2. выяснить как он влияет на подростков и детей
3. опросить учащихся школы и учителей, выяснить потребности, беседа с психологом о данной проблеме
4. призывать подростков и детей рациональнее пользоваться интернетом и социальными сетями
Объект: подростки от 13 до 18 лет
Предмет: социальные сети и интернет
Методы: опрос, дополнительная информация, беседа с психологом
Продукт: буклет
Практическая значимость проекта:
Рекомендации, разработанные в процессе исследования можно использовать при воспитании детей педагогам и родителям. Советы подросткам как безопасно пользоваться интернетом и социальными сетями так, чтоб это не несло отрицательного влияния.
Содержание Введение 3-4
Глава 1. История возникновения социальных сетей 5-12
1.1. Из истории появления социальных сетей 5-7
1.2. Виды социальных сетей 7-9
1.3. Технические особенности работы в социальной сети 9
1.4. Популярные социальные сети в России 9-12
Глава 2. Социальные сети в жизни подростка 13-18
2.1. Отрицательное воздействие социальных сетей на современных подростков 13-15
2.2. Положительное влияние социальных сетей на современных подростков 15-16
2.3. Сайты, с которыми школьная программа станет проще и интереснее 16-18
Глава 3. Роль социальных сетей в жизни школьника 19-23
3.1. Результаты анкетирования 19-22
3.2. Анализ результатов анкетирования учеников 22-23
Заключение 24-25
Список использованных источников и литературы 26
Приложения 27-28
Глава 1. История возникновения социальных сетей 1.1.
Из истории появления социальных сетей Когда появились социальные сети, такие как Facebook, «ВКонтакте» и Twitter, наш мир разделился на онлайн и офлайн. С их помощью мы можем общаться друг с другом, находясь даже на разных континентах, слушать музыку, читать книги, разглядывать фотографии и многое другое. Социальные сети значительно упростили нам жизнь и плотно привязали к себе.
Термин «социальная сеть» появился задолго до появления Интернета – в 1954 году понятие социальных сетей ввел американский социолог Джеймс Барнс, подразумевая под ним разветвленные взаимосвязи отдельного человека с другими людьми. Понятие сети как системы человеческих взаимоотношений быстро набрало популярность, и во второй половине ХХ века активно использовалось для обозначения любых отношений («партнерские сети», «сеть знакомств»).
С появлением интернета в 1969 году научная концепция Джеймса Барнса стала набирать популярность. Это привело к развитию социальных сетей в мировой паутине.
Появление современных блогов, социальных сетей и интернета предвидел русский писатель и философ Владимир Федорович Одоевский еще в 1835 году. В это время он закончил писать свой утопический роман «4338-й год». Мир, описанный автором, в некотором роде напоминает XXI веке: «…между знакомыми домами устроены магнетические телеграфы, посредством которых живущие на далёком расстоянии разговаривают друг с другом». Также Одоевский рассказывает о «домашних газетах», издающихся «во многих домах, особенно между теми, которые имеют большие знакомства; ими заменяется обыкновенная переписка…Обязанность издавать такой журнал раз в неделю или ежедневно возлагается в каждом доме на столового дворецкого. Это делается очень просто: каждый раз, получив приказание от хозяев, он записывает все ему сказанное, потом в камеру-обскуру снимает нужное число экземпляров и рассылает их по знакомым. В этой газете помещаются обыкновенно извещение о здоровье или болезни хозяев и другие домашние новости». Стоит отметить, что Владимир Федорович недалеко ушел от реальности. Однако о социальных сетях, блогах и интернете тогда он, конечно, не мог знать. Первая социальная сеть с использованием компьютерной техники появилась в 1971 году Она использовалась военными для передачи информации через ARPANET1 .
Спустя 17 лет, в 1988 году, финский ученый Ярко Ойкаринен изобрел протокол «IRC» – ретранслируемый интернет-чат – и программное обеспечение для его реализации. Теперь стало возможным общаться друг с другом в реальном времени.
