Социально-психологические особенности молодежных субкультуры Панки».. Автор: Ягодина Анастасия. Работа №407237
ПРОЕКТ
по обществознанию
По теме: «Социально-психологические особенности молодежной субкультуры панки».
Содержание
Введение…………………………………………………………………
…
1.1. Актуальность работы………………………………………………….
Цель, задачи проекта……………………………………………
…...
Социально-психол
огические особенности молодежной
субкультур
ы панки
........
2.1. Понятие молодежной субкультуры………………………………........
2.2. История возникновения субкультуры…………………………………
2.3. Виды современных молодежных субкультур……………………….
2.4. Влияние субкультур на внутренний мир подростков…………………….
2.5. Результаты анкетирования……………………………………………
3. Заключение……………………………………………………………….
Источники…………………………………………………………
……
.
1.Введение.
Современное общество активно сталкивается с понятием «субкультура», особенно в контексте молодежной среды. Молодежная субкультура - это новое и многогранное явление социальной жизни, охватывающее множество аспектов, таких как социокультурное развитие общества и психологические особенности определенных возрастных групп.
Многие подростки становятся представителями тех или иных субкультур, но что это значит и какие виды субкультур существуют? В настоящее время, происхождение и развитие субкультур являются предметом изучения различных научных дисциплин, таких как социология, антропология и культурология.
Как отмечают ученые-социологи и журналисты, понятие "молодежная субкультура" все чаще используется для описания различных явлений и процессов, происходящих в молодежной среде.
В свою очередь, социальная психология активно изучает молодежь как социальную общность. В рамках этого изучения уделяется большое внимание особенностям социализации, воспитания, наследования молодежью знаний и опыта старших поколений, а также образу жизни и выполнению социальных ролей.
Таким образом, изучение молодежной субкультуры является важной задачей для понимания различных социальных процессов и явлений, происходящих в современном обществе.
1.1.Актуальность работы.
Тема, которую я выбрала для проекта, достаточно актуальна в наши дни. На данный момент в обществе существует множество различных субкультур. Молодежное общество относят себя к различной субкультуре, не зная её особенностей, тем самым получая негативное влияние на свой разум.
1.2. Цель, задачи проекта.
Цель: Выяснить причины вхождения молодых людей в различные неформальные группы.
Задачи:
Рассмотреть
информационные источники по теме
проекта.
Составить краткое описание молодежных субкультур.
Провести анкетирование на знание субкультур среди учеников 10 классов.
Создать презентацию на основе найденного материала.
2. Социально-психологические особенности молодежной субкультуры Панки.
2.1. Понятие молодежной субкультуры.
В настоящее время молодежная субкультура является значимой составляющей культурной индустрии общества. Она не ограничивается только культурой, создаваемой самой молодежью, но также включает в себя культуру, специально созданную для данной группы населения. Она охватывает различные аспекты жизни молодежи, такие как досуг, развлечения, мода и производство товаров, таких как одежда, обувь и украшения.
Характерно для молодежи эмоциональное поведение и восприятие мира, что отличает ее от культуры старших поколений. Это часто приводит к сложностям в поиске взаимопонимания и взаимного доверия. Однако, для молодежи, сообщества сверстников обеспечивают наиболее подходящую среду, где они могут провести досуг с интересом, обсудить личные проблемы и весело развлечься. Кроме того, эти сообщества становятся главным местом создания молодежной субкультуры.
Молодежная субкультура включает в себя различные группы молодежи, такие как студенческая, творческая, рабочая и сельская молодежь, а также маргинальные группы. Однако, связь этих групп с молодежной субкультурой может быть символической или весьма слабой, что делает данное образование достаточно аморфным. Современная молодежная субкультура определяется миром эмоций и чувств. Главную роль в ней играет музыка, так как она обладает огромным эмоциональным воздействием и является одним из лучших способов самовыражения. Наиболее распространенными жанрами в молодежной субкультуре являются рок и поп-музыка, которые становятся не только искусством, но и стилем и образом жизни.
Помимо музыки, в молодежной субкультуре важную роль играют другие элементы, такие как сленг, внешний вид, одежда, обувь, манеры поведения, развлечения и т.д. Молодежный сленг отличается от литературного языка специальной лексикой, повышенной экспрессивностью и эмоциональностью. Например, хиппи используют прибавление суффикса -ак, -як к прилагательным и глаголам, создавая новые формы слов: «нижняк» - нижнее белье, «крутняк» - сложная или «крутая» ситуация, «отходняк» - похмелье, «голяк» - полное отсутствие чего-либо.
