Проект по математике по теме «Проценты в нашей жизни». Автор: Пакина Софья Дмитриевна, Щеглова Анна Евгеньевна. Работа №402658
МБОУ «Школа № 14 с углубленным изучением английского языка» г. Рязани
Проект по математике
по теме
«Проценты в нашей жизни»
Выполнили: ученица 5 В класса Пакина Софья,
ученица 5 В класса Щеглова Анна
Научный руководитель: учитель математики
Пакина Татьяна Ивановна
Рязань, 2023 г.
Введение
Широкое повсеместное использование процентов в жизни человека показывает и доказывает то, что тема «Проценты» имеет важное практическое значение. Данный проект направлен на:
формирование интереса к данной теме;
совершенствование знаний, умений и навыков процентных вычислений в решени
и повседневных бытовых вопросов;
выявление и знакомство со сферами жизни, в которых так широко используются знания по теме «Проценты».
Актуальность темы проекта
Проценты - это одна из сложнейших тем математики, многие учащиеся затрудняются или не умеют решать задачи на проценты. Тем не менее понимание процентов и умение выполнять вычисления и расчеты, связанные с ними, необходимы каждому человеку.
Прикладное значение этой темы затрагивает все сферы жизни человека.
С процентами мы сталкиваемся в повседневной жизни на каждом шагу, начиная с похода в магазин и заканчивая сводками по стране и миру.
После знакомства с темой «Проценты» в 5 классе, стало очевидным то, что проценты сопровождают нас повсюду: не только в школе (на уроках математики, географии, биологии, истории, физики, химии и других), но и в повседневной жизни: при определении статистических данных в разных областях, при оплате коммунальных услуг, на работе родителей при выплате заработной платы и налоговых, пенсионных, прочих удержаний из нее, в банке при оплате кредита или получении накоплений по вкладу, в СМИ, в интернете и т.д. На хорошем уровне ориентироваться в мире процентов не так уж и просто!
Тема «Проценты» стала интересной и увлекательной, поэтому было принято решение провести исследования на эту тему, познакомить одноклассников с результатами исследования, привлечь и их внимание к этой актуальной для всех нас теме.
Цели проекта:
Выяснить, где и как проценты применяются в нашей жизни.
Расширить знания о применении процентных вычислений в задачах и в разных сферах жизни человека.
Задачи проекта:
Изучить историю происхождения процента;
Изучить задачи на проценты из практической жизни и окружающей среды современного человека;
Провести исследования и с помощью процентных
вычислений представить данные в виде задач
.
Гипотеза
Применение процентных вычислений – важный полезный практический навык, необходимый каждому современному человеку.
Объект исследования
Процент.
Предмет исследования
Применение и использование процентов в нашей жизни.
Методы исследования
Изучение по данной теме литературы; просмотр сайтов в интернете, социологический опрос взрослых и детей по данной теме; составление таблиц и диаграмм, математических задач с применением процентных вычислений, их решение и анализ.
Длительность исследования: 1 неделя: 21.04.02023 – 28.04.2023
План наших действий:
Изучить
историю возникновения процентов.
Выяснить
,
что знают родители
, взрослые
родственники
.
Составить свои задачи на проценты
.
Решить некоторые задачи из ВПР
.
Выяснить в каких школьных предметах применяются проценты
.
истории возникновения процента
Из истории возникновения процентов
Интересно происхождение обозначения процента. В переводе с латыни «процент» означает сотая часть. Была придумана его специальная запись: %. Говорят, что этот знак, признанный всем миром, возник из-за ошибки наборщика в Париже в 1685 г, у которого сломалась литера. Но существует версия, что знак % происходит от итальянского pro cento (сто), которое в процентных расчетах часто сокращенно писалось cto. Отсюда путем дальнейшего сокращения в скорописи буква t превратилась в наклонную черту «/», возник современный знак процента pro cento - cento - cto - c/o - %
Запись отношений стала удобнее, исчезли нули и запятая, а символ % сразу указывает, что перед нами относительная величина, а не граммы, литры, рубли или метры.
Проценты были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. Римляне брали с должника лихву (т. е. деньги сверх того, что дали в долг). При этом говорили: «На каждые 100 сестерциев долга заплатить 16 сестерциев лихвы».
Проценты были известны индусам ещё в V веке нашей эры. Это неудивительно, потому что в Индии с давних пор счёт вёлся в десятичной системе счисления.
В Европе десятичные дроби появились на 1000 лет позже, их ввел бельгийский учёный Симон Стевин. Он же в 1584г. впервые опубликовал таблицы процентов.
Употребление термина «процент» в России начинается в конце XVIII в. Долгое время под процентами понималось исключительно прибыль или убыток на каждые 100 рублей. Далее проценты стали применяться в медицине, химии и других областях жизни.
Со временем люди научились извлекать из вещества его компоненты, составляющие тысячные доли от массы самого вещества. Тогда, чтобы вводить нули и запятую, ввели новую величину: <промилле> - тысячную часть, которую обозначили так: ‰, и вместо 0,6% стали писать 6‰.