Однако настоящую популярность социальные сети обрели в 1995 году. Тогда американец Рэнди Конрадс создал Classmates.com – первую соцсеть в современном понимании. В ней зарегистрированные пользователи получают доступ к каталогу выпускников различных учебных заведений. Таким образом любой желающий может найти одноклассников или однокурсников. Стоит отметить, что Classmates.com сразу оказалась очень востребованной. К слову, ее популярность не падает и сегодня – социальной сетью пользуются более 50 млн человек. «Одноклассники» являются русским аналогом Classmates.com. В настоящее время в них зарегистрировано более 290 млн пользователей.
Далее с 1997 года по 2001 год формируется первая волна социальных сетей. Затрону только самые известные из них. В 1999 году американским студентом-программистом был открыт сервис Livejournal.com. Там можно было создать довольно детальный профиль. Вскоре сервис предоставил возможность добавлять контакты (друзей). Livejournal стал первым массовым хостингом блогов (электронных дневников) и первым западным социальным сервисом, ставшим популярным в России. По количеству российские пользователи стоят на втором месте после американских. Кстати, в 2007 году российская компания SUP полностью выкупила сервис у компании SixApart.
В 2000 году появился шведский LunarStorm, в 2001 году – корейский Cyworld.
Вторая волна появления социальных сетей пришлась на 2001-2004 годы. Для социальных сервисов, появившихся в этом промежутке времени характерно разделение по нишам, одной из которых стал бизнес. Первым веб-ресурсом, ориентированным на инициирование и поддержание деловых контактов, стал в 2001 году Ryze.com. Этот проект дал толчок к формированию таких известных веб-сервисов, как LinkedIn и Friendster. LinkedIn стал мощным сетевым ресурсом в этом направлении. Friendster переоценил свои возможности и попросту не вынес наплыва посетителей. Постоянные технические трудности на сервисе привели к тому, что часть пользователей ушли на другие сайты, в частности на MySpace. В 2003 году была создана сеть MySpace, основными пользователями которой стали рокколлективы. Для независимых музыкантов портал стал своеобразной площадкой для самопрезентации. Кроме того, у поклонников рок-музыки появилась возможность общаться со своими кумирами и даже добавлять их в друзья. На сегодняшний день MySpace вторая по величине социальная сеть после Facebook. С 2004 года всевозможные интернет – сообщества из самых различных ниш стали использовать на своих сервисах инструменты социальных сетей. В России к ним относятся MoiKrug.ru, Professionali.ru. На общих интересах основываются такие сети, как Dogster.ru – для владельцев собак, Couchsurfing.com – для путешественников, Care2.com – для активистов и волонтеров, MyChurch.com – для христиан.
1.2. Виды социальных сетей
Кроме социальных сетей, которые большинством пользователей используются для налаживания личных и деловых контактов, а также для поиска реальных оффлайн-знакомых, существует еще несколько типов схожих ресурсов социальной направленности, которые работают в формате Web 2.0:
1.Социальные каталоги – сайты, позволяющие пользоваться базами данных научных статей и цитат. Позволяют «делиться» своими находками с другими пользователями и ориентированы главным образом на использование в образовательной и академической сфере.
В качестве примера можно привести каталоги CiteULike, Connotea, Academic Search Premier, Academic University.
2. Социальные закладки – сайты, с помощью которых можно составить список закладок или популярных ресурсов, и предоставить его в распоряжение других пользователей, объединяя, таким образом, пользователей со схожими интересами. Примером социальных закладок может служить ресурс Delicious.
3. Социальные библиотеки – специальные приложения, которые позволяют пользователям предоставлять ссылки ни личные библиотеки, коллекции аудио- или видеозаписей. В библиотеках существует возможность оставлять рекомендации, оценивать ссылки и некоторые другие. Примером такой социальной библиотеки может служить discogs.com.
4. Социальные сети веб-мастеров – узкоспециализированные социальные сети, которые используются для распространения полезных материалов и ссылок. Предусматривают возможность оставлять голоса на наиболее интересные посты, оценивать полезные анонсы.
5. Игровые социальные сети – игры, имитирующие различные миры, предназначенные для большого количества пользователей. Имеют все классические характеристики онлайн-игр (подсчет очков, прохождение уровней и т.д.), при этом позволяют общаться реальным игрокам. Одна из наиболее популярных многопользовательских игр – это Word of Warcraft.
