Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Языковые средства создания юмора в произведениях. Автор: Марина Петровна Тихая. Работа №415647

Дата публикации:
Автор:
Номинация:
Детские исследовательские и научные работы, проекты
Описание:
Работа носит исследовательский характер, который требует кропотливой работы с текстом. Ученица выбрала тему самостоятельно, т.к. проявляет интерес к литературе, испытывает интерес в работе со словом. Точность целей, правильные формулировки задач, точность выполнения этапов проекта, умение отбирать главное позволили создать интересную работу, которую с удовольствием воспринимали ученики на уроке. Содержание работы можно использовать на уроках литературы при изучении произведений юмористического характера.
Работа:

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Юрюзань»

Катав-Ивановского муниципального района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

по русскому языку и литературе

 

 

«Языковые средства создания юмора в произведениях»

 

 

 

 

Работу выполнил(а)

ученица 9-а класса

Шигапова Элина

 

 

Наставник-учитель высшей

квалификационной категории

Тихая М.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Юрюзань

2023 г.


Введение

 

Данная тема для меня актуальна, потому что юмор – неотъемлемая часть нашей жизни. Хотелось бы, чтобы люди больше шутили, понимали юмор.

Проблема проекта: юмор помогает людям общаться, веселит и поднимает настроение. Он не позволяет нашей жизни быть унылой и скучной, а также помогает человеку объективно оценить себя, поэтому важно знать, на основе каких языковых средств создаётся прекрасное явление жизни – юмор.

Цель проекта: узнать, как и с помощью каких языковых средств создаётся юмор в произведениях.

Задачи проекта: выяснить, что такое юмор и как он появился;

Провести социологический опрос среди одноклассников;

Проанализировать данные социологического опроса;

Ознакомить участников опроса с результатами.

Гипотеза: можно ли понимать смешное в художественных произведениях без чувства юмора?

Методы исследования: изучение научной литературы, поиск информации в сети Интернет;

Анкетирование учащихся.

Данная работа может быть использована на уроках литературы и русского языка для ознакомления учащихся со средствами создания юмора и о его значимости в нашей жизни.

 

 

ГЛАВА 1. ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЕМ ЮМОР

1. 1 Что такое юмор?

1. 1. 1. Определение юмора

Юмор – это вид комического изображения в литературе, построенный в виде незлой шутки. Сложность определения юмора заключается в том, что юмор в повседневной жизни имеет значение всего, что вызывает смех. Юмор всегда связан с добрым смехом, а также с желанием обратить внимание на определенный недостаток. Шутка в данном виде комического соединяется с чувствами грусти, жалости и сочувствия, а не с чувством негодования и желанием беспощадного обличения человеческих пороков. Внешне комическая ситуация имеет внутреннюю серьезность.

1. 1. 2. Отличие юмора от других комических средств

Юмор, в отличие от других видов комического, не отрицает наличие положительных сторон. В персонаже совмещаются достоинства и недостатки, о которых напоминается с помощью юмористических элементов описания. Юмор помогает серьезные вещи скрыть под маской смешного. В этом случае смех не задевает чувства, является добрым. Так же юмор необходимо отличать от других видов комических средств: сатира, ирония, сарказм.

1. 2 История возникновения юмора

1. 2. 1. Версия Древних греков

Многие из нас обладают чувством юмора, умеют его грамотно проявить и наслаждаться им, но не каждый осведомлён о его истоках. Если прошлое помогает узнать настоящее, вопрос об истоках юмора, по крайней мере, полезен. Исследователи не располагают точными данными относительно того, откуда и когда возник юмор. Одно известно совершенно отчётливо: юмор не сразу стал таким, каков он есть сейчас. Юмор- (первоначально на латинском языке слово humor) означало жидкость, сок, желчь. Древние греки делили желчь на чёрную и жёлтую для наглядности. Римляне навели порядок, желчь осталась желчью без цветового различия и получила более ёмкое название humere – «быть влажным», уже на латыни.

1. 2. 2. Версия англичан

Англичан средневековья жидкостная конструкция человеческого тела интересовать перестала. Они оставили в своём языке humere, чуть его преобразовав в humor, для обозначения неустойчивого психологического состояния человека. Так вот, мы приблизились к печальному источнику происхождения понятия «юмор». Неуравновешенный человек – «влажный», т.е. истекает горькой желчью, и называют его «юморной». Плохое ли у вас настроение, хорошее ли, противоречивое – вы всё равно «мокрый», а значит, «юморной». Королева Елизавета очень любила театр. Тогда сочиняли пьесы, наделяя героя каким-нибудь одним ярким качеством, выпуклой чертой характера. И хвастливый, и трусливый, и жадный, и весёлый назывались одним словом humor, т.е. характерный герой. Драматург Бен Джонсон сочинял блестящие комедии, где доводил каждый характер до пародии. Зрители, конечно, смеялись. Так «юмор» превратился из «желчи», «влажности», «неуравновешенности» в «смешной».