Распространенным явлением молодежного сленга стал сегодня «стеб».1 Можно предположить, что «стеб» - это своеобразный механизм защиты молодежи от «невкайфов», т.е. неприятных жизненных ситуаций.
Одежда и обувь представителей молодежных субкультур включают в первую очередь кроссовки, джинсы и куртку. Во внешнем виде большое значение придается прическе, длине волос. Все элементы субкультуры несут символическую нагрузку, подчеркивают ее обособленность от общей культуры.
Молодежная субкультура:
Часто рассматривается
как отклоняющаяся, выражающая
некую степень оппозиции господствующей культуре.
Характеризуется преобладанием отдыха и досуга, вокруг которых формируются все отношения.
Отличается приоритетом потребительских ориентаций.
Формируется под влиянием экранной культуры.
Все больше становится неформальной культуры, носителями которой выступают неформальные подростковые группы.
Носит суррогатный характер - она полна искусственными заменителями реальных ценностей.
Отличается отсутствием избирательности в культурном поведении, преобладанием стереотипов и группового конформизма
2.
Обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения.
2.2 История возникновения субкультур.
Ненормативное (отклоняющееся от принятых в обществе норм, асоциальное) поведение молодых людей впервые стало объектом внимания учёных в США в 30-50 гг. XX века. Учёные-социологи, психологи, правоведы изучали возникновение и функционирование молодёжных банд в больших городах, в первую очередь Чикаго. Они рассматривали ненормативное, то есть нестандартное с точки зрения общественных норм, поведение молодёжи. Исследования показали, что члены таких бандитских объединений живут в соответствии с собственными правилами и нормами, которые являются отклонением от базовой социально-культурной нормы. Именно к ним, этим объединениям, и было впервые применено понятие "субкультура". В этой концепции субкультурой является такое сообщество, где нетипичное - "асоциальное" поведение рассматривается как конформизм, то есть норма. Субкультурой стали называть такую подсистему общества, которая не признается обществом в целом, в первую очередь государственной властью.
Как видим, первоначально подход к субкультурам был чисто социологическим. Затем интерес к этому феномену перемещается в более широкую сферу гуманитарных интересов — сферу культурологии.
После второй мировой войны термин "молодёжная субкультура" вошёл в обиход социологов и стал употребляться не только применительно к преступным формированиям, но и ко всем явлениям культуры, связанным с молодёжью. Отмечалось, что рост благосостояния ведёт к повышению покупательной способности молодёжи, а это в свою очередь порождает возникновение нового, самостоятельного рынка товаров и услуг, ориентированного на молодого покупателя. Это было названо "прорывом тинейджерской культуры". Впрочем, в этот период отклонения от базовых норм и ценностей общества у молодёжи было незначительным и многие исследователи на этом основании отрицали существование понятия "молодёжная культура", аргументируя свою позицию тем, что в руках старшего поколения сосредоточены мощные средства влияния и контроля над образом жизни молодого поколения.
Но, правы оказались те, кто рассматривал тинейджерство как начало нового внутрикультурного процесса. Производство широкодоступных "культурных товаров" (поп-музыка, мода и т.п.) привело к тому, что тинейджерство стало международным стилем-движением, продуцирующим и потребляющим не только разнообразные варианты моды и музыки. Молодёжная субкультура постепенно дифференцировалась, в ней возникли различные движения, которые связывались уже не только и не столько с модой и музыкой, сколько с общественно-политическими взглядами — этот процесс охватил культуру в 60-70 гг. Тогда и заговорили о "конфликте поколений", а как следствие резко возрос интерес к исследованиям, изучающим эту проблему.
В связи с тем, что субкультур в современном мире очень много и каждый день зарождаются или возрождаются новые и новые субкультуры, социологи неоднократно пытались систематизировать их, выработать своеобразную типологию. Итак, молодежные субкультуры бывают:
● политизированные субкультуры – активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность;
● эколого-этические субкультуры – занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду;
● нетрадиционные религиозные субкультуры – в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм);
● субкультуры образа жизни – группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки);
● субкультуры по интересам – молодые люди, объединенные общностью интересов – музыкальных, спортивных и др. (байкеры, сноубордисты, рэперы, рокеры)
● субкультура «золотой молодежи» - характерна для столичных городов – ориентирована на проведение досуга (одна из наиболее закрытых субкультур).
● радикальные молодежные субкультуры – отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды);
Профессор З.В. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:
1) со способом времяпрепровождения - музыкальные и спортивные фанаты, металлисты и даже нацисты;
2) с социальной позицией - экокультурные;
3) с образом жизни - "системники" и их многочисленные ответвления;
4) с альтернативным творчеством - официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие.