6. Многоязычные сети – сервисы для общения людей, говорящих на различных языках. Для общения используются различные программы, которые позволяют переводить слова, предложения и фразы в режиме реального времени. 7. Профессиональные социальные сети – объединения людей по профессиональному принципу для общения на специализированные темы, обмена опытом и предоставления профессиональной информации. 8. Гендерные и возрастные сети – ресурсы, созданные для общения пользователей определенного возраста или пола. Например, детские социальные сети, сети для девушек.
1.3. Технические особенности работы в социальной сети
Социальная сеть объединяет определенное количество пользователей на одном веб-ресурсе. Для работы в социальных сетях обязательно необходима регистрация с рекомендацией указывать реальные данные. Пользователь самостоятельно наполняет свой профайл контентом – личными данными, фотографиями, текстом. С появлением социальных связей – в наполнении профайла могут принимать участие и другие пользователи социальной сети.2 Кроме того, предусмотрена система оценок и комментариев, возможность объединяться в группы согласно интересам, общаться в режиме реального времени.
Серверы социальных сетей установлены зачастую в самых различных местах земного шара. Учитывая колоссальную нагрузку и постоянно увеличивающееся количество пользователей, администрированием социальных сетей занимаются сотни и тысячи человек.
1.4. Популярные социальные сети в России
Instagram – приложение для обмена фотографиями и видеозаписями с элементами социальной сети, позволяющее снимать фотографии и видео, применять к ним фильтры, а также распространять их через свой сервис и ряд других социальных сетей. Разработка приложения Instagram началась в Сан-Франциско, когда Кевин Систром и Майк Кригер решили переориентировать свой проект Burbn на мобильные фотографии. Приложение появилось в магазине приложений App Store компании Apple 6 октября 2010 года. В апреле 2012 года Instagram был приобретён компанией Facebook. Цена покупки составила 300 млн долларов денежными средствами и 23 млн акций компании, что в общей сложности составило $1 млрд. По прогнозам экспертов, Instagram за 2017 получил от глобальной рекламы около $2,8 млрд. На 2018 год число зарегистрированных пользователей составляет 1,1 млрд человек. По данным опроса, проведённого в декабре 2017 года ВЦИОМ, 14% российских интернет-пользователей пользуются аккаунтом в Instagram каждый день.
FaceBook. Крупнейшая в мире социальная сеть, сервис которой доступен на 40 языках. Год основания – 2004. На июль 2013 года аудитория Facebook составила 1,2 миллиарда пользователей – это те, кто заходил на сайт хотя бы раз в месяц или за указанный промежуток времени был зафиксирован с помощью кнопки Like. Каждый день в социальной сети пользователи оставляют 3,2 миллиарда «лайков» и комментариев и публикуют 300 миллионов фотографий.
Десятого октября 2006 г. в России появляется аналог Facebook – социальная сеть «ВКонтакте». Ее создатель – Павел Дуров. Сайт доступен на многих языках, однако основная его аудитория – русскоязычные пользователи. Стоит отметить, что изначально ресурс был предназначен для студентов и выпускников российских вузов, спустя время, он стал позиционировать себя как «современный, быстрый и эстетичный способ общения в сети». По данным SimilarWeb за декабрь 2017 года, «ВКонтакте» занимает 11-е место в рейтинге самых популярных сайтов в мире. К слову, в этой социальной сети сегодня зарегистрировано более 410 млн пользователей.
«ТикТок» (TikTok) — видеохостинг для создания коротких видео. Представительства TikTok находятся в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Берлине, Дубае, Мумбаи, Джакарте, Сеуле и Токио. В Китае известна как Douyin.
Запущенная летом 2018 года, на данный момент является ведущей видеоплатформой для коротких видео в Китае и становится всё более популярной в других странах, став одним из наиболее быстрорастущих и скачиваемых приложений. В данный момент приложение достигло более 500 миллионов пользователей из 150 стран. В Китае, где приложение имеет наибольшую популярность, 60 % пользователей в возрастном диапазоне 25- 44 года, а за пределами Китая 43 % пользователей старше 24.