1.3 Значение юмора в литературе

В литературе юмор используется не для жестокого обличения пороков, а для мягкого указания на человеческие недостатки. Человек, который подвергся юмору, как правило, не обижается на шутку. Под юмором в узком смысле слова понимается изображение героев в смешном виде. Писатель изображает череду нелепых и смешных ситуаций, в которых человек раскрывает свои безобидные недостатки.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ЮМОРА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

2.1 Создание юмора

2.1.1. Проявление юмора в произведениях

В основе юмористического рассказа лежит комическая ситуация или смешное недоразумение. Создать их помогают: появление неожиданных для героя участников событий; неожиданный поворот событий; неожиданная развязка

Юмор проявляется в манере повествования, в обрисовке внешности и языке героев. В этом помогают языковые средства создания юмора: интересный диалог; смешные имена (клички); фамилии героев; авторская юмористическая оценка.

2.1.2. Формы юмора

Существуют различные формы юмора: ирония, сарказм, пародия, сатира, анекдот, шутка, каламбур, гротеск и так далее. Особый вид юмора представляет собой чёрный юмор.

 

2.2 Средства и приёмы создания юмора

2.2.1. Словообразовательные и лексические приёмы

 У юмористов есть свои речевые средства и приёмы: основными считаются словообразовательные и лексические.

Сопоставим для приёма слова воин и вояка, душа и душонка. Совершенно очевидно, что суффиксы -як - и –онк– придают этим словам пренебрежительный, насмешливый оттенок, вызывая ироническую улыбку по отношению к тому, что они обозначают: Эх ты, вояка! Или Мелкая, трусливая душонка! Вот ещё некоторые суффиксы такого рода: - ишк - (людишки, страстишки), - ня (грызня, стряпня), - щин-а (штурмовщина), - ил-а (громила, заправила), - яг-а (деляга, стиляга) и др.

Существуют и приставки, придающие в определённых условиях иронический или шутливый оттенок речи: раз - (рас -):распрекрасный ( в повести А. Гайдара «Чук и Гек» мать называет набедокуривших мальчиков распрекрасными своими сыновьями), развесёлый ( слишком, чрезмерно весёлый и оттого развязный), например: развесёлая компания и пр. ; по -+ суффикс – ива - (-ыва-): пописывать, почитывать (шутливо - иронически о несерьёзном отношении к писательскому труду или к чтению) и т. д. ; пре - : премного (например, иронически: премного вам благодарен) и др.

Большая группа слов с ироническим или юмористическим оттенком образована словосложением. Они созданы в живой народной речи: ротозей (зевака или разиня), зубоскал (насмешник), крохобор (скупой, мелочный человек), пустозвон, пустомеля (болтун) и пр. Много таких слов и в разговорно-литературной книжной речи: высокопарный (напыщенный), низкопробный (невысокого качества), борзописец (плодовитый, но плохой писатель), душещипательный (сентиментальный, чрезмерно чувствительный), новоявленный, новоиспечённый (недавно, только что созданный, появившийся) и др.

Данный приём можно увидеть в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:

Помещик был румяненький,

Осанистый, присадистый

Шестидесяти лет;

Он пистолетик выхватил,

Как сам, такой же толстенький…

2.2.2. Слова-синонимы

Так же, одним из средств для придания речи иронии и юмора являются меткие и образные разговорные и просторечные слова-синонимы слов нейтральных: вместо говорить- разглагольствовать (пустословить или выражаться высокопарно, напыщенно); вместо рисовать – малевать (о неумелом, бездарном рисовании); вместо картина – мазня (о плохой картине); вместо писать – строчить, кропать (настрочил кляузу, накропал вирши, т. е. плохие стихи); место единомышленник – подпевала, (о том, кто покорно повторяет чужие слова); вместо помощник – пособник (обычно – в неблаговидном деле, в преступлении). Некоторые слова такого рода (например, пособник) первоначально были взяты из просторечия (где пособить значит «помочь»), а затем вошли в общелитературный язык, прочно утвердив за собой отрицательный оттенок.

Для придания речи иронического или шутливого оттенка используют и архаизмы, чаще всего из старославянского языка. Например: вместо сидеть – восседать; вместо захотеть – соизволить; вместо сказал – изрёк; вместо вы – ваша милость; вместо прийти, явиться – пожаловать; вместо выдумывать – измышлять; вместо по вине кого- либо – по милости.

Данный приём можно увидеть в повести Гоголя Н. В. «Вечера на хуторе близ Диканьки»:

– А! – сказал тот же запорожец, – это тот самый кузнец, который малюет важно. Здорово, земляк, зачем тебя Бог принес?