2.3. Виды современных молодежных субкультур
Для того чтобы выявить специфику влияния субкультуры на развитие личности подростка, следует рассмотреть различные виды современных молодежных субкультурных течений. Каждое из направлений подростковых субкультур проявляет четко определенные, отличные от других особенности поведения.
Хиппи
Это молодые люди, пропагандирующие мир во всем мире. Они выступают против войны и насилия, не воспринимают правительство, поскольку, по их мнению, именно политики провоцируют кровопролитные конфликты. Любят экспериментировать, заниматься саморазвитием, искать духовное удовольствие в творчестве. Многие представители хиппи отказываются от богатства в пользу нищеты, упрощая свою жизнь.
Частое употребление наркотиков, сексуальные эксперименты, путешествия, фестивали, совместное проживание – все это наиболее яркие особенности субкультуры общества хиппи.
Готы
Эти мрачные на вид люди, одетые во все черное, предпочитают носить украшения с мистической символикой – серебряные кольца, цепи, кулоны с кельтскими крестами3, черепами и даже гробами. Из предметов обихода приветствуются кожаные штаны, жилетки, бусы, серьги. Для них главное – быть неординарными, красивыми и эпатажными.
Настоящие готы, помимо забот об одежде, стремятся поддерживать и соответствующий образ жизни. Они обильно и охотно заимствуют декадентскую, кладбищенскую, вампирическую эстетику. Приветствуется все, что относится к темной стороне бытия, связано со смертью.
Эмо
Эмо – это пример молодежных субкультур, выступающих против несправедливости и прославляющих возвышенные чувства, романтизм.
В представлении большинства, эмо – это плачущие мальчики и девочки, чей разум занимают только мысли о суициде. С помощью этого позерства4 молодые люди стараются утвердиться в интересующей их социальной группе и проявить так называемый «индивидуализм», который, в принципе, таковым не является. Толком не разобравшись, они пытаются сконцентрировать на себе внимание окружающих крайними методами. Очень тяжело переживают личные неудачи, и даже общественные события вызывают у них бурю эмоций.
Самое главное стремление эмо – найти большую и чистую любовь. Влюбившись, они целиком отдаются этому всепоглощающему чувству. А если окажется, что предмет их любви – ненастоящая вторая половинка, то страданиям эмо не будет предела, ближайшее время они посвятят размышлениям о несовершенстве нашего мира. Но поплакав пару дней, они вновь устремляются к дальнейшему поиску.
Паркурщики
Паркур иногда называют тарзанкой без страховочного пояса. То, что делают паркурщики, кажется, выходит за грани человеческих возможностей. Спрыгнуть с огромной высоты и не разбиться, взбежать на вертикальную стену, как-будто земного притяжения не существует, скакать по крышам, расстояние между которыми не один метр, – все это похоже на боевик с элементами фантастики. Но паркур – это не шоу, и не спорт, и не каскадерские трюки. Это идеология сродни восточной философии – преодоление собственного страха, освобождение внутренних возможностей, развитие фантазии и быстроты реакции. Если в нормальной жизни препятствие обычно парализует и угнетает человека, то в паркуре лишь побуждает к поиску выхода и движению вперед. В какой-то степени паркур, как и восточные единоборства, можно рассматривать и как самооборону: столкнувшись с нападением, даже вооруженным человеком, паркурщик сможет увернуться, убежать, забраться туда, где преступнику его не достать.
Безусловно, прежде чем совершить головокружительный трюк, представители данной субкультуры много и подолгу тренируются, отрабатывая простые движения и легкие прыжки, развивая гибкость, пластику и баланс.
Панки
Особенности молодежной субкультуры такой формы заключаются в приверженности к полной свободе и личной независимости. Панки могут иметь самые разные политические взгляды. У них есть свои принципы и моральные ценности, которые они защищают иногда даже в агрессивной форме. Самое главное для панка – не продаваться и всегда рассчитывать только на себя. В основном их объединяет музыка – рок или панк-рок, в которой затрагиваются проблемы, беспокоящие эту группу людей.
Характерные черты этой субкультуры – яркие ирокезы5, необычная окраска волос, эпатажная манера поведения и разный стиль в одежде. Стиль «панк» во многом основывается на взглядах, оппозиционных традиционным моральным принципам и ценностям, которые обычному человеку иногда даже сложно представить.