По итогам 2019 года среднем каждый месяц российские пользователи просматривали 16,25 млрд и размещали 20,83 млн видео; делились 23 млн и ставили лайки 1,62 млрд видео.
Одноклассники. Менее популярная социальная сеть. В «Одноклассниках» зарегистрированы люди, окончившие школу или университет. Это социальная сеть – возможность для них пообщаться со своими бывшими одноклассниками или однокурсниками, с которыми, возможно, они долго не виделись. Проект запущен 4 марта 2006 года, его автором является российский веб - разработчик Альберт Попков.
Twitter. Запущена в феврале 2004 года Марком Цукербергом и его соседями по комнате во время обучения в Гарвардском университете Эдуардо Саверином, Дастином Московицем и Крисом Хьюзом. Благодаря Facebook Цукерберг в 23 года стал самым молодым миллиардером планеты. Система, позволяющая пользователям отправлять короткие текстовые заметки, используя веб-интерфейс, SMS, средства мгновенного обмена сообщениями или сторонние программы-клиенты. Созданный Джеком Дорси в 2006 году, Твиттер вскоре завоевал популярность во всем мире. По состоянию на 1 января 2014 года сервис насчитывает более 200 млн пользователей. 100 миллионов пользователей проявляют активность хотя бы раз в месяц, из них 50 миллионов пользуются Твиттером ежедневно. 55% пользуются Твиттером на мобильных гаджетах, около 400 миллионов уникальных посещений получает за месяц непосредственно сайт twitter.com Отличительной особенностью Твиттера является публичная доступность размещённых сообщений; это называется микроблоггингом. Твиттер оценивается как один из 10 самых посещаемых веб-сайтов по всему миру.
Таким образом, оформление социальных сетей началось вместе с появлением Интернета. В современном обществе они представлены достаточно широким спектром, охватывают огромное количество людей разных национальностей. Современные социальные сети предоставляют значительное количество услуг, начиная от элементарных SMS сообщений и заканчивая поиском информации, видео-звонками. Пользуясь социальными сетями, люди увлекаются жизнью в виртуальном мире, посвящая этому значительную часть свободного времени.
Глава 2. Социальные сети в жизни современного подростка
2.1. Отрицательное воздействие социальных сетей на современных подростков
До достижения совершеннолетия ответственность за поступки детей возлагается на их родителей или опекунов, но проблема в том, что взрослые иногда имеют меньше опыта виртуальной жизни и не могут как следует контролировать эту сторону развития их ребенка. Установление паролей и «родительского контроля» сайтов не всегда помогает направить интерес детей в нужное русло, а иногда и дает нежелательный эффект: сладость запретного плода только подстегивает любопытство и заставляет искать пути обхода запретов. Тем более что социальные сети, хотя формально и должны выполнять предусмотренные законом запреты на распространение порнографической, экстремистской и националистической информации, на деле не всегда могут контролировать поступающий от пользователей контент. Кроме этого, при высокой частоте взломов профилей социальных сетей, такая информация может оказаться в фокусе внимания детей в любое время.
Поэтому смело можно сделать вывод, что социальные сети оказывают заметное негативное влияние на формирование подрастающего поколения. Например, речи. Конечно, выучить и узнать значения нехороших слов дети могут и в реальной жизни, и, возможно, это не самая большая беда. Но свободное употребление ненормативной лексики в статьях, комментариях и объявлениях пользователями социальных сетей могут сформировать у ребенка подсознательное убеждение, что такая манера общения социально приемлема.
Навыки живого общения люди могут отработать только в реальной жизни, а социальные сети и активная виртуальная жизнь ставит ребенка в ситуацию, когда эти навыки не используются, и, как следствие, не развиваются и атрофируются. 3 проблемы социализации, неумение устанавливать межличностные отношения с взрослыми и сверстниками, отсутствие реальных друзей при частом посещении странички в социальной сети никуда не исчезают, а просто становятся менее заметными для ребенка.