2.2.3. Фразеологические выражения

Важным средством юмора и иронии является употребление в речи фразеологических выражений шутливого и иронического характера. Многие из них являются не чем иным, как застывшими выражениями, построенными с помощью перечисленных выше средств, а также метких сравнений, гипербол. Вот некоторые шутливые фразеологизмы: мухи дохнут, мрут (о невыносимой скуке, вызываемой чем- либо), без году неделя (совсем недавно), на своих на двоих (то есть пешком), плакали ваши денежки (о пропавшем долге, напрасно истраченных деньгах), не все дома (не в своём уме), нос не дорос (слишком рано заниматься чем- либо).

Данный приём создания юмора можно увидеть В. Ю. Драгунского «Англичанин Павля»:

— К нам в гости приехал студент, Сева. Так вот он со мной каждый день занимается. Вот уже целых два месяца. Прямо замучил совсем.

— А что, трудный английский язык? — спросил я.

— С ума сойти, — вздохнул Павля.

— Еще бы не трудный, — вмешался папа. — Там у них сам черт ногу сломит. Уж очень сложное правописание. Пишется Ливерпуль, а произносится Манчестер…

 

 

2.2.4. Графические средства

К источникам графических средств и приемов создания комического можно отнести следующие:

а) возможности графики (размер, цвет, форма шрифта, знаки препинания), рисунок;

б) перестановка, вставка или замена букв (эпентеза, палиндром, акростих и др. игровые приемы);

в) намеренные нарушения норм письменной речи (орфографические ошибки, придающие слову новое значение);

Фонетические и графические средства комического воздействуют на читателя, как правило, не изолированно, а в совокупности с явлениями других языковых уровней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ВАЖНОСТЬ ЧУВСТВА ЮМОРА

3.1 Юмор – это жизнь

3.1.1. Можно ли понимать смешное не имея чувства юмора?

Можно ли понимать смешное в художественных произведениях не имея чувства юмора? Именно этим вопросом я задалась. На мой взгляд - нет. Чем лучше чувство юмора, тем легче и глубже будет понята шутка, и наоборот.

  Не все умеют шутить, не все понимают юмор, не все понимают, что они не понимают юмор, а есть люди, которых юмор еще и раздражает.  Люди, не понимающие юмора, воспринимают юмор как глупость, особенно если это гипербола или пародия. Они гиперболу принимают за чистую монету и сердятся. Для человека, лишенного чувства юмора, не существует комического.  Человек, лишенный чувства юмора, скучен для окружающих и, скорее всего, не ощущает всей полноты жизни.

 

3.2 Социологический опрос

3.2.1. Анализ данных социологического опроса

Я провела социологический опрос среди одноклассников. Мной было опрошено 25 человек. Им были заданы вопросы, касающиеся чувства юмора. 25 человек (100%) считают, что у них есть чувство юмора (смотреть приложение 1). 24 человека (96%) считают, что важно понимать юмор, а 1 человек (4%) считает это не важным (смотреть приложение 2). 23 человека (92%) замечают при чтении смешное в произведениях, а 2 человека (8%)-не замечают (смотреть приложение 3). 10 человек (40%) считают, что у всех их друзей есть чувство юмора, а 15 человек (60%) считают, что не все их друзья имеют чувство юмора (смотреть приложение 4). 25 человек (100%) не анализируют во время чтения, с помощью каких языковых средств создаются юмористические моменты в произведениях (смотреть приложение 5).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Смех и юмор необходимый атрибут любого общества. Смех — часть естественного человеческого поведения, который начинает формироваться с момента его появления и сопровождает всю его жизнь. Юмор окружает нас везде. Без него было бы сложно работать, учиться и просто жить. У каждого человека юмор свой. Он зависит от пола, от воспитания, от среды, в которой живет человек, от его специальности, от культуры страны, где долгое время пребывает человек. По определению юмор — это демонстрация абсурдности или несуразности объектов, поступков или ситуаций, сделанная с намерением вызвать смех.

Из результатов проведенного мной опроса я сделала вывод, что все мои одноклассники считают себя обладателями чувства юмора, но не считают таковыми всех своих друзей. Все ребята не анализируют способы создания комичного в литературных произведениях.

Также из опроса можно сделать вывод, что для понимания юмористического в произведениях для читателя важно иметь в первую очередь развитое чувство юмора, а для автора важно знать языковые средства создания юмора в произведениях.

Вообще, чувство юмора - вещь субъективная, у каждого оно свое. У кого-то оно хорошее, у кого-то не очень. Кто-то умеет хорошо пошутить, кто-то плохо воспринимает юмор. Но я полностью согласна с высказыванием немецкого писателя Вильгельма Раабе: «Юмор - это спасательный круг на волнах жизни».