Гламур
Субкультура гламур, является одной из самых молодых субкультур нашего времени. Она сформировалась на основе клубной жизни и светских вечеринок. Самая главная черта, которая отличает гламур от других субкультур – это беспрекословное следование последним модным течениям. Идеология очень проста, здесь отсутствуют какие-либо высокие идеи, все сводится к красивому внешнему виду и знаниям последних мировых модных тенденций. На свой внешний вид тратятся огромные деньги. Причем попасть в эту субкультуру, может как женщина, так и мужчина. Для каждого пола предусмотрен свой собственный дресс-код6. Что касается интеллектуального развития, то в гламуре, оно практически отсутствует. Быть умным – не является визитной карточкой этого направления. При всем желании, знание цен и всех мировых брендов нельзя отнести к качеству ума или же мышления. Также следует заметить, что собственное мышление как таковое отсутствует у представителей данной субкультуры. Оно, в принципе, им и не нужно, ведь моду диктуют модные глянцевые журналы. Что пишут в таких изданиях – является неприкосновенной правдой, за которой просто нужно следовать.
2.4. Влияние субкультур на внутренний мир подростков.
Нельзя дать точного ответа хорошо или плохо влияет субкультура на общество и молодежь, в частности. Как говорится: «Все хорошо в меру». Подростки в период своего взросления пытаются найти себя и понять, что хотят от жизни вот и начинают применять разные облики субкультур, самое главное вовремя закончить с этим и не пропустить момент взросления. Но проблема в том, что не одна субкультура не призывает к построению карьеры, развитию личности, к семье и детям. Везде только безысходность, агрессия, алкоголь и отрицание всех норм, а такие позиции чреваты последствиями. С одной стороны, молодежь, относящаяся к субкультурам, имеет постоянное общение и увлекается тем, что им интересно. Так же это способствует социализации молодых людей, помогает реализовать свои желания, поднять свой авторитет в глазах товарищей. С другой стороны, это все зависит от самой субкультуры и от человека. Есть определенные культуры, которые призывают к насилию, жестокости в обращении с животными, людьми тут, безусловно, они опасны для общества и их нужно опасаться. Если есть голова на плечах, то подросток никогда не попробует наркотики, не прыгнет с крыши или не совершит преступление. Хотя для родителей лучше, чтобы ребенок просто занимался спортом, гулял и учился, но иногда бывает полезным вступить в какое-то общество, чтобы начать формировать свой характер. Ведь различные молодежные течения возникают вследствие определенных тенденций общества. Агрессия в субкультурах становится ответом на несправедливость взрослых, военные конфликты и неправильное воспитание, а яркий вид свидетельствует о бунтарстве против норм. Поэтому родителям следует понять своих детей и дать им некоторую свободу. Подростки, как правило, «перерастают» свои увлечения. Влияние субкультур в таком случае постепенно ослабевает и со временем ребенок понимает, что ему это совсем не нужно.
2.5. Результаты анкетирования.
В анкетировании приняли участие 22 человека, все десятиклассники. На вопрос: знаете ли вы что такое субкультура? 22 человека ответили да. На вопрос: относитесь ли вы к какой-либо субкультуре? Большинство ответили нет.
На вопрос: как вы считаете почему подростки вступают в различные субкультуры?
3. Заключение.
Каждая социальная группа или поколение имеет определенные взгляды на жизнь. Точно так же и молодежная субкультура – это всего лишь неформальное поведение подростков. Таким образом они убегают от проблем взросления, конфликтов дома и в школе, за определенной маской прячут свою растерянность перед будущим. Подростки не желают решать реальные проблемы, не реализуют собственные стремления, а лишь подражают кумирам.
Каждое движение выражает мысли, чувства, желания по-своему, но все они хотят быть понятыми современным миром. В редких случаях представители подростковых субкультур годами хранят верность прежним идеалам. В основном молодежь перерастает все эти предрассудки, и трудные подростки становятся самыми обычными людьми.
4.Источники.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B1%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0
http://moodle.ogtk.org/mod/page/view.php?id=1850
https://myfilology.ru/143/ponyatiya-subkultury-i-kontrkultury/
https://www.kem.by/interesting/%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%81%D1%83%D0%B1%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B/
П.А. Баранов, А.В. Воронцов,
С.В. Шевченко
«Обществознание. Полный справочник».
Л.Н. Боголюбов, А.Ю.
Лазебникова
, М.Ю.
Телюкина
. «Обществознание 10 класс».
иронически-издевательское отношение к тому, о чем идет речь.
соглашательства
религиозный символ, характерный для кельтов Британских островов вариант христианского креста с наложенным на него кругом.
человек, который «ведет себя притворно или позирует для определённой цели», который «использует особое поведение, имидж или манипуляции, чтобы произвести впечатление на других», а также с целью стать частью определённого сообщества или субкультуры.
полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженой голове.
форма одежды, требуемая при посещении определённых мероприятий, организаций, заведений.