Подростки слишком много время тратят на бессмысленное времяпровождение в социальных сетях. Дети заводят свою страничку на просторах Интернета в среднем в возрасте 10 лет. 30% из них уверены, что родители были бы недовольны, если бы узнали, чем они там занимаются. Мягко говоря, статистика неутешительная. Такое проведение досуга негативно сказывается на нашем здоровье. Медикам часто задают вопросы: «Как проснуться в хорошем настроении?», «Как побороть усталость и сохранить хорошее самочувствие в течение всего дня?». Отвечая на них, врачи единогласны: «Не стоит проводить в социальных сетях слишком много времени. Не сидите за компьютером перед сном – обилие информации раздражает нашу психику, и сон становится более беспокойным, а на утро появляется ощущение, что мы недостаточно хорошо отдохнули».
Ещё одна удручающая тенденция заключается в том, что современный подросток вытесняет реальное общение виртуальным, утрачивая способность поддерживать разговор при общении с глазу на глаз. Сегодня у психологов возникает сомнение в том, умеем ли мы общаться? Общение в виртуальном режиме подразумевает несоблюдение правил грамматики и пунктуации, составление максимально простых предложений, использование чрезвычайно бедного словарного запаса, замену эмоций смайликами – все это негативно отражается на реальном общении.
Небольшая часть подростков тратят деньги в соц. сетях на игры, платные услуги. В среднем реальные деньги в играх в российских социальных сетях платит около 10% активных игроков. Активные подростки социальных сетей в реальности имеют заниженную самооценку. У подростков и молодежи, которые тратят много времени на общение в социальных сетях, просто физически не хватает времени на общение с реальными друзьями, учебу и хобби. Портятся отношения с родителями и учителями, а, следовательно, успехи в учебе и личной жизни оставляют желать лучшего. Итог – заниженная самооценка, исправить ситуацию достаточно просто, нужно просто больше времени посвящать реальным друзьям, учебе и увлечениям, не связанным с Интернетом и социальными сетями.
Кроме того, подросток словно прячется за своим виртуальным образом, теряя способности к самой презентации в реальном мире. Так, в сети Интернет любой подросток, может выдавать себя за героя, уверенного в себе человека, а в действительности являться закомплексованным ребёнком. Имея такой образ в социальных сетях, ему будет сложно общаться и знакомиться с людьми в режиме настоящей жизни, переживать процесс социализации в современной обществе. Словом, влияние социальных сетей на человека сегодня становится все более явным. Главное – не тратить понапрасну своё время, а использовать возможности, предоставленные нам Интернетом, в благих целях.
2.2. Положительное влияние социальных сетей на современных подростков
Многие ребята ищут себе друзей из других городов, так как им не интересно общаться со своими сверстниками, и они находят себя друга или подругу для общения в социальной сети. Найдя себе друга, они начинают общаться и делиться своими переживаниями, проблемами, неудачами. Это очень безопасно, дабы твой виртуальный друг не пойдет и не расскажет своим друзьям о том, что у тебя на душе. Поэтому большинство подростков предпочитают виртуальных друзей. Большинство ребят заходят в социальные сети лишь для того чтобы послушать интересующую их музыку, фильм или видео. В группах по интересам подростки могут образовать группы, и в них обсуждать наиболее важные для них вопросы, обмениваться опытом, делиться жизненными переживаниями. Функция прямого самовыражения в социальных сетях, которая может воплощаться в заметках о себе (статусах), комментариях и выкладывании фото, школьниками почти не используется. Новой формой сообщения своего мнения стало использование «лайка» – отметки «нравится», она часто используется вместо прямых комментариев. Косвенно выразить свое мнение позволяет и функция репоста. Подростки, просматривая информацию, отбирают наиболее интересную, с их точки зрения, и делятся ею с друзьями.