Понятие «процент» применялось сначала только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась, проценты широко стали применяться в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке, технике и др. В современном мире без процентов стало просто невозможно обходиться.
Область применения процентов
Проценты - одно из математических понятий, которое часто встречаются в повседневной жизни. Можно прочитать или услышать, например, что:
скидка
в магазине 3
0%
;
в
выборах приняли участие 64
% избирателей;
посещаемость в классе 95
%
;
успеваемость в классе 100%;
процент рождаемости / смертности вырос (снизился)
уксусная кислота 70%
футболка/ платье
содержит
какой то
% хлопка и
т.д
ты прав на 100% - в
разговоре
означает
!
Проценты находят свое применение:
в школьной программе при изучении школьных предметов: математика, история, география
, химия, биология, физика, пр.
в медицине,
в науке,
в промышленности,
в социологии;
в банко
вской сфере
;
в торговле;
в кулинарии;
в статистике;
в налоговой сфере и др.
Процент. Основные понятия
Процент (лат. «pro centum», - на сотню) - одна сотая доля.
Обозначается знаком «%».
Используется для обозначения доли чего-либо по отношению к целому, например, 1 процент – 1 сотая часть числа 100: 1/100 = 1%
Проценты — удобная относительная мера, позволяющая производит действия с числами в привычном для человека формате, вне зависимости от размера самих чисел. Это своего рода масштаб, к которому можно привести любое число.
Нужно запомнить наиболее встречающиеся виды процентов:
Сотая часть числа:
1%
Десятая часть числа
:
10%
Пятая часть числа:
20%
Четвёртая часть числа
:
25%
Половина
:
50%
Три четверти числа
:
75%
Мы можем использовать проценты и для обозначения разных величин:
1 см - 1% от 1 м.
1 коп - 1% от 1 руб.
1 кг - 1% от 1 ц.
1 а – 1% от 1 га.
Основные задачи на проценты
Нахождение процента от числа
(части от целого).
Пример: В магазин привезли 650 кг фруктов. Из них 28 % составляли апельсины. Сколько кг апельсинов привезли в магазин?
кг – 100 %
650:100=6,5 (кг) – 1 %
2)6,5*28=182 (кг) – апельсины.
Нахождение числа по его проценту. (
целого, зная его часть
)
Пример: До конца урока осталось 9 минут. Известно, что это составляет 20 % от всего урока. Сколько минут длится весь урок?
9 минут – 20 % - это одна пятая часть. Значит чтобы найти весь урок, нужно 9*5=45 минут.
Нахождение п
роцентного отношения двух чисел.
Пример: В палисаднике возле школы посадили 50 роз. Из этих цветов 15 роз белого цвета. Сколько процентов от всех роз составляют белые розы?
Чтобы найти процентное отношение чисел, нужно:
найти отношение этих чисел;
умножить его на 100%.
Итак, - часть посаженных белых роз.
15:50=0,3
0,3*100=30 % - белые розы.
Проценты используют люди различных профессий.
Мы провели исследование в нашем классе.
Всего в классе: 31 человек. По количеству человек, рожденных в определенное время года, мы посчитали это количество в процентах.
Дни рождения в классе по временам года:
2
2,58
% весной
(7)
29,03
% летом
(9)
25
,8
1
% осенью
(8)
22,58
% зимой
(7)
Проценты в бухгалтерии
Довольно интересный факт мы узнали от родителей. Оказывается, что от зарплаты работников работодателем отчисляется ежемесячно:
н
алог отчисляемый от зарплаты работника НДФЛ - 13%
в
Пенсионный фонд - 22 %
(
вычитаются из зарплаты и не имеют отношения к НДФЛ (13%), а уплачиваются за счет работодателя
)
;
фонд
социального страхования – 2,9% (о
ни идут на выплаты в случае временной нетрудоспособности и на ряд пособий
);
фонд соц. страхования от несчастных случаев – 0,2%
фонд регионального м
едицинского страхования – 5,1
%.
Итого: 44,8 %.
Вывод: на руки работник получает 100-44,8=55,2 %.
Это означает, что деньги, которые приходят на банковские карточки родителей, составляют не 100 % того, что они заработали.
Например, от суммы 34830 рублей - 13% НДФЛ:
34830 – 4528 = 30302 рублей остаток.
Проценты в торговле
Торговая наценка - это надбавка к цене закупки или к себестоимости товара или услуги. Продавец делает наценку, чтобы окупить расходы на логистику, продвижение и получить доход от продажи.
Мы нашли примерные цифры:
н
аценка на хлеб и хлебобулочные изделия
по закону
не более 6- 10 %;
н
аценка на молоко и молочные продукты
примерно 10
%;
н
аценка на остальные продукты
примерно
30%
.
Проценты в статистике
По телевизору очень часто мы слышим статистические данные, которые также выражаются в процентах.
Статистика рождаемости в России в последние 10 лет интересует не только исследователей, но и обычных людей, потому что эта самая рождаемость неуклонно падает.
По данным Росстата в феврале 2023 года в Рязанской области:
Родилось: 996 человек.