Таким образом, я ответила на поставленный мной вопрос. Действительно, для понимания юмора в произведениях в первую очередь важно наличие чувства юмора.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гоголь И. В. Вечера на хуторе близ Диканьки / И. В. Гоголь – М.: Художественная литература, 1998

2. Драгунский В. Ю. Англичанин Павля / Смешные рассказы и стихи о школе / Под ред. И. Б. Шестаковой – М.: Омега, 2012

3. Некрасов Н. А. Кому на Руси жить хорошо / Русская литература. Учебник для 9 класса средней школы / Под ред. М. Г. Капурина, Д. К. Мотольской – М.: Просвещение, 1998

Интернет:

1. https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-po-literature-na-temu-yazikovie-sredstva-sozdaniya-yumora-v-proizvedeniyah-3791036.html

2. https://www.epochtimes.ru/content/view/72707/9/

3. https://4brain.ru/humor/vidy.php

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Анекдот

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Гипербола_(риторика)

6.https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/grotesk-chto-ehto-takoe-primery-v-literature.html

7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ирония

8.https://ru.wikipedia.org/wiki/Каламбур

9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пародия

10. https://ru.wikipedia.org/wiki/Сарказм

11. https://ru.wikipedia.org/wiki/Сатира

12. https://ru.wikipedia.org/wiki/Чёрный_юмор

13. https://ru.wikipedia.org/wiki/Шутка

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ТЕРМИНОВ

 

Анекдот – фольклорный жанр, короткая смешная история, обычно передаваемая из уст в уста. Чаще всего анекдоту свойственно неожиданное смысловое разрешение в самом конце, которое рождает смех.

Гротеск – это средство художественной выразительности, объединяющее в причудливых, поражающих воображение образах простое и сложное, высокое и низкое, комическое и трагическое. Основа гротеска – контраст.

Ирония – сатирический приём, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляет) явному смыслу.

Каламбур – литературный приём с использованием в одном контексте разных значений одного и того же слова или разных слов, или словосочетаний, сходных по звучанию. Эффект каламбура, обычно комический (юмористический), заключается в контрасте между смыслом одинаково звучащих слов.

Пародия – произведение искусства, имеющее целью создание у читателя (зрителя, слушателя) комического эффекта за счёт намеренного повторения уникальных черт уже известного произведения, в специально изменённой форме. Пародии могут создаваться в различных жанрах и направлениях искусства, в том числе литературе (в прозе и поэзии), музыке, кино, игры, эстрадном искусстве и других.

Сарказм – один из видов сатирического изобличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого. Высказывания и художественные произведения, сделанные с сарказмом, утверждают одно, но дают ясно понять, что подразумевают противоположное – например, при помощи издевательской гиперболы или интонации.

Сатира – резкое проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств (приёмов).

Чёрный юмор – юмор с примесью цинизма, комический эффект которого состоит в насмешках над смертью, насилием, болезнями, физическими уродствами или иными «мрачными» темами.

Шутка – это фраза или небольшой текст юмористического содержания. Она может быть в различных формах, таких, как вопрос/ответ или короткая байка. Для достижения своей юмористической цели шутка может использовать иронию, сарказм, игру слов и другие методы. Шутка, как правило, имеет концовку (кульминацию), которая заканчивает повествование и делает его смешным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Важность чувства юмора (данные социологического опроса)

Анализ ответов на вопрос №1

Считаете ли Вы, что у Вас есть чувство юмора? («да»-100%)

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анализ ответов на вопрос №2

Как Вы думаете, важно ли понимать юмор? («да»-96%; «нет»-4%)

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Анализ ответов на вопрос №3

Читая произведения, замечаете ли Вы в них смешные эпизоды? («да»-92%; «нет»-8%)

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Анализ ответов на вопрос №4

На Ваш взгляд, у всех ли Ваших друзей есть чувство юмора?

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Анализ ответов на вопрос №5

Анализируете ли вы во время чтения, с помощью каких языковых средств создаются юмористические моменты в произведениях? («да»-0%; «нет»-100%)

 

 

Скачать работу
На портале “Солнечный свет”
Более 100 номинаций
Cвыше 2 000 тестов олимпиад и викторин на профессиональном портале.
97% клиентов
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами.
Свыше 1 000 000 участий
Более 1 000 педагогов и учащихся ежедневно участвует в наших конкурсах.
Вам доступны для участия более 100 конкурсов. Участвуйте в наших конкурсах и получите свой диплом победителя.
Этапы участия
1 шаг: Участие
Отправьте заявку с помощью специальной формы
2 шаг: Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг: Диплом
Введите свои основные данные (ФИО, место работы) для оформления диплома победителя
Более 20 шаблонов и образцов для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет Создать дипломы
Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Пожалуйста, подождите.
x
×