Социальные сети дают нам безграничные возможности саморазвития: здесь мы можем посмотреть любой заинтересовавший нас фильм, послушать музыку, почитать научные статьи, книги, афоризмы известнейших мыслителей всех времен, скачать аудиокниги в машину. Мы можем использовать социальные сети, чтобы научиться плести макраме, выучить иностранные языки, заняться йогой или освоить арабские танцы – на просторах сети Интернет можно найти огромное количество обучающих видео. Кроме того, социальные сети оказывают нам незаменимую помощь в учебе. Во-первых, они служат глобальным коммуникационным каналом – мы можем обмениваться конспектами, рефератами и презентациями с одноклассниками. Во-вторых, вы можем вступить в сообщество, посвященное какой-либо тематике и досконально изучить вопросы истории России XVII-XVIII веках или основы развития менеджмента в странах запад. Для этого здесь есть ссылки на актуальную литературу, видео- и фотоматериалы, существует возможность обсудить проблемные вопросы с единомышленниками. Влияние социальных сетей на человека сегодня переоценить невозможно – мы имеем возможность использовать огромное количество информации, развивать своё мышление и самосовершенствоваться – главное не упустить эту возможности.
2.3. Сайты, с которыми школьная программа станет проще и интереснее
1. interneturok.ru – это настоящий кладезь, здесь есть видеоуроки, тренажеры и тесты по всем школьным предметам с 1 по 11 класс.
2. stellarium.org – потрясающе красивая программа, имитирующая планетарий. Незаменимо для всех, кто интересуется астрономией, учитывая, что этот предмет вскоре появится в школьной программе.
3. slovo.ws – на сайте есть готовые домашние задания по разным предметам и учебникам, но более ценны здесь разделы с онлайновыми версиями школьных учебников и биографиями русских писателей.
4. study.ru – «скоростные» уроки по английскому языку для начального уровня.
5. briefly.ru – это 2000 произведений школьной программы в кратком изложении.
6. lingualeo.com – интерактивный сервис для изучения английского языка. Есть бесплатный и расширенный платный доступ (стоимость на год соотносима с 2-3 занятиями с репетитором).
7. gostei.ru – крупная онлайновая детская библиотека, которая содержит тексты программных произведений по литературе с 1 по 11 классы.
8. gramota.ru – огромный справочно-информационный портал по правилам и сложностям русского языка.
9. nashol.com – портал, на котором собраны ссылки на полезные ресурсы, книги и тексты по всем предметам школьной программы.
10. learnenglishkids.britishcouncil.org – любопытный сервис по изучению английского языка для учеников разной степени подготовки.
11. litra.ru – сайт с огромным количеством биографий писателей, кратких содержаний и полных текстов литературных произведений и сотней критических статей.
12. math-prosto.ru – программа по математике с 1 по 11 класс, подготовка к экзаменам по предмету и готовые домашние задания.
13. loviotvet.ru – онлайновый решебник и калькулятор с решениями примеров и уравнений по математике различной сложности.
14. fizika.ru – учебники, задачники, лабораторные работы и тесты по физике для учеников 7-9 классов и учителей физики.
15. nuclphys.sinp.msu.ru – проект кафедры общей ядерной физики физического факультета МГУ. Лекции по физике и отдельный раздел для школьников «Популярно о науке».
16. chem.msu.su/rus/elibrary/ – фонд публикаций по химии, содержит учебники и практикумы по предмету, разработанные в том числе и в МГУ им. Ломоносова.
17. orgchem.ru – интерактивный мультимедиа учебник по органической химии для школьников.
18. ebio.ru – электронный учебный курс «Открытая биология» с разделением по направлениям «Ботаника», «Зоология», «Человек», «Общая биология» и «Экология». 19. zooclub.ru – мегаэнциклопедия о животных, населяющих планету.
20. nsportal.ru – национальный проект, в котором собраны авторские разработки и презентации педагогов по всем предметам.
21. do.gendocs.ru – учебный портал с огромным количеством лекций, докладов и справочников по разным предметам.
22. krugosvet.ru – универсальная научно-популярная онлайнэнциклопедия.
23. dic.academic.ru – универсальный словарь и междисциплинарная энциклопедия.
24. bibliotekar.ru – электронная библиотека нехудожественной литературы
25. uchi.ru – онлайн-платформа, где ученики изучают школьные предметы в интерактивной и веселой форме. Кроме того, здесь проводятся предметные олимпиады и хранятся архивы уже проведенных олимпиад.