Умерло: 2666 человек.
Естественный прирост: -1670 человек.
В Росстате сделали выводы о гендерном разделении в регионах России. В целом ситуация с рождаемостью традиционна. В стране больше женщин, чем мужчин — представительниц прекрасного пола 53,77%. В то же время в стране нашлись «мужские» регионы. Правда, в чистом виде такой лишь один — это Чукотский автономный округ, где сильный пол составил 50,11%.
Примерно равное количество мужчин и женщин в Ямало-Ненецком автономном округе и Камчатском крае — мужчин здесь 49,57%. А в Чеченской Республике 49,06% представителей сильного пола.
Меньше всего мужчин (но не катастрофически) в Ярославской области — 44,65%, Ивановской области — 44,69%, Тульской области — 44,83%. В то же время в Москве и Подмосковье примерно одинаковая доля мужчин — 46,11% и 46,10%.
Интересный факты
Американские ученые пришли к выводу, что каждая сигарета укорачивает жизнь на 5,5 минут! Среднестатический курильщик выкуривает 14-18 сигарет в день. Если он живет до 68-69 лет, а курить начал в семнадцать лет, курение привело к сокращению его жизни на 13-14 лет, что составляет примерно 13-15 % всей его жизни.
Вывод: здоровый образ жизни продлевает длительность жизни.
Задачи на проценты по разным школьным предметам
1) Математика:
На сколько % увеличится площадь прямоугольника, если его длину увеличить на 30%, а ширину — на 40%?
( (1+0,3)(1+0,4) - 1= 0,82*100% = 82%)
2) Физкультура.
На лыжных соревнованиях Анастасия К. пробежала дистанцию за 1мин 28 сек, а Николай С. - на 25% быстрее. Какой результат показал Николай С.? (88сек - 0,25*88 сек = 88-22=66 сек=1 мин 6 сек)
Хи
мия:
Сплав содержит 32% олова и 48% свинца. Сколько граммов олова и сколько свинца в 400г сплава?
1)400*0,32=128г олова;
2)400*0,48=180г свинца.
География:
Население
Рязанской области
(на 1.01.2022 г.) составляет 1,1 млн человек (0,756% от численности населения РФ).
Общая площадь России - 17125 тыс.
кв.
км
Площадь Рязанской области – 39,6 тыс. кв. км, что составляет 0, 23 % от территории РФ.
(100% : 17125) * 39,6 = 0,23 %.
5) История
Российская императрица Екатерина III (Алексеевна) Великая правила в России 34 года, что составляет 89% от периода правления русского царя (с 1721 года первого российского императора) Петра I Великого. Сколько лет правил Петр I Великий?
(34 100%) : 89% = 36 (лет) правил Петр I Великий.
Проценты на ВПР
Мы провели исследование в нашем классе.
Всего в классе: 31 человек. Из них ВПР по математике писали:
27 – 100 %
на оценку 4 написали 8 человек (29,6 %)
на оценку 5 написали 19 человек (70,4 %)
В работе ВПР по математике 5 класса тему «Проценты» в 2023 году убрали, а в работе ВПР по математике 6 класса мы увидели и попробовали решить такие задачи:
На заправочной станции в январе бензин стоил 40 рублей за литр. К июлю цена на бензин выросла на 3 %, а к ноябрю выросла еще на 10 %. Сколько рублей стоил литр бензина в ноябре?
Итак,
40 руб – 100 %
40:100=0,4 (руб) – 1 %
0,4*3=1,2 (руб) – 3% процентная надбавка на бензин в июле.
40+1,2 = 41,2(руб) – стоил бензин в июле.
41,2 руб – 100 %
41,2:100=0,412 (руб) – 1%
0,412*10=4,12 (руб) – процентная надбавка на бензин в ноябре.
41,2+4,12=45, 32(руб) – цена бензина в ноябре.
Ответ: 45, 32 рублей.
Петя потратил в компьютерном магазине 800 рублей. На покупку клавиатуры он израсходовал 35% этой суммы, а на покупку
мыши
-
20% этой суммы
. Сколько рублей стоили ост
альные товары, купленные Петей?
100%-(35%+20%)=45 % - Петя потратил на остальные товары.
800:100*45=360 руб – стоили остальные товары.
Ответ: 360 рублей.
Выводы
Роль процентов в жизни человека велика. Изучение истории возникновения процента показало, что появление этого термина связано больше с развитием торговли. По сей день проценты являются одним из важнейших инструментов сферы торговли, банковского дела и налогообложения. Однако знания процентов помогают людям самых разных профессий.
Разобраться, как выгодно вложить деньги и грамотно распоряжаться полученными средствами сейчас всегда являлось актуальным. Люди самых разных профессий вынуждены прибегать к процентным вычислениям в своей деятельности, а также в повседневной жизни. Знание понятия процента, умение находить процента от числа, или число по его процентам необходимы каждому современному человеку. Участие в проекте позволило узнать много нового, потренироваться в решении задач и показало, что еще много нового и интересного можно узнать по этой теме – а значит есть, куда стремиться и развиваться.